• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Анализ мультиплатформенных проектов: трансмедийный сторителлинг, цифровой кинематограф, комиксы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Преподаватели: Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, Латышева-Галеева Александра Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

В НИСе «Анализ мультиплатформенных проектов: трансмедийный сторителлинг, цифровой кинематограф, комиксы» будут изучаться методы анализа и продюсирования проектов, созданных на нескольких платформах, объединенных единой историей и предполагающих активное вовлечение пользователей в процесс расширения истории и другие формы со-творчества. Особое внимание будет уделено проектам, созданным вокруг кинематографических франшиз (а также сериалов) и комиксов, но и другие формы проектов (социальные, политические, брендинговые) могут стать объектом исследования студентов - участников семинара. 2 модуль будет, в основном, посвящен работе с теоретической литературой и выбору и уточнению тем курсовых работ участников семинара (будет изучена научная литература, посвящённая трансмедийному сторителлингу, краудфандингу, цифровому кинематографу и индустрии комиксов). В конце 2 модуля студенты должны сформулировать теоретическую основу своей курсовой работы. Основная задача третьего модуля - сформировать дизайн исследования и приступить к проведению последнего. Центральной темой 3 модуля остается трансмедийный сторителлинг, разнообразие проектов, пути их реализации и продвижения. В то же время, будет уделено внимание и тому, как трансмедийные проекты вырастают из комиксов (комиксы по своей природе обладают огромным трансмедийным потенциалом), влиянию культуры комиксов на мультиплатформенные проекты и связям трансмедиа и цифровой аудиовизуальной культуры. Краудфандинг как один из популярных способов финансирования мультиплатформенных grass-roots инициатив будет также изучен как в теоретической, так и практической плоскостях: с целью выработать рекомендации для успешного проведения крауд-кампании медиапроекта. Во время третьего и четвёртого модулей в рамках НИСа планируется разбирать литературу и темы, круг которых будет сформирован на базе выбранных слушателями тем курсовых работ. В частности, третий модуль планируется посвятить изучению методов, которые могут быть применены в исследованиях мультиплатформенных проектов, а четвёртый - непосредственно точечной работе с исследованиями слушателей. Второй модуль предполагается завершить написанием части курсовой работы, посвященной обзору теоретической литературы или черновика теоретической главы, третий - презентацией дизайн-проекта исследования, а четвёртый - защитой курсовой работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о трансмедийном рассказывании историй;
  • формирование представлений о разнообразии трансмедийных и других мультиплатформенных проектов;
  • формирование представления о роли комикса в современном трансмедийном сторителлинге;
  • формирование навыка анализа трансмедийных нарративов;
  • формирование представления о краудфандинге как способе финансирования мультиплатформенных проектов;
  • формирование представления о цифровом кинематографе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ключевые критерии трансмедийных проектов и основные работы авторов по этой теме.
  • Знаком с аналитическими моделями и методологией анализа трансмедийных проектов.
  • Называет ключевые характеристики успешных крауд-проектов.
  • Разрабатывает гайд крауд-кампании для мультиплатформенного проекта.
  • Знает основные признаки цифрового кинематографа, может сравнить определения цифрового кинематографа и выбрать рабочее определение для собственного исследования.
  • Называет определение комикса.
  • Анализирует роль комикса в создании трансмедийного нарратива.
  • Умеет анализировать трансмедийный нарратив по моделям Гамбарато, Праттена и Дженкинса.
  • Анализирует комикс по 6 критериям С. Макклауда.
  • Называет основные характеристики научной работы.
  • Создаёт презентацию и текст для защиты научной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Трансмедийное рассказывание историй и мультиплатформенные проекты.
    1.1 Основные определения трансмедийного сторителлинга 1.2 Форматы трансмедийных и других мультиплатформенных проектов (социальные, политические, брендинговые). 1.3 Различные нарративные подходы и инструменты в написании сценариев трансмедийных проектов. 1.4 Методология анализа трансмедийных проектов.
  • Тема 2. Краудфандинг как способ финансирования мультиплатформенных проектов.
    2.1. Понятие краудфандинга. 2.2. Краудфандинг как способ финансирования мультиплатформенных проектов и grass-roots инициатив. 2.3. Крауд-кампании мюзикла «Последнее испытание» как пример финансирования трансмедийного расширения. 2.4. Анализ элементов крауд-кампании и оценка их влияния на результат.
  • Тема 3. Цифровой кинематограф.
    3.1. Подходы к определению цифрового кинематографа. 3.2. Новые платформы для аудиовизуальных нарративов: кинематографические конвенции и стриминговые сервисы 3.3. Методы анализа цифрового кинематографа: синтез подходов к анализу фильма и методов анализа цифровой визуальной культуры
  • Тема 4. Комиксы как основа трансмедийных нарративов
    4.1. Понятие комикса 4.2. Роль комикса в трансмедийном нарративе 4.3. Комиксная вселенная Bubble и попытка её трансмедиатизации
  • Тема 5. Методы исследования мультиплатформенных проектов
    5.1. Модели анализа трансмедийных нарративов. 5.2 Методы анализа мультиплатформенных проектов. 5.3 Методы анализа цифрового кинематографа.
  • Тема 6. Методы исследования комиксов
    6.1. Анализ комиксов по 6 критериям С. Макклауда 6.2. Нарративный анализ при исследовании комиксов
  • Тема 7. Принципы написания и защиты курсовой работы
    7.1. Принципы создания научных работ 7.2. Формат академической курсовой работы 7.3. Формат проектной курсовой работы 7.4. Особенности защиты курсовой работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Обзор
  • неблокирующий План исследования
  • неблокирующий Защита
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Защита + 0.2 * Обзор + 0.2 * План исследования + 0.11 * Посещение + 0.29 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • C. Scolari, P. Bertetti, & M. Freeman. (2014). Transmedia Archaeology : Storytelling in the Borderlines of Science Fiction, Comics and Pulp Magazines. Palgrave Pivot.
  • Freeman, M., & Gambarato, R. R. (2019). The Routledge Companion to Transmedia Studies. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1896475
  • Гамбарато Ренира Рампаццо, Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, & Мороз Оксана Владимировна. (n.d.). Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fpanorama-rossiyskih-transmedia-opyt-kartirovaniya-multiplatformennyh-initsiativ
  • ДЕНИСОВА АЛИСА ИВАНОВНА. (2014). Семиотика В Манга И Аниме. Вестник Тамбовского Университета. Серия: Гуманитарные Науки, 12 (140).
  • Денисова, А. (2011). Американский Комикс: Факторы Развития И Феномен Популярности. Аналитика Культурологии, 21.
  • Латышева Александра Николаевна. (n.d.). Это не просто бизнес: социальная составляющая российского краудфандинга.
  • Цыркун, Н. (2013). Комикс и кинематограф: общий генетический код. Артикульт, 1 (9).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Латышева, А. (2020). Использование Краудфандинга В Решении Социальных И Культурных Проблем Сельских Территорий России. Journal of Social Policy Studies, 18(1), 7–20. https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-1-7-20
  • Магера Юлия Александровна. (n.d.). История появления первых японских комиксов на русском языке.