• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Клинопись и языки клинописного ареала

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках первого тематического блока слушатели познакомятся с увлекательной историей обнаружения клинописных памятников и их дешифровки и узнают о том, как европейцы заново открыли для себя великие цивилизации древнего Ближнего Востока. В этой части рассказывается о путешественниках, побывавших на Ближнем Востоке, начиная со времени позднего Средневековья и о том, когда и как первые клинописные памятники достигли Европы. Студенты получат представление о роли Бехистунской трилингвы в дешифровке клинописи и о практическом эксперименте 1857 г., устроенном британским Королевским Азиатским Обществом в полной мере подтвердившим успех дешифровки. Второй тематический блок рассматривает вопросы, связанные с возникновением клинописи, ее развитием на ранних этапах и использованием для шумерского языка – языка, который на протяжении нескольких тысячелетий являлся важнейшим носителем исторического и культурного наследия Месопотамии. Первые письменные памятники на юге Месопотамии, датирующиеся приблизительно 3200 г. до н.э., записаны на глиняных или каменных табличках пиктографическим письмом, которое называют протоклинописью. Принято считать, что письменность появилась в государственном секторе экономики как реакция на усложнение экономических процессов и общественных отношений. В то же время, нельзя противопоставлять экономическую необходимость интеллектуальным потребностям осмысления мира – наряду с административными документами самыми ранними текстами являются так называемые лексические, представляющие собой попытки описать и систематизировать действительность. Слушателям будет предложено рассмотреть различные теории, касающиеся проблем возникновения письменности в Месопотамии; изучить артефакты, считающиеся предшественниками письма (печати и токены); познакомиться с репертуаром знаков и числовыми системами протоклинописи; узнать о достижениях современной науки в области дешифровки этой наиболее архаической системы письма. Особый круг вопросов связан с тем, какой народ изобрел письменность на Древнем Востоке, являлись ли шумеры ее создателями. Однозначного ответа на этот вопрос в науке не существует, однако хорошо известно, что на протяжении всего III тысячелетия клинопись использовалась прежде всего для записи текстов на шумерском языке. В курсе будет подробно разобрано устройство шумерской клинописи, прежде всего различные типы знаков (идеограммы, силлабограммы, детерминативы) и их видоизменение и развитие. Кроме того, будет рассмотрено появление новых жанров текстов (например, литературных текстов и исторических надписей) и вопросы обучения клинописи в древних писцовых школах. На семинарских занятиях слушателям предлагается достаточно подробно рассмотреть тексты разных периодов различных жанров (экономические, исторические, литературные, лексическими, грамматическими и др.) и тем самым ближе познакомиться с клинописной системой: узнать, как ученые работают с текстами, что такое транслитерация и прорисовка, какие существуют древние и современные словари и списки знаков, какую информацию можно получить из текстов и какие ограничения существуют. В заключительном тематическом блоке рассматривается проблематика, связанная с адаптацией шумерской клинописи для передачи аккадского языка, а также дальнейшая эволюция аккадской клинописи, использовавшейся в Месопотамии на протяжении трех тысячелетий. Необходимость адаптации письма под нужды другого языка, существенно отличающегося от шумерского как по своему строю, так и по составу фонематического инвентаря, возникла в связи с появлением в Месопотамии семитоязычных племен. Слушатели курса узнают о том, как шумерская клинопись была впервые применена для записи пространных текстов на наиболее архаичном из диалектов аккадского языка – саргоновском, а также о проблематике, связанной с шумеро-аккадским билингвизмом. В ходе блока будет также рассказано о дальнейшей эволюции клинописи в рамках двух основных диалектов аккадского (ассирийского и вавилонского), пришедших на смену саргоновскому. Студенты получат представление о том, как от диалекта к диалекту менялись форма знаков и силлабарий, о способах записи клинописных текстов, о формате клинописных документов и о видах материалов-носителей текста. Особое внимание будет уделено клинописным текстам амарнской эпохи (1360–1322 до н.э.), которые относятся ко времени, когда аккадский являлся языком межнационального общения на всем Ближнем Востоке. Слушатели познакомятся с уникальной дипломатической перепиской, в которой отражены отношения Египта с Вавилонией, Ассирией, Ханааном, Миттанни и Хеттским царством. В заключительной части блока будет рассказано о периоде, когда клинопись стала постепенно терять свое значение и вытесняться более простым арамейским алфавитным письмом. Студенты узнают о причинах угасания клинописной традиции, полностью прервывшейся в 1 в. н.э., и о последних очагах клинописной культуры на Ближнем Востоке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о причинах возникновения письменности в древних обществах (на примере клинописной системы письма).
  • Развитие умения ориентироваться в типологии письменных систем и анализировать взаимосвязь конкретной письменной системы с языком, для которого она создана или используется (на примере клинописи).
  • Понимание системных принципов организации письменностей словесно-слогового типа (на примере клинописи).
  • Практическое знакомство с техникой создания клинописного текста.
  • Ознакомление с методами дешифровки неизвестных письменностей (на примере Бехистунской трилингвы).
  • Умение вести научную дискуссию и представлять результаты своей работы публично.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в типологии систем письма
  • Ориентируется в историко-культурном контексте возникновения письменности в древних обществах.
  • Способен объяснить бытование клинописи в ее культурно-историческом контексте.
  • Способен объяснить значение термина "precursors of writing" и связанную с ним проблематику
  • Ориентируется в этапах эволюции письменных систем словесно-слогового типа и их закономерностях (на примере клинописи).
  • Знает жанровую классификацию письменных источников клинописного ареала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Клинопись и языки клинописного ареала
    Предпосылки к возникновению письменности в древних обществах. Экономическая деятельность как основной триггер появления письменных систем фиксации информации. Возникновение клинописи в IV тыс. до н.э. Лингво-географические сведения о языках, для которых она применялась в III-I тыс. до н.э.
  • Возникновение письменности: причины, цели, способы
    Клинопись как средство фиксации административных хозяйственных операций. Общие принципы организации институциональных хозяйств в древней Месопотамии. Процесс создания клинописного текста, влияние материалов и инструментов письма на внешний облик клинописных графем.
  • Клинопись как словесно-слоговая система письма
    Типология письменных систем. Общие принципы организации словесно-слоговых систем письма на примере клинописи. Типы клинописных графем (логограммы, силлабограммы, детерминативы). Полисемия и полифония знаков. Эволюция клинописных знаков (от питктограммы к абстрактному символу).
  • Клинопись: история дешифровки
    Появление первых клинописных текстов в Европе (17 в.). Персидская клинопись как основа для исследования других ее вариаций в 19 в. Бехистунская трилингва - Розеттский камень ассириологии (науки, изучающей клинописные цивилизации). Эпоха великих археологических открытий на Ближнем Востоке. Новоассирийские тексты как первый клинописный корпус, легший в основу изучения клинописи и аккадского языка. Эксперимент 1857 года и рождение ассириологии. Независимая дешифровка клинописи Г. Роулинсоном, Э. Хинксом, У. Фокс Тальботом и Ж. Оппером.
  • Клинопись в историко-культурном контексте
    Статус аккадского языка и клинописи на древнем Ближнем Востоке (на материале Амарнского архива). Феномен арамейских дубликатов клинописных текстов в I тысячелетии. Греческий и арамейский на глиняных табличках. Клинописные памятники и теневой рынок предметов искусства. Клинопись и поп-культура.
  • Типы клинописных источников
    Экономические документы и лексические списки как средство фиксации ежедневных транзакций и способ осмысления окружающей действительности. Ранние литературные тексты и их эволюция в сторону стандартных канонических версий. Школьные таблички. Юридические документы и первые законодательные своды. Корпуса гадательных текстов и месопотамские способы дивинации. Корпус медицинско-магических текстов.
  • Прото-клинопись и ее предшественники
    Предшественники письма. Широкое использование цилиндрических печатей. Токены (числовые фишки) и буллы (конверты). Числовые таблички. Теория возникновения клинописи Шмандт-Бессерат. Изучение развития протоклинописи Гласснером; cпособы образования новых знаков (штриховна, поворот, сочетания знаков).
  • Корпус архаических клинописных текстов из Урука
    История открытия и изучения корпуса, археологические слои, вопросы датировки, периоды Урук IV и Урук III). Организация пространства таблички; нелинейность письма. Пиктограммы. Экономические тексты. Формуляр, обозначение операций и их участников. Числовые системы, используемые в архаических текстах: подсчет зерна, муки и солода, подсчет времени (трудодней), подсчет отдельных объектов и др. Список архаических знаков ZATU. “Шумерский вопрос” – какой язык скрыт за архаическими текстами? Лексические тексты. Принципы организации архаических лексических списков. Список географических названий. Списки людей (собственных имен, профессий и должностей). Списки животных, растений и ремесленной продукции. Преемственность лексической традиции на Ближнем Востоке. Первый литературный текст и его связь с лексической традицией.
  • Шумерская клинопись в III тыс. до н.э.
    Архаические тексты из Ура как первые тексты, очевидно составленные на шумерском языке. Древние кудурру. Тексты из Фары и Абу-Салабиха, экономические и лексические тексты. Распространение слоговых знаков, их использование для передачи имен собственных и записи грамматических формантов. Шумерская клинопись III тыс. как словесно-слоговая система письма. Детерминативы. Избыточная и дефективная орфография. Развитие слогового компонента в новошумерский период. Типы клинописных текстов во второй половине III тыс.: строительные и вотивные надписи, частноправовые и административные документы, литературные тексты, лексические тексты.
  • Заимствование шумерской клинописи семитами и ее адаптация под нужды аккадского языка
    Появление семитов в Месопотамии и первая семитская династия на ее территории. Саргоновский аккадский как самый ранний диалект аккадского языка. Различие между фонематическим инвентарем шумерского и аккадского языков и его отражение в клинописи. Саргоновский силлабарий как основа для силлабариев последующих эпох. Орфографические анахронизмы.
  • Клинопись в Вавилонии и Ассирии: сравнительный анализ
    Вавилонский и ассирийский диалекты как основные ветви аккадского языка и их влияние на клинописную орфографию. Особенности ассирийского и вавилонского силлабариев (в соответствии с этапами развития аккадского языка). Standard Babylonian (нормативный вавилонский) как язык литературы, научных текстов и пропагандистских текстов в I тыс. до н.э. Библиотека Ашшурбанипала как первая библиотека в истории человечества.
  • Кто писал клинописью? Обучение писцовому искусству в древней Месопотамии
    Писцовые школы и образовательный процесс по письменным клинописным источникам (на материале памятников старовавилонского периода). Ступени обучения писцовому искусству. Scribal curriculum. Типы школьных табличек. Математические тексты. Рисунки на школьных табличках. Уровень грамотности. Престиж образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа с вопросами открытого типа
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа с вопросами тестового и открытого типа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Письменная работа с вопросами открытого типа + 0.5 * Письменная работа с вопросами тестового и открытого типа + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Borgwaldt, S. R. (2013). Typology of Writing Systems. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591440
  • Crisostomo, C. J. (2018). Language, Translation, and Commentary in Cuneiform Scribal Practice. Journal of Ancient Near Eastern History, 5(1/2), 41–56. https://doi.org/10.1515/janeh-2018-0005
  • Pyne, L. (2018). THE BOOKSHELVES OF ANCIENT EBLA: Cuneiform tablets preserved in the fire that devastated the Mesopotamian city of Ebla offer an extraordinary insight into life 4,000 years ago. History Today, 68(1), 72.
  • Verma, S., & Dhar, J. (2019). Emergence of Writing Systems Through Multi-Agent Cooperation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1910.00741

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bramanti, A. (2015). The cuneiform stylus. Some addenda.
  • Jauhiainen, T., Jauhiainen, H., Alstola, T., & Lindén, K. (2019). Language and Dialect Identification of Cuneiform Texts.