• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Методы исследования медиаконтента: Второй сезон (Advanced)

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

НИС предлагает новые форматы работы с методами исследования медиаконтента в рамках студенческих работ. Вслед за базовым знанием, полученным на 2 курсе, этот НИС даёт возможность освоить методы исследования медиаконтента на углубленном уровне. Акцент делается в большей степени на анализ данных и качество аналитических интерпретаций, и в меньшей степени на процедуру (она уже усвоена на предыдущих курсах). Студенты рассматривают применение репертуара ключевых методов (фрейм- и нарративный анализ, контент- и дискурс-анализ) на всех этапах исследования — от проектирования дизайна исследования для курсовой работы до написания аналитического текста. На финальном этапе работы с исследованием обсуждаются и реализуются релевантные форматы презентации результатов исследования для разных целевых аудиторий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель исследовательского семинара — освоить актуальные форматы работы с методами исследования медиаконтента, которые можно применять в студенческих исследованиях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует специфику основных методов исследования медиаконтента.
  • Называет и сравнивает между собой возможности и ограничения количественных и качественных методов исследования медиаконтента.
  • Выбирает методы, соответствующие конкретной теме, обосновывает свой выбор.
  • Формулирует принципы разработки исследовательского дизайна
  • Иллюстрирует элементы дизайна исследовательского проекта (тема, проблема, исследовательский вопрос и т.д.) на собственных примерах.
  • Обоснованно выбирает метод для собственного исследовательского проекта.
  • Разрабатывает дизайн исследовательского проекта в соответствии с критериями.
  • Называет основные этапы работы над исследованием медиатекстов
  • По заданным критериям описывает процедуру сбора данных для исследования (источники, количество, временной период)
  • Обосновывает этические принципы сбора данных в социальных сетях на собственных примерах.
  • Использует технологии сбора и обработки медиаконтента в количественном исследовании.
  • Проводит кодирование массива данных по заданным критериям.
  • Использует методики для кодирования материалов в качественном исследовании медиаконтента.
  • Использует программы и сервисы для анализа количественных данных.
  • Использует программы и сервисы для анализа качественных данных.
  • Даёт эмпирически обоснованное объяснение для поставленной исследовательской проблемы.
  • Объясняет результаты собственного исследования с использованием теорий.
  • Формулирует правила написания академического текста, называет элементы его структуры.
  • Оформляет исследовательский проект в соответствии с требованиями к академическому стилю.
  • Эффективно представляет результаты работы в устной и письменной форме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Обзор продвинутых методов исследования медиаконтента
    Исследования медиаконтента и продвинутые возможности количественных и качественных методов. Комплексные методы контент-анализа, мультиплатформенный дискурс-анализ. Комбинирование методов анализа медиатекстов и интервью с участниками их производства. Углубленное исследование разных этапов подготовки и публикации медиаконтента.
  • 1.2. Потенциал качественных и количественных методов исследования медиаконтента.
    Оценка потенциала классических методов исследования медиаконтента. Преимущества и ограничения новых методологических решений, совершенствующих процедуры классических методов. Преимущества и ограничения смешанной методологии исследований медиатекстов: типичные ошибки комбинирования методов и примеры удачного дизайна.
  • 1.3. Критерии выбора метода для собственного исследования.
    Основные принципы выбора метода в соответствии с темой исследования. Ревизия накопленного методологического опыта в выбранном направлении исследования. Рефлексия возможностей и ограничений выбранной методологии и методов. Оценка эвристических и временных ресурсов, возможностей доступа к полю.
  • 2.1. Общие принципы дизайна исследования медиаконтента
    Специфика проектирования дизайна в медиаисследованиях. Типы исследовательского дизайна. Этапы проектирования дизайна, логика связи основных элементов. Концептуализация основных понятий исследования и описание возможностей метода. Примеры удачного выбора методологии и стратегии исследования в проектах исследования медиаконтента.
  • 2.2. Проблематизация, постановка темы исследования
    Подходы к проблематизации выбранной темы и обоснованию её актуальности. Привлечение статистических показателей, данных опросов, результатов исследования трендов и прогнозных проектов. Работа с кейсами в обосновании актуальности темы и проблемы. Формулирование методологического вклада в исследование проблемы, обоснование вклада исследовательского проекта в развитие академического знания и профессиональной индустрии.
  • 2.3. Выбор и обоснование методов исследования
    Критерии выбора метода исследования. Выбор аргументов в пользу обоснования метода. Оценка ресурсов и доступных инструментов, понимание процедуры исследования. Базовое представление о выборке и массиве необходимых данных.
  • 2.4. Описание дизайна исследования в студенческой научной работе
    Критерии и примеры оформления дизайна исследования в тексте КР и ВКР. Принципы и правила написания введения как ключевого элемента студенческого исследовательского текста. Типичные ошибки в тексте введения, примеры удачных студенческих работ с корректной работой над введением.
  • 3.1. Разработка процедуры исследования
    Понятие процедуры исследование. Критерии прозрачности и воспроизводимости. Ключевые принципы обоснования и описания процедуры исследования: описание специфики изучаемого объекта, этапы и временные рамки проделанной исследовательской работы.
  • 3.2. Формирование выборки в исследованиях медиаконтента
    Типы выборки в количественных и качественных исследованиях медиаконтента. Основные принципы формирования выборки в количественных и качественных исследованиях медиаконтента. Преимущества и ограничения разных стратегий формирования выборки. Описание выборки и критериев отбора данных для анализа. Краткое описание массива изученных данных - количество и основные характеристики изучаемого массива данных. Типичные ошибки. Примеры удачных стратегий формирования выборки.
  • 3.3. Этика работы с данными в социальных медиа
    Позиция и роль исследователя в изучении массива медиатекстов. Работа в исследовательской команде. Этический кодекс исследователя. Сенситивные темы и принципы работы с медиаконтентом. Правила и этика работы с открытыми данными в социальных медиа. Обязательства и права исследователя в работе с медиаконтентом. Дискуссии о необходимости информированного согласия в работе с контентом пользователей социальных медиа, обсуждение с участниками поля запросов на публикацию данных и опубличивание информации.
  • 3.4. Принципы сбора, организации и анализа данных для количественного исследования медиатекстов
    План исследования, оценка организационных и временных ресурсов, возможного бюджета, распределение обязанностей в случае работы в команде. Поиск релевантных и эффективных инструментов для сбора и анализа данных количественного исследования медиатекстов. Рефлексия о возможностях и ограничениях количественных методов исследования медиатекстов. Способы организации аналитических заметок и выводов в ходе работы с данными. Информация и данные, которые не удалось получить. Решение о доборе данных. Возможные искажения полученных данных и факторы, которые на это повлияли.
  • 3.5. Принципы сбора, организации и анализа данных для качественного исследования медиатекстов
    План исследования, оценка организационных и временных ресурсов, возможного бюджета, распределение обязанностей в случае работы в команде. Поиск релевантных и эффективных инструментов для сбора и анализа данных качественного исследования медиатекстов. Рефлексия о возможностях и ограничениях качественных методов исследования медиатекстов. Способы организации аналитических заметок и выводов в ходе работы с данными. Информация и данные, которые не удалось получить. Решение о доборе данных. Возможные искажения полученных данных и факторы, которые на это повлияли.
  • 4.1. Подходы к анализу данных, полученных с использованием количественных методов: технические процедуры и статистические показатели
    Организация и подготовка массива данных к анализу. Готовые программные решения и авторские инструменты для анализа данных. Самостоятельные решения по организации анализа данных без использования дополнительных инструментов. Выбор аналитической модели работы с данными, анализ возможностей и ограничений выбранной модели. Установление причинно-следственных связей.
  • 4.2. Подходы к анализу данных, полученных с использованием качественных методов: технические процедуры и описания
    Организация и подготовка массива данных к анализу. Принятие решения о способах работы с теорией в процессе анализа данных. Индуктивная или дедуктивная логика анализа данных. Стратегии теоретизации результатов эмпирических наблюдений и интервью. Аналитическое описание или попытка объяснения изучаемой проблемы.
  • 4.3. От данных к их интерпретациям, аналитические типологии
    Кодирование данных: типы кодирования и процедура. Методы триангуляции в работе над анализом данных. Построение “естественных” и аналитических типологий. От описания к объяснению: использование теории для построения и интерпретации типологий и причинно-следственных связей.
  • 5.1. Правила написания академического текста: язык, структура и оформление
    Структура и основные разделы академического текста. Логика интеграции дизайна и результатов исследования в текст студенческой работы. Связь обзора литературы с результатами эмпирического исследования. Стили написания академического текста, язык и терминология. Позиция автора и плагиат. Оформление академического текста в соответствии с ГОСТом и зарубежными стандартами цитирования (APA, Harvard и т.д.). Типичные ошибки оформления и некорректное цитирование.
  • 5.2. Популярные форматы презентации результатов исследования
    Различия форматов КР и ВКР, научной статьи и аналитического отчета. Творческие форматы представления данных исследования: мультимедийные проекты, подкасты, комиксы, комплексная инфографика. Инструменты дата-журналистики и презентация данных исследовательского проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах
  • неблокирующий Дизайн проекта исследования
  • неблокирующий Описание массива данных и процедуры исследования
  • неблокирующий Комментарий по итогам перекрёстного анализа данных
  • неблокирующий Аналитическая записка по результатам исследования
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
  • неблокирующий Анализ и презентация статьи
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Анализ и презентация статьи + 0.25 * Аналитическая записка по результатам исследования + 0.2 * Дизайн проекта исследования + 0.1 * Комментарий по итогам перекрёстного анализа данных + 0.1 * Описание массива данных и процедуры исследования + 0.1 * Презентация исследовательского проекта + 0.15 * Участие в семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abbott, M., & McKinney, J. (2013). Understanding and Applying Research Design. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531530
  • Drisko, J. W., & Maschi, T. (2016). Content Analysis. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1107420
  • Stokes, J. C. (2003). How to Do Media and Cultural Studies. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251789

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Angharad N. Valdivia. (2007). A Companion to Media Studies. Wiley-Blackwell.
  • Hyland, K., & Paltridge, B. (2011). Continuum Companion to Discourse Analysis. Continuum.
  • Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583