• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Практическая философия: что и как определяет человеческие поступки?

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина «Практическая философия: Что и как определяет человеческие поступки?» относится к рабочему майнору "Философия" при подготовке бакалавров, освещающего актуальные вопросы современного философского знания. Философия сегодня претендует на право рассуждать о фундаментальных мировоззренческих вопросах в широком диалоге с частными науками, предъявляя при этом высокие требования к ясности, четкости и обоснованности своих понятийных и аргументативных конструкций. Поэтому при обсуждении в ходе курса актуальных антропологических, аксиологических, праксеологически вопросов большое внимание уделяется ясности и четкости суждений, качеству философской аргументации, используемой для анализа, оценки, сравнения и интерпретации информации, полученной из различных источников, а также ее применения в качестве ориентира для выработки убеждений в ситуации определяющего для частной или общественной жизни морального выбора. Помимо истории этических учений, курс включает в себя разбор основных моральных дилемм, а также поиском ответов на вопросы, связанные с прояснением самих мыслительных операций, того, как работает человеческий мозг в момент принятия моральных решений, и того, что служит этическим ограничением развития современных исследований сознания и мозга человека.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины "Практическая философия: Что и как определяет человеческие поступки?" являются: 1. Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения; 2. Уяснение методологической роли этико-философского знания; 3. Ознакомление с основными вехами в истории философской этики; 4. Ознакомление с актуальными проблемами современной прикладной, в том числе, профессиональной этики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание предметного своеобразия этики, оснований для признания этического знания как требующего логического и ценностного обоснования, понимание места и роли этики в структуре философского знания и культуры в целом.
  • Знакомство с основными идеями древнегреческой и древневосточной этических традиций. Понимание причин их исторического и культурного своеобразия, умение вычленить "этическое" в совокупности религиозных представлений и иных мировоззренческих установок "древних".
  • Знание и понимание особенностей христианской культуры, в том числе, деловой этики христианина, эволюции в "христианских" представлениях об основополагающих этических категорий христианина.
  • Знание и понимание особенностей мусульманской культуры, в том числе, деловой этики, а также специфики трактовки основополагающих этических категорий и формирования нравственных норм в исламе в отличие от других монотеистических религий.
  • Знание особенностей корпоративной этики средневековых монашеских орденов. Понимание причин трансформации полисной античной морали в средневековые ее формы.
  • Знание особенностей рыцарской этики.
  • Знание и понимание особенностей возрожденческой культуры в контексте гуманистической этики эпохи, а также теоретических и практических причин формирования новых канонов нравственного поведения.
  • Знание и понимание социальных, политических и духовных причин "Реформации", целей переосмысления религиозной этики и культуры, анализ причин возникновения новых форм трудовых отношений и переосмысления ценности человека и его поступка в данном контексте.
  • Знание и понимание ключевых критических теорий в отношении нормативных нравственных программ, умение критически переосмысливать новые веяния в западноевропейской этической теории и понимать их социально-политические и духовные основания
  • Умение различать общечеловеческую универсальную мораль и мораль прикладную; понимание значения нравственных дилемм как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни; формирование принципов прикладной этики как условия возможного непротиворечивого совмещения универсальной и частной морали.
  • Знание основных этических доктрин и основных их взаимных контраргументов; понимание значения нравственных дилемм.
  • Уяснение методологической роли этико-философского знания.
  • Ознакомление с актуальными проблемами современной прикладной этики, в том числе, нейроэтики и этики искусственного интеллекта.
  • Ознакомление с основными вехами в истории философской этики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Практическая философия
    Живя в этом мире, человек действует, совершает те или иные поступки. Но почему он совершает именно эти, а не другие, поступки? Что определяет линию поведения человека? Животные инстинкты? Неумолимая судьба, слепой рок? Предопределение высших сил? Впитанные с «молоком матери» культурные образцы поведения (семейные, национальные, религиозные)? Сиюминутные желания? Личное рациональное решение? Все вышеперечисленное? Если: «Да», то в какой пропорции? Поиску ответов на эти вопросы и посвящен курс «Практическая философия». Он, с одной стороны, совершенно конкретен, касается реально существующих в нашем мире образцов поведения, свойственных как индивидам, так и социальным группам. С другой стороны, он, как и положено философскому курсу, поднимается на уровень высокой абстракции и говорит о всеобщем. Сущность человека и роль морали в его бытии. Этика и наука, отличия этики от стандартного научного знания. Особый характер детерминированности и непредзаданности человеческих поступков. Мораль как отношение человека к самому себе в перспективе собственного стремления к совершенству, идеалу.
  • Тема 2. Архаичная мораль и мораль Древнего мира. Этические учения осевого времени в странах Юго-Восточной Азии
    Табу. Личность доисторического мира. Нерефлексируемость норм жизни и поведения. Древнейшие своды законов. Неразличение правовых, религиозных и моральных норм. Законы дхармы. Неразрывное единство человека и природы. Универсальный принцип упорядоченности — рита. «Закон кармы». Атман и Брахман. Этика и государственное управление в системе ценностей китайской культуры. Основные добродетели в рамках данной культурной парадигмы. Лао-Цзы, «Старый мудрец». Понятие Дао. Моральная доктрина иудаизма. Декалог. Принципы декалога как принудительные законы, за нарушение которых воздается возмездие. Цель Декалога — не индивид, а народ, его государственное устройство. Историческая прогрессивность принципа талиона. Ветхозаветные милосердие и справедливость (минимальное наказание). Нравственные заповеди Декалога являются общими законодательными принципами.
  • Тема 3. Этические учения осевого времени на Ближнем Востоке
    Наследие зороастризма — связь мирового процесса и этического выбора человека, но и преодоление проповеди Заратуштры — не человек для мира, а мир для человека. В христианстве реализация чаяний человека, его мечты о счастье и надежды на справедливость переносится в будущее. Воздаяние и возмездие, восстановление справедливости видится как результат действия божества в потустороннем мире. Две составляющие проповеди Христа. (1) Негативная часть. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Несущественность, второстепенность всех земных целей. Мир — мир смерти. Притча о благоразумном и безрассудном строителях. Притча о безумном богаче. (2) Позитивная часть. Заповедь любви. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Значимость мотивов поступков. Снятие национальной ограниченности. Отрицание принципа талиона.
  • Тема 4. Этика ислама
    Отсутствие в исламе представления о первородном грехе и связанного с этим тезиса о греховной природе человека. Коран и Сунна как источники этики ислама. Роль понятия «уммы» в этике ислама. Пять столпов ислама. Этические категории: обязательное, рекомендуемое, безразличное, нерекомендуемое и непозволительное. Различие в объекте и системах оценок поступков в этике и фикхе. Категория «безразличное» в сфере этического рассмотрения. Действие, неразрывно связанное с породившим его намерением как предмет этики. Оценка намерения-и-действия в ее связи с центральными понятиями этики. Благо и зло как соотносительные, а не противоположные друг другу начала. Принцип перевешивающего баланса. Контекстуальность оценки поступка. Жизнь как ценность, занимающая высшую ступень в аксиологической системе. Жизнь в двух ее аспектах: как «здешняя», или «дольняя» жизнь, и как жизнь «тамошняя», или «загробная». Характер долженствования в исламской этике. Отношение в исламе к монашеству и аскезе. Отношение к женщинам. Отношение к войне. Отношение к торговле. Тема 7. Этические концепции эпохи Возрождения Трансформация института исповеди в позднее средневековье. Интроспекция. Рост самосознания, рост нравственного «Я». Этические особенности понятия «честь». «Кодекс чести». Потеря чести в результате единственного неверного поступка раз и навсегда. Понятие «совесть». Люди нового типа. Личность, способная нарушать (разрушать) традиции. Купеческие города. Сложение особого новоевропейского типа личности. «Studia humanitatis». Концепция человека как эгоиста. Природа человека выводится из общественных отношений — отношений собственности, — а не из акта творения человека богом. Роль Фортуны в судьбе индивида. Политика как автономная сфера человеческой деятельности, имеющая свои законы, независимая от морали и религии (последние, наоборот, зависимы от нее). Политическая деятельность, т. е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет свой собственный критерий оценки, заключенный в ней самой — польза и успех, достижение поставленных целей. Ценности ренессансного человека — земные ценности, даже в посмертной судьбе его больше волнует вечная слава, а не вечное блаженство. Антропоцентризм Ренессанса. Оборотная сторона ренессансного гуманизма.
  • Тема 5. Этос средневековья. Монашество
    Формирование этоса средневековья в позднюю античность. Мораль. Совесть. Греховные помыслы — грех. Добрые поступки, не имеющие целью благо ближнего, не есть благо. Концепция морального прогресса. Особенности средневековой моральной доктрины. Свобода воли как главная характеристика человека. Отличие свободы воли человека средневековья от свободы гражданина человека античности. Нормативные представления о человеке. Структура средневекового социума. Монашество. Апология страдания как залога спасения. В 12 в. ордена, проповедующие и практикующие евангельскую мораль (францисканцы), и монахи-теологи, развивающие религиозную метафизику (доминиканцы). Инквизиция. Бенедиктинцы. Коммуна. Труд как антитеза праздности, которая мать всех пороков и похоти. Труд как лекарство от болезни (праздности), средство смирения плоти. Взаимоотношения внутри монастыря строятся по образцу армейского подразделения (дисциплина и повиновение вышестоящему). Тамплиеры. Иезуиты. «Светские иезуиты». Теократический идеал.
  • Тема 6. Этос средневековья. Рыцарство
    Рыцарство. Забота о славе. Недостаток мужества — самое тяжелое обвинение. Мужество необходимо для исполнения долга верности и лояльности. Неустанное соперничество. Любовь к войне и к женщинам. Безразличие к женщинам — большое зло и проступок против природы. Любовь как форма борьбы. Жизнь в двух несогласуемых одна с другой иерархиях ценностей. Рыцарский этос как индивидуалистический, отдающий предпочтение собственному престижу перед соображениями общего интереса, заботе о сохранении собственного лица — заботе о судьбе боевых соратников.
  • Тема 7. Этические концепции эпохи Возрождения
    Трансформация института исповеди в позднее средневековье. Интроспекция. Рост самосознания, рост нравственного «Я». Этические особенности понятия «честь». «Кодекс чести». Потеря чести в результате единственного неверного поступка раз и навсегда. Понятие «совесть». Люди нового типа. Личность, способная нарушать (разрушать) традиции. Купеческие города. Сложение особого новоевропейского типа личности. «Studia humanitatis». Концепция человека как эгоиста. Природа человека выводится из общественных отношений — отношений собственности, — а не из акта творения человека богом. Роль Фортуны в судьбе индивида. Политика как автономная сфера человеческой деятельности, имеющая свои законы, независимая от морали и религии (последние, наоборот, зависимы от нее). Политическая деятельность, т. е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет свой собственный критерий оценки, заключенный в ней самой — польза и успех, достижение поставленных целей. Ценности ренессансного человека — земные ценности, даже в посмертной судьбе его больше волнует вечная слава, а не вечное блаженство. Антропоцентризм Ренессанса. Оборотная сторона ренессансного гуманизма.
  • Тема 8. Этическая составляющая Реформации
    Социальный статус и проблемы существования горожан позднего средневековья. «Вселенский пессимизм» бюргера, ожидание конца времен. Предбуржуа испытывает потребность в моральном возвышении «честной наживы» (трудолюбия, бережливости, использования чужого труда без обмана и лихоимства). Положение римско-католической церкви в средневековой культуре (латынь, политический авторитет, политика церкви в области спасения души — чистилище и епитимии). Концепция «сокровищницы церкви». Нравственные проблемы и торговля индульгенциями. 95 тезисов М. Лютера. Дискредитация всех форм сакральной активности. Новый взгляд на природу человека. Искоренение практического самодовольства католицизма. Тезис о спасительной силе «одной только веры». Доверие Богу, безропотное принятие его воли. Безусловное устремление к добру (причем во всех «повседневных» делах). Толкование Писания каждым христианином самостоятельно. Религиозный (и житейский) индивидуализм. Принцип всеобщего священства, пасторская служба как одна из общественных служб. Принцип «Свобода, Равенство, Братство», выраженный на теологическом языке. Вера в мирские дела. Новая парадигма человеческого поведения и его оценки. Трудовая этика. Мирские занятия (профессии) как призвания. Мирской аскетизм. Труд. Нравственное значение труда. Эволюция отношения к труду в европейской морали. Предопределение. «Знак» спасения. Люди неравны и тем не менее равнодостойны.
  • Тема 9. Религиозная мораль и ее социальные импликации
    Столкновение современного мира с процессом десекуляризации, к которому он во многом оказался не готов: традиционные религиозные ценности (в том числе ценности религиозной морали) в современном мире, прошедшем период секуляризации, работают иначе, чем они работали в мире «досекулярном». Влияние различных моделей религиозной этики на социальное устройство и экономические процессы в обществе, построенном на базе иудаизма, различных конфессий христианства, ислама. Ценности социального прогресса, социальной стабильности, социального равенства, социальной динамики, социальной солидарности, ценности личного успеха, личных свершений, коллективного благополучия, культурной идентичности сквозь призму систем религиозной этики.
  • Тема 10. Мораль как основа индивидуального человеческого поведения
    Соотношение универсальной и прикладной этик. Моральная практика и нормативно- теоретическое знание в формировании норм прикладной этики. Основные нормативные программы: этика добродетели, деонтология и консеквенциализм. Этика добродетели – от Античности до Нового времени. Гедонизм как моральная концепция. Учение Аристиппа. Противоречия гедонизма. Кинизм. Учение Диогена. Критика гедонизма. Аскетизм. Эвдемонизм как моральная концепция. Этический рационализм Платона. Аристотелевская критика платоновской концепции блага. Учение Аристотеля о добродетелях. Стоицизм. Космополитизм и стоический идеал поведения. Марк Аврелий как образец стоического мудреца. Скептицизм. Учение Пиррона. Принцип Атараксии. Эгоизм. Концепция «разумного эгоизма». Б. Мандевиль. «Басня о пчелах». Деонтология действия и деонтология правила. Деонтология И. Канта. Мораль, выведенная из эмпирических начал, и мораль, выведенная из интеллектуальных начал. Автономия морали. Понятие и виды императивов. Три формулировки категорического императива. Счастье и долг. Априорная и гетерономная мораль. «О мнимом праве лгать из человеколюбия». Формализм и ригоризм этики Канта. Занавес неведения и рефлективное равновесие в теории справедливости Дж. Ролза. Консеквенциализм. Утилитаризм как моральная доктрина. Утилитаризм как принцип реформирования общественных институтов и законодательства. Утилитаризм действия и утилитаризм правила. Утилитаризм максимальной пользы и утилитаризм средней пользы. Утилитаризм как политический принцип. Критика социальных последствий утилитаризма. Разновидности современного утилитаризма. Иеремия Бентам. Принцип полезности, или величайшего (возможного) счастья или благоденствия. Гедонистическое исчисление. Пенология Бентама. Дж.Ст. Милль. Принцип пользы как предполагающий стремление человека к устранению и уменьшению несчастья. Частное благо человека. Профессиональное и социальное предназначение человека. Понятие справедливости. Этика прагматизма. Добродетель как успешное действие. Разрыв мотива и цели. Попытка синтеза деонтологии и утилитаризма. Этика Дж. Дьюи как возрождение этики добродетелей. Моральный закон как закон человеческих желаний. Привычки к действию. Влияние Ч. Дарвина. Натурализм Дьюи. Три среды поведения: Неорганический мир, Органический мир, Мир ценностей. Этика социальных привычек. Этика как эмпирическая наука. Привычка и импульс. Разум как способ преодоления импульса. Опасность блокировки импульса как одно из условий массового иррационализма. Перфекционизм Дьюи. Рост как единственная моральная цель. Счастье как наслаждение динамикой жизни. Коммунитаризм Дьюи. Конструирование блага. Благо должно быть создано из условий роста. Суждения факта и суждения ценности. Континуум целей и средств.
  • Тема 11. Критика традиционной морали в философии XIX-XX вв.
    Имморализм Ф. Ницше. Критика морального сознания. «Мораль господ» и «мораль рабов». Роль христианской религии в формировании морали рабов. Рабская мораль и ее претензия на безусловность, абсолютность. Рабская мораль как стадная мораль. Рабская мораль и ее ограниченность областью намерений. Лицемерие морали. Понятие ressentiment. «Мораль господ» и понятие сверхчеловека. Имморализм сверхчеловека. Переоценка ценностей. Фрейдизм. Структура человеческой личности. Репрессивность Super-Ego. Понятие сублимации. Переход от классического психоанализа к неофрейдизму. Критика нормативной морали. «Натуралистическая ошибка» и «гильотина Юма». Философия «здравого смысла» Дж.Э.Мура. Л. Витгенштейн о невозможности моральных суждений.
  • Тема 12. Проблема свободы воли и понятие нравственной дилеммы
    Автономия воли. Отрицательная и позитивная свобода. Свобода «для» и свобода «от». Само- волие и свое-волие. Маркиз де Сад: протест против табуированности человеческих влечений. Бунт против Бога («Легенда о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского). Проблема смысла жизни. Религиозный экзистенциализм С. Кьеркегора и атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра. «Существование предшествует сущности», или «человек обречен быть свободным». Философия абсурда А. Камю. Самоубийство физическое и философское. Смерть как событие жизни: случай Э. Макропулос (Б. Уильямс). Бунт как альтернатива самоубийству. «Сизифов труд». Спор о свободе воли между М. Лютером и Э. Роттердамским и его современные трактовки. Каузальный детерминизм и аргумент последствий: детерминизм как угроза свободе. Классический (Гоббс, Юм, Мур) и современный компатибилизм (Франфурт, Перебум, Мили). Компатибилизм и инкомпатибилизм. Либератрианство и теория изначальной ответственности. «Дилемма заключенного» в свете теории справедливости Д. Готиера. Теория игр и теория рациональной сделки. Социальная справедливость как разновидность рациональной сделки. Принцип максиминимальной относительной уступки и минимаксимальной относительной выгоды. Принцип сдержанной максимизации и принцип прямолинейной максимизации. Принцип исходного равенства сторон. Понятие нравственной дилеммы Б. Вильямса. Дилемма вагонетки (Ф. Фут) и ее современные интерпретации. "Дозволено ли убийство ради спасения?". Нравственные дилеммы как основание для сомнения в истинности нормативной морали. Значение мысленных экспериментов в решении нравственных дилемм. «Ложность» дилемм моральной философии.
  • Тема 13. Нейроэтика и этика искусственного интеллекта
    Этические проблемы современной науки. Моральные риски научно-технического прогресса. Когнитивные науки и этика нейронных сетей. Нейроэтика и нейрофилософия (П.Черчленд и Д. Чалмерс). «Трудная» проблема сознания. Механизм принятия решения. Эксперименты Б. Либета и Дж.-Д. Хайнеса. Нейроэтика и проблема коллективной ответственности. Этическая проблема совершенствования человека путем вмешательства в его природу, границы человеческого «Я» и пределы имитации человеческого организма. Утилитаризм, биоконсерватизм и коммунитаризм в разрешении вопроса о допустимости технологий улучшения человека. Эксперименты Х. Патнеса («Мозги в бочке») и машина для производства личного опыта Р. Нозика. Этика нейронауки и нейронаучная этика. Этика искусственного интеллекта. Тест Тьюринга, «жук в коробке» и «китайская комната» Дж. Серла. Чего не могут Роботы? Могут ли машины мыслить, и чем человек отличается от машины? Роль мышления и эмоций в решении практических задач.
  • Тема 14. Экологическое мышление и этика науки. Основы профессиональной этики ученого
    Принцип ответственности Г. Йонаса. Что значит обладать моральным статусом? Основные характеристики морального агента. Основные положения эволюционной этики. Экологическая этика и инвайроментализм. Антропоцентризм&Биоцентризм. От биоцентризма к экоцентризму (А. Нэсс). «Поверхностная» и «глубинная» экология. «Этика земли» А. Леопольда. Концепция устойчивого развития цивилизации и ее значение для современных биоэтических исследований. Право на жизнь и право на смерть. Манипулирование телом: этические проблемы трансплантологии, клонирования, генетических тестов и донорства в свете проблем социальной справедливости и свободы воли. Профессиональная деятельность ученого: роль ценностей в науке. Сциентизм и антисциентизм. «Наука как призвание и профессия» (М. Вебер»). Этические проблемы научно-исследовательской деятельности и границы научного познания. Нормативная структура науки по Р. Мертону. Этические требования к научной дискуссии. Теория и практика научной аргументации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий письменный тест 1 и 2 (итоговый)
    Письменный тест проверяет знание студентами материала прошедших лекций, владение основными философскими этическими понятиями, понимание общей структуры философского и этического знания. Наличие в тесте нескольких «открытых» вопросов позволяет оценить способность студента свободно ориентироваться в пройденном материале, степень освоения им обязательной литературы по курсу и самостоятельно логически корректно формулировать ответ.
  • неблокирующий игра-дискуссия
  • неблокирующий рецензирование/решение кейсов
    Рецензирование представляет собой формализованный письменный отзыв на статью, подготовленную другим студентом – автором статьи - в результате работы над индивидуальным исследовательским проектом / Решение кейсов предполагает написание мини-эссе, обосновывающих выбор этической позиции в рамках предложенных кейсов. Осуществляется студентами учебной группы в Google.
  • блокирующий итоговый контроль
    Студент имеет право выбрать одну из двух возможных траекторий прохождения итогового контроля. Траектория 1 (базовая): Qитоговый контроль = 1*Qустный экзамен. В рамках этой траектории итоговый контроль представляет собой устный экзамен в конце 4-го модуля. Траектория 2 (исследовательская): Qитог.контроль = 0,5*Qисследование + 0,5*Qзащита. В рамках этой траектории итоговый контроль представляет собой оценку написанной студентом исследовательской работы и ее публичной презентации (защиты). Устный экзамен (траектория 1, базовая) представляет собой собеседование по билетам по всем темам прослушанного курса (в каждому билете 2 вопроса). Уточненный список вопросов высылается на адреса учебных групп или вывешивается в гугл-папке не позднее, чем за две недели до даты экзамена. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/j/93744644052?). Пароль от конференции будет выслан студентам накануне экзамена. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию групп. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, общаться с кем-либо, пользоваться какими-либо источниками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Qрезультирующая = 0,4*Qсеминары + 0,2*Qписьменные тесты(1,2) + 0,1*Qучастие в игре-дискуссии + 0,1*Qрецензирование статьи/решение кейсов + 0,2*Qустный итоговый экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристотель. Евдемова этика. - М., 2005. - 448 с. ISBN 5-9540-0025-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346442
  • Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса): Монография / Р.Г. Апресян. - М.: Альфа-М, 2013. - 224 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-373-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/434052

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М., 1995. - 354 с. ISBN 5-201-01862-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/347507
  • Аристотель -. ; Пер. Жебелёв С. А., Под общ. ред. Доватура А.И. - ПОЛИТИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-05007-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politika-441529
  • Аристотель -. ; Пер. Кубицкий А. В. - МЕТАФИЗИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-07009-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metafizika-442222