• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Лингвистическая антропология: язык, мышление, цивилизация

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Лингвистическая антропология, как междисциплинарная область знания, занимается описанием взаимосвязи языка и мышления, изучением влияния языка на культуру, а цивилизационных процессов – на язык. Лингвистическую антропологию интересуют различия в категоризации окружающей действительности различными языками и поиск в этом доказательств влияния языка на индивидуальное и массовое мышление. В рамках курса предполагаются, во-первых, рассказ о развитии идей лингвистической антропологии и их обсуждение и критика, начиная от немецкой философии Нового времени (В. фон Гумбольдт и др.) и далее к американской антропологии Ф. Боаса, гипотезе лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа, идее семантических примитивов А. Вежбицкой, появлению этнолингвистики и т. д., а во-вторых, рассмотрение того, как основные проблемы лингвистической антропологии экспериментально и теоретически раскрываются в частных областях (демонстрации конкретных категориальных различий языков мира, влияния языков на индивидуальное и общественное мышление): классификация цветов, описание ориентации в пространстве, родственные отношения, языковые основы систем счисления. Кроме того, в рамках курса планируется рассмотреть корреляцию между терминами "язык" и "власть", обсудить явление политкорректности и причины возникновения агрессивного дискурса в условиях массовой коммуникации, а также рассмотреть принципы рождения и смерти лингвистических структур.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина направлена на формирование представления о связи языка с мышлением с одной стороны и с цивилизацией – с другой. Эти знания необходимы для специалиста, по существу, в любой гуманитарной области: лингвистика не только дала гуманитарным наукам свой теоретический аппарат (речь идёт в первую очередь о структурной лингвистике), но и сама в XXI веке стала междисциплинарной областью, поскольку объект её изучения – язык – оказался связующим звеном в изучении мышления и познании цивилизационных процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных понятий, методов анализа данных
  • Понимание корреляции между явлениями "язык", "культура" и "пространство"
  • Понимание соотношений ялений "язык", "сознание" и "культура"
  • Представления об обозначении времени в различных языках
  • Представления об отражении пространства в различных языках
  • Представление о принципах цветообозначения в различных языках
  • Знание о восприятии формы и материала у носителей различных языков
  • Представление о психологических механизмах овладения языками
  • Представление о номинации родственных связей в различных языках
  • Знание об основных принципах овладения языком
  • Представление о механизмах языковой эволюции
  • Умение провести дискурсивный анализ
  • Понимание принципов речевого воздействие на адресата
  • Умение обнаружить и классифицировать конфликтную стратегию
  • Знание основной типологии речевых конфликтов
  • Владение стратегиями эффективной коммуникации
  • Знание о трансформации коммуникативного процесса под влиянием новых технологий
  • Понимание роли отдельных грамматических категорий
  • Знание об общем влиянии языка на восприятие мира
  • Овладение принципами анализа языковой интерференции
  • Умение сопоставить различные системы обозначения родства
  • Знание принципов формирования внутренней речи
  • Знание основных принципов рациональной коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что изучает лингвистическая антропология?
    Суть лингвистической антропологии, её задачи и основные термины. Понятие об антропологии. Физическая, социальная, культурная и лингвистическая антропология. Различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, лингвокультурологией, социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
  • Язык, мышление и культура
    Идеи Вильгельма фон Гумбольдта и других европейских философов. Антропология Франца Боаса. Этнолингвистика. Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира–Уорфа): её появление, развитие, критика и возвращение интереса к ней. Частные проявления гипотезы лингвистической относительности: классификация цветов, концептуализация времени.
  • Временно-пространственные отношения в различных языках
    Традиционное европейское ориентирование, стороны света и антропоцентризм. Ориентирование по естественным географическим объектам. Ориентирование по артефактам
  • Механизм овладения языком и обучение животных
    Принципы овладения языком в процессе социализации. Проблема обучаемости животных коммуникации с человеком
  • Цвет, форма и материал в различных языках
    Обозначение цвета в языках мира. Базовые цвета. Современные исследования в области цветообозначений.
  • Отражение в языке родственных отношений
    Различные типы семей в разных культурах и цивилизациях. Наименования сиблингов и родственников по линиям отца и матери в разных языках и культурах.
  • Язык и принципы восприятия мира
    Как знание одного или нескольких языков влияет на восприятие мира. Особенности формирования отдельных грамматическиз категорий. Влияние языковых паттернов на механизмы познание мира
  • Социализация в многоязычной среде: внутренняя речь и билингвизм
    Механизмы формирования речи. Связь между мышлением и речью. Явления билингвизма и диглоссии
  • Коммуникация и новые коммуникативные пространства
    Интернет и влияние мультимедийного пространства на коммуникацию
  • Язык и кооперация: функции вежливости в языке
    Теория вежливости. Позитивная и негативная вежливость. Понятие «социального лица». Семейный этикет.
  • Язык и конфронтация: речевая агрессия и массовая коммуникация
    Лингвистическая (не)вежливость и ее функции. Основные роли участников конфликта. Стратегии ведения и выхода из конфликта
  • Язык и власть: политический дискурс
    Язык и политика. Язык пропаганды. Новояз
  • Разговор о политкорректности
    Власть языка и язык власти. Что такое "политкорректность" м её функции.
  • Рождение и смерть языков
    Процесс исчезновения языков. Основные причины. Возникновение пиджинов и креольских языков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Семинар
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Письменная работа + 0.3 * Семинар
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A first look at communication theory, Griffin, E., 2015
  • An introduction to bilingualism : principles and processes, , 2008
  • Bilingualism : a framework for understanding the mental lexicon, , 2017
  • Foundations of bilingual education and bilingualism, Baker, C., 2017
  • Handbook of bilingualism : psycholinguistic approaches, , 2005
  • Historical (Im) politeness, , 2010
  • Impoliteness : using language to cause offence, Culpeper, J., 2011
  • Living language : an introduction to linguistic anthropology, Ahearn, L. M., 2012
  • Meeting at Grand Central : understanding the social and evolutionary roots of cooperation, Cronk, L., 2013
  • The handbook of sociocultural antropology, , 2013
  • The pragmatics of politeness, Leech, G., 2014
  • X-rated! : the power of mythic symbolism in popular culture, Danesi, M., 2009
  • Зоопсихология. Элементарное мышление животных : учеб. пособие для вузов, Зорина, З. А., 2002
  • Зоопсихология. Элементарное мышление животных : учеб. пособие для вузов, Зорина, З. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A handbook of media and communication research : qualitative and quantitative methodologies, , 2002
  • Beyond advertising : communication design, , 2007