• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

История политической философии Нового и Новейшего времени (ХVIII-ХХ века)

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История политической философии Нового и Новейшего времени (XVIII ― XX вв.» посвящен основным этапам развития политико-философской мысли на Западе от эпохи Просвещения до конца XX в. Он имеет своей целью ознакомление слушателей с основными моментами в развитии политической философии Нового и Новейшего времени, теориями и концепциями, созданными крупнейшими политическими философами и мыслителями Запада. В центре курса находится проблема политического модерна как проблема совмещения в рамках одного политико-конституционного устройства принципов свободы и порядка, индивидуального и всеобщего, личного и общественного начал.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить ключевые моменты в истории политической философии Запада Нового и Новейшего времени (XVIII ―XX вв.).
  • Рассмотреть основные проблемные узлы и методологические подходы, характерные для осмысления ключевых общественно-политических проблем в политической философии Запада Нового и Новейшего времени.
  • Дать критический анализ основных понятий и категорий политической философии Нового и Новейшего времени ― свободы и равенства, закона и порядка, блага и справедливости, власти и политического порядка.
  • Выработать у слушателей навыки критического мышления и оценки основных коллизий политического модерна в политической философии Нового и Новейшего времени.
  • Показать слушателям актуальности идейного наследия политической философии Запада Нового и Новейшего времени для западной политико-правовой традиции для анализа современного политического процесса в России и за рубежом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных этапах развития западной политической философии Нового и Новейшего времени (XVIII ―XX вв.), идеях и концепциях ведущих западных политических философов и мыслителей.
  • Ориентируется в основных философских течениях и направлениях политической философии Запада Нового и Новейшего времени.
  • Умеет использовать полученные в рамках курса знания в исследовательских и полемико-политических целях.
  • • Отдает отчет в своеобразии проблемного поля, базовых моделях рассуждений и дебатов по ключевым общественно-политическим проблемам, основном аналитическом и полемико-политическом словаре и методологических подходах, характерных для политической философии Запада Нового и Новейшего времени.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 3.1. Жан-Жак Руссо.
    Радикализация политической проблемы модерна у Руссо. Антиномии политического мышления Руссо: природа и гражданское общество, человек и гражданин, счастье и прогресс. Критика гражданского общества модерна. Обращение Руссо к республиканским идеалам древнего мира. Неудовлетворительность классического учения о политике и необходимость построения адекватной концепции человеческой природы в качестве теоретического фундамента истинной политической теории. Метод исследования человека у Руссо. «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Естественное состояние и человеческая природа. Проблема общечеловеческой эмансипации и создания гуманного общества свободных и равных граждан. Учение об общественном договоре. Концепции «общей воли» и «воли всех». Права членов политического организма. Необходимые условия соблюдения общественного договора: законодательство, гражданская религия, территория и экономическое благосостояние. Открытие Руссо двух демиургов Современности — Общества и Истории ― и проблема философии истории как гарантии воплощения в жизнь совершенного политического строя. Исторические судьбы учения Руссо об общественном договоре и народном суверенитете.
  • Тема 3.2. Эдмунд Бёрк.
    Политическая практика британской ограниченной монархии XVIII в. и Бёрк-политик. Дилемма Бёрка: «авторы здравой древности против «парижских философов». Отношение политической теории и практики. Место разума в политической жизни. Критика научного «геометрического» разума и «спекулятивного» подхода к политике. Возвращение «благоразумия», или практической мудрости в политическую мысль. Принцип пользы и естественное право. Синтез классического и нового естественного права. Идея взаимодополнительности государства-нации и гражданского общества модерна. Основа правления заключена не в «мнимых правах человека», но в «обеспечении наших потребностей и подчинении нашим обязанностям». Политическое действие требует «благоразумного управления настроением народа». Значение истории и традиции в политической жизни нации. «Старый обычай… является великой опорой всех правлений мира». Критика Бёрком теории и практики Французской революции 1789 г. Место Бёрка в идейной традиции европейского консерватизма.
  • Тема 3.3. Иммануил Кант.
    Идея политики, основанной на морали. «Истинная политика не может сделать и шага, не отдав должное морали». Проблема смысла и направленности всемирной истории. Движущие силы истории и ее закономерный характер. История совершается «согласно определенному плану природы». Недостаток природных задатков у человека по сравнению с другими животными как предпосылка создания людьми рукотворного культурно-исторического мира. Положительное значение человеческих страстей (эгоизм, честолюбие, властолюбие, корыстолюбие) в развитии природных задатков человечества. Задача достижения «всеобщего гражданского правового состояния». Кантовская трактовка Просвещения. «Гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским». Республиканский идеал Канта. Республиканский принцип правления есть «государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательства». Ключевая роль права в регулировании социальных конфликтов в обществе модерна. В условиях «наилучшего строя» «власть принадлежит не людям, а законам». Кант о моральном праве народа на революцию. «Против законодательствующего главы государства нет правомерного сопротивления народа». Проблема политического суждения у Канта. Программа «всеобщего мира». «Вечный мир» как «высшее политическое благо». «Проблема создания государства разрешима, как бы шокирующе это не звучало, даже для дьяволов (если только они обладают рассудком)». Проблема радикального зла у Канта.
  • Тема 3.4. Георг Фридрих Вильгельм фон Гегель.
    Историческое место политической философии Гегеля. Гегелевская концепция модерна. Гегелевская теория общества модерна как «экспрессивной тотальности», всеми своими сторонами выражающей принцип субъективности. «Субъективная свобода» и «рефлексивность» как главные характеристики принципа новоевропейской субъективности. Индивидуализм, право на критику, принцип автономии действия и идейное господство идеалистической философии как центральные характеристики модерна в понимании Гегеля. Философия права Гегеля. Право как наличное бытие свободы. Абстрактное право, мораль, нравственность. Учение Гегеля о гражданском обществе и государстве. Критика Гегелем идеи рынка как саморегулирующейся системы, основанной на принципе laissez faire. Гегель о корпорациях и бюрократии как проводниках социальной гармонизации в обществах модерна. Гегелевское государство как «действительность нравственной идеи». Гегелевская концепция философии истории как «прогресса в осознании свободы». Принцип «хитрости разума» как способ связи действий индивидов с закономерным поступательным ходом истории. Гегелевская концепция «воспроизводящих» и «всемирно-исторических» индивидов. Всемирная история как «всемирная бойня» и как «истинная теодицея». Исторические судьбы социально-политического учения Гегеля. Правое и левое гегельянство в XX веке.
  • Тема 3.5. Карл Маркс.
    Формирование политической теории марксизма. Левые гегельянцы. Переход Маркса и Энгельса от революционного демократии к коммунизму. Критика гегелевской философии права и проблема взаимоотношения гражданского общества и государства. Материалистическое понимание истории как основа политической теории марксизма. Основные понятия исторического материализма. Вопрос о движущих силах социального развития. Диалектика производительных сил и производственных отношений как двигатель социальных изменений в обществе. Понятие «общественно-экономической формации». Категории «базиса и надстройки». «Теорема о надстройке». Маркс о всемирно-исторической роли пролетариата. Классовая борьба и пролетарская революция. Экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы пролетариата. Проблема объективных и субъективных условий пролетарской революции. Вопрос о завоевании пролетариатом политической власти как главный вопрос пролетарской революции. Существует ли марксистская теория государства? Центральное место учения о партии в политической теории марксизма. Массовая партия и авангардная партия как вклад реформистского и революционного социализма в политическую теорию марксизма. Пролетарская революция и диктатура пролетариата. Парижская коммуна 1871 г. и ее роль в формировании марксистской концепции государства-коммуны. Марксистская идея бесклассового общества и необходимость замены «распоряжением вещами» «управления людьми».
  • Тема 3.6. Иеремия Бентам.
    Утилитаризм как идейная основа политической философии. Удовольствие и страдание как два главных мерила человеческого поведения. «Природа подчинила человека власти страдания и удовольствия». Этический принцип пользы и проекты политических, социальных и правовых реформ. «Наибольшее счастье наибольшего числа людей» как центральный принцип этики Бентама. Составные элементы совокупного счастья общества: средства к существованию, довольство, равенство, безопасность. Личные добродетели индивида модерна: благоразумие и доброжелательность. Категория цели в праве как способ связи этических принципов утилитаризма с практическим законодательством. «Главное предназначение правительства состоит в ограждении индивида от страданий». Теория государственного суверенитета и права законодательных собраний. Правовой позитивизм Бентама и его критика теорий естественного права Нового времени, естественных прав человека и общественного договора.
  • Тема 3.7. Джон Стюарт Милль.
    Утилитаризм как теоретическая основа социальной и политической философии Милля. Критика Миллем утилитаристской концепции И. Бентама. Человеческая природа. Опасность тирании большинства. Милль о свободе. Позитивная и негативная свобода. Негативная свобода как условие развития гениальной человеческой индивидуальности. Достоинства свободы. Сферы свободы. Проблема истины в политике. Структура и роль правительства. Необходимость ограничения полномочий правительства и бюрократии. Идея представительного правления. Милль о «национальном вопросе» в европейской политике XIX в. Политическая экономия Милля и пределы частнокапиталистического предпринимательства. «Социальный вопрос» в XIX веке в свете отношения Милля к социализму. Милль о проблеме равноправия женщин. Критика социально-политических воззрений Милля.
  • Тема 3.8. Алексис де Токвиль.
    Демократия как главный социальный феномен современных обществ. Демократия ― тип общества, а не форма правления. «Свобода или равенство?» как ключевая дилемма современности. Аристократические и демократические общества как формы организации современных обществ и их развитие в исторической перспективе. Тенденция к уравниванию условий жизни как главная отличительная черта современных демократических обществ. Понятие «нравов» как «морального и интеллектуального склада народа» и их влияние на жизнь современных демократических обществ. Проблема индивидуализма в демократических странах. Современность «индивидуализма» как духовно-исторического феномена и его отличие от «эгоизма». Равенство условий жизни как социальный фактор, благоприятствующий деспотизму. Токвиль о плюрализме политических режимов в демократических обществах. Либеральные и деспотические демократические общества. Современный деспотизм как «сочетание принципа централизации и принципа народного суверенитета». Опасность демократического деспотизма в современных обществах и формы противодействия ему. Американский опыт демократического строительства («Демократия в Америке», 1835) в его сравнении с опытом Французской Революции («Старый порядок и революция», 1856). Административная и бюрократическая централизация в мире модерна. Соединение религиозного духа с духом свободы как основа американской либеральной демократии. «Царства свободы нельзя достичь без господства нравственности, так же как нельзя сделать нравственным общество, лишенное веры». Постепенное сглаживание классовых различий и уравнивание условий жизни как отличительные структурные черты демократических обществ.
  • Тема 3.9. Фридрих Ницше.
    Этапы философской эволюции и основные произведения Фридриха Ницше. «Становление» вместо «развития». Понимание всего сущего как проявления «жизни», или «воли к власти». Борьба сил как аналитика становления. Плюрализм сил: силы активные и силы реактивные. Отношение силы к силе есть воля. «Воля к власти». Множественность «перспектив» вместо Истины. Противоположность «теории» и «жизни». Переоценка ценностей. Генеалогия идей как модель морального исследования. Идея «вечного возвращения». Феномен европейского нигилизма и идея «сверхчеловека». Критика европейского модерна, «последнего человека», современной демократии и массового общества. «Аристократия духа» как социальный и эстетический идеал Ницше. Развитие «высших человеческих типов» как истинная цель истории. Антитеза «господ» и «рабов». «Рабство принадлежит к сущности культуры». Идея творческой индивидуальности и жизнь человека как эстетический проект. «Настоящая цель государства — олимпийское существование и постоянно возобновляемое зачатие и подготовка гения». Идейное наследие Ницше в политической философии XX века.
  • Тема 3.10. Макс Вебер.
    Концепция и типы социального действия. Веберовская теория рационализации общественной жизни как концепция модернизации традиционных европейских обществ. Вебер об основных патологиях капиталистической модернизации. Веберовская теория политического господства. Легально-рациональный тип господства и его значение для управления обществами модерна. Веберовская концепция плебисцитарной демократии и ее противоречия. Институты современного парламентаризма как средства контроля над бюрократией и трибуны для отбора политических вождей. Проблема политического лидерства. Вебер о трех качествах, необходимых для современного политика: «страсть — чувство ответственности — глазомер». Три феномена распределения власти внутри сообщества: классы, сословия, партии. Критика социализма как «бюрократического деспотизма». Веберовское видение революционного процесса в России 1905/1917, его озарения и просчеты.
  • Тема 4.1. Антонио Грамши
    Марксизм как «философия практики». Проблема пролетарской революции и социалистической стратегии в условиях зрелого капитализма. Критика элементов экономизма и детерминизма в марксистской теории. «Пессимизм интеллекта — оптимизм воли». Государство и гражданское общество. Функционалистское понимание институтов буржуазного гражданского общества как формы организации согласия, направленного на стабилизацию господства. Государство как «гегемония, защищенная броней принуждения». Учение о гегемонии. Проблема завоевания гегемонии подчиненным классом. Интеллигенция как организатор и проводник гегемонии. Партия, революция, государство. Учение о коммунистической партии как о современном «государе». «Маневренная война», «позиционная война» и «пассивная революция-реставрация». Судьбы наследия А. Грамши в политической теории и практике XX в.
  • Тема 4.2. Карл Шмитт.
    Конец западноевропейского конституционно-правового государства XIX века в качестве последней инстанции и главного субъекта политического. Появление качественного и количественного «тотального» государства и проблема политического существования Веймарской республики. Учение о диктатуре. Идея политической теологии. «Суверен тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении». Децизионизм Шмитта и его парадоксы. Понятие политического. Противопоставление «друга» — «врага» как определяющий критерий политического в условиях «всемирной гражданской войны». Новые субъекты политического в XX века: тоталитарные движения, партизаны, террористы. Противоположность либерализма и демократии в условиях массового индустриального общества. Кризис прежней европейской системы Вестфальского мироустройства и «новый номос Земли».
  • Тема 4.3. Фридрих Август фон Хайек.
    Проблема экономической эффективности политической свободы как центральная тема политической мысли Ф. А. фон Хайека. История человечества и проблема культурной эволюции. Саморегулирующийся рынок как модель общества. Рынок, социальная справедливость и солидарность. Хайек об эпистемических функциях рыночных институтов и проблеме распределения знания в обществе. Невозможность рационального хозяйственного расчета в плановой социалистической экономике как главный аргумент против возможности создания социалистического общества. Критика социалистических и национал-социалистических экспериментов. Демонстрация пагубной роли «конструктивизма» в теории (псевдонаучный рационализм) и на практике (социальная инженерия) для современного общества. Основные линии критики современной демократии. Конституция свободы Хайека и ее утопический смысл.
  • Тема 4.4. Ханна Арендт.
    Арендт и ее концепция условий человеческого существования. Трехмерный мир человеческих форм деятельности: труд/работа/действие. Свобода как способность выходить за пределы «данного» и начинать «новое». Действие как проводник свободы и источник нового в мире. Политика как сфера совместного публичного коммуникативного взаимодействия людей. Античный «полис» как нормативная модель политического взаимодействия. Рождение современности и упадок публично-политического начала. Пришествие тоталитаризма. Революции модерна как события рождения нового и учреждение constitutio libertatis. Сравнительный анализ американской и французской революции. Роль и значение Советов в концепции политического Арендт. Концепция «полисной» политики Арендт и ее ограниченная применимость в современном мире. Противоречия «большой» и «малой» политики в политической философии Арендт.
  • Тема 4.5. Лео Штраус.
    Философия и общество. Политическая философия как история политической философии. Политическая философия и философская политика. Классическая политическая философия и ее основные черты. Три волны политической философии модерна: Макиавелли, Руссо, Ницше. От политической философии модерна к современной политической науке. Проект «онаучивания» политики и закат политической философии. Кризис современности как кризис политической философии модерна. Элитарная критика массовой демократии и проблема саморазрушения либерального индивидуализма. Идейное наследие Штрауса и американские «неоконсерватизм» 1990—2000-х гг.
  • Тема 4.6. Раймон Арон.
    Тоталитаризм XX века и проблема «секулярных религий». Критика Ароном «левых» интеллектуалов и светской религии «марксизма-ленинизма». Тезис о «конце идеологической эпохи» и его политическое значение. Индустриальное общество и его разновидности. Борьба классов и проблема политического. Кто лучше познает и оценивает политическое: политическая философия, политическая наука или историческая социология? Возращение к Токвилю. Дилемма «Деспотизм или свобода?» как кардинальный вопрос политической современности. «Основная переменная» политической науки: однопартийный или многопартийный режим. Многообразие политических режимов индустриального общества. Спор о формальных и реальных свободах.
  • Тема 4.7. Герберт Маркузе.
    Исторический материализм как теория «предыстории человечества. Использование человека цивилизацией как форма подавления инстинктов. Концепция «основного» и «дополнительного» подавления. Принцип производительности как механизм регулирования отношений между обществом и цивилизацией. Подавление и рациональная власть. Проблема перехода от репрессивной к нерепрессивной цивилизации будущего. Отчуждение в культуре как превращение человека в инструмент отчужденного труда. Критика «одномерности» индустриальной цивилизации. Маркузианский тезис об идеологической функции современной техники и его критика Ю. Хабермасом. Проблема субъекта революционных изменений. Левацкий революционаризм Маркузе и его противоречия.
  • Тема 4.8. Джон Ролз.
    Базовая дилемма политического либерализма Ролза: благо или справедливость? «Теория справедливости» (1971) Ролза и «возрождение политической философии» на Западе. Либерализм XX в. и принципы справедливого общественного устройства. Теория справедливости как честности (fairness). Проблема справедливости как проблема распределения «первичных социальных благ». Дифференциация принципа справедливости. Неоконтрактивизм Ролза. «Покров неведения» (veil of ignorance) как базовое условие справедливости общественного выбора. Проблема рациональности выбора участников общественного договора. Ценностной плюрализм и принцип нейтральности государства как базовые принципы либерализма Ролза. Критика теории справедливости Ролза. «Политический либерализм» (1993) как самокритика Ролза. Судьбы либеральной мысли Ролза в политической философии XXI в.
  • Тема 4.9. Мишель Фуко.
    Генеалогия власти М. Фуко. Критика либеральных и марксистских подходов к аналитике власти. Тезис Фуко о «производительности» власти и проблема конституирования индивида модерна отношениями власти-знания. Переход от обществ «власти суверена» к «дисциплинарным обществам» как фукеанская концепция происхождения современного общества. Кризис «дисциплинарного общества» и переход к «обществу контроля». Политическая технология индивидов и проблема «биовласти» и «биополитики». Сочетание государственной машины уничтожения и институционализированной заботы государства об индивидах как центральная антиномия политического разума современности. Полиция как модерная политическая техника управления индивидами в интересах государства. Население как объект полицейского надзора и превращение государственной политики в биополитику. Вопрос об отношении между политической рациональностью, политической техникой и политической наукой.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
    Общие положения. Эссе как форма самостоятельной работы студентов является одной из форм текущего контроля освоения ими учебного материала по изучаемой дисциплине, результаты которых учитываются при итоговой оценке полученных студентами теоретических знаний и практических навыков по соответствующему учебному курсу. Одной из главных це-лей написания эссе является развитие у слушателей навыков самостоятельной работы с перво-источниками, а также с учебной и научно-исследовательской литературой по проблематике курса, умений выделять в прочитанном главное, грамотно анализировать, обобщать и излагать изученный материал. Требования к эссе. Эссе представляет собой систематическое, полное и аргументированное изложение соответствующей проблемы в рамках изучаемой исследуемой дисциплины на основе определенного минимума источников. Отбор источников определяется общим требованием, согласно которому, вопрос, служащий темой эссе, должен быть освещен более обстоятельно, чем он освещается в стандартных учебных пособиях. Изложение материала желательно строить при помощи коротких, простых, четких предложений, избегая растянутых, выспоренных, излишне наукообразных или декларативных фраз, а также употребления терминов и понятий без соответствующей их расшифровки. Особое внимание следует уделять грамматической и стилистической обработке текста работы, что также будет учитываться при выставлении оценки за эссе. Выбор темы эссе. Тема эссе либо выбирается студентом из списка, предлагаемого пре-подавателем курса, либо определяется студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Структура эссе. Эссе должно обладать четко выраженной структурой. 1. Оглавление или содержание. 2. Введение (краткое обоснование темы, ее научная значимость). 3. Основная часть: изложение материала, подкрепленное ссылками на использованные источники и критической аргументацией автора реферативной работы. В случае необходимости основная часть может быть разбита на параграфы, причем у каждого параграфа должно быть свое название. 4. Заключение. 5. Список использованной литературы. Объем эссе. Объем эссе по курсу определяется преподавателем. Как правило, он составляет 15 — 20 тысяч знаков (0,5 авторских листа из расчета 40 тысяч знаков на 1 авторский лист), что составляет 6-7 страниц компьютерной распечатки текста без учета титульного листа и списка литературы. Оформление эссе. Эссе должно быть оформлено соответствующим образом. В против-ном случае оно не принимается преподавателем к оцениванию. ● Эссе должно иметь титульный лист. ● Текст печатается через 1,5 компьютерных интервала шрифтом Times New Roman, кегль 12. ● Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа работы, однако номер стра-ницы на нем не ставится. ● Введение, основная часть, заключение и список литературы начинаются с новой стра-ницы. ● Ссылка на используемую литературу оформляется в виде сносок постранично. Нумерация сносок сквозная. При первом упоминании источника выходные сведения о нем указы-ваются полностью. Если соответствующий источник цитируется и в дальнейшем, то дается его сокращенное описание. Имя автора (авторов) цитируемого источника выделяется курсивом. Пример: 1 Вебер М. Основные социологические понятия // Баньковская С. П. (Ред.). Теоретическая социология: Антология. В 2.ч. Ч. I. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 83. 5 Вебер М. Основные социологические понятия. С. 104. Оформление списка литературы. При оформлении списка литературы сперва указы-ваются первоисточники, затем — вся остальная литература (монографии, научные статьи, учебные пособия и т. д.). Источники располагаются в алфавитном порядке фамилий их авторов. Сперва указывается фамилия автора, затем — его инициалы. В случае, если в список включается несколько работ одного и того же автора, то работы располагаются в хронологическом принципе, а затем идут работы, написанные автором в соавторстве с другими исследователями.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0,25*работа на семинарах (3 модуль) + 0,25*работа на семинарах (4 модуль) + 0,5*эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Компания критиков : социальная критика и полит. пристрастия ХХ века: пер. с англ., Уолцер, М., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в политическую науку, Бенетон, Ф., Федоровой, М. М., 2002