• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Софокл и окрестности

Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса «Софокл и окрестности» является комплексное ознакомление студентов с особенностями драматургии классического греческого театра, его устройством и ролью в социальной и политической жизни Афин. Попутно в курсе затрагиваются различные факты и проблемы, связанные с историей культуры Греции VI-IV вв. до н.э. Таким образом, курс с одной стороны дает общее представление о классическом периоде Древней Греции, а с другой, не ограничиваясь поверхностным описанием этого периода, позволяет учащимся более подробно изучить некоторые отдельные его аспекты. Важно, что театральная тематика дает возможность, не ограничиваясь филологическим изучением текстов, затрагивать проблемы политической истории, истории идей, повседневной жизни афинян классического периода, а также истории искусства. Это важно в связи с междисциплинарным характером курса, изучаемого студентами различных гуманитарных специализаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить представление об истории и культуре Афин V в до н. э.
  • Понимать значение основных терминов и понятий, образующих культурную специфику классического театра.
  • Приобрести опыт комментирования текстов античной литературы (на примере текстов Софокла, Еврипида, Аристофана).
  • Ознакомиться с различными методологическими подходами к изучению текстов афинских драматургов.
  • Приобрести опыт совместного выполнения комплексных заданий вместе со студентами, обучающимися по другим направлениям гуманитарного образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с историей и культурой Древней Греции классического периода.
  • Овладение навыками реферирования литературы и публичного выступления
  • Знакомство с жизнью и творчеством Софокла
  • Овладение навыками комментирования текста
  • Знакомство с методологией идейно-содержательного анализа и интерпретации текста
  • Знакомство с жизнью и творчеством Еврипида
  • Знакомство с жизнью и творчеством Аристофана
  • Знакомство с примерами рецепции греческой драмы и методологией исследования рецепции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Афины классического периода.
    Очерк истории и культуры Древней Греции архаического и классического периода. Политическая история Афин. Прогулка по Древним Афинам: архитектурные памятники как общественные пространства и произведения искусства. Доклады студентов по истории, истории идей, литературе и искусству и их обсуждение.
  • Трагедия Софокла «Царь Эдип»
    Очерк жизни и творчества Софокла. Чтение фрагментов трагедии. Литературоведческий и философский анализ. Политические интерпретации греческой трагедии.
  • Контексты античной драмы
    Доклады студентов по отдельным аспектам греческой культуры, литературы и истории, которые помогают дать наиболее глубокий комментарий к текстам античной драмы.
  • Трагедия Еврипида «Троянки»
    Очерк жизни и творчества Еврипида. Связь его творчества с риторическими и философскими школами того времени ("философ на сцене"). Чтение фрагментов трагедии. Филологический, риторический и переводоведческий комментарий к избранным фрагментам.
  • «Лягушки» Аристофана
    Античная комедия и Аристофан. Чтение фрагментов комедии, филологический и религиоведческий комментарий. Проблемы изучения греческой комедии.
  • Рецепция античной драмы
    Драма и изобразительное искусство в Античности. Римская драмы. Рецепция греческой драмы в европейской литературе и культуре Нового времени. Современные постановки. Доклады студентов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Подготовка и презентация просветительского (научно-популярного) проекта
    Черновая версия проекта, содержащая не менее 40% от итогового объема работы, должна быть прислана (в форме текста, PDF-файла с изображениями, презентации, видеозаписи или представлена в материальном виде -- в зависимости от типа проекта) не позднее, чем за неделю до даты презентации. Вес этого критерия составляет 30% от оценки. В случае, если черновик составляет существенно меньше, чем 40% от итогового объема, выставляется пониженная, но положительная оценка.
  • неблокирующий Тесты и устная работа на занятии
    Устная работа оценивается как каждый из тестов (т.е. имеет вес 1/3 в оценке).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.4 * Подготовка и презентация просветительского (научно-популярного) проекта + 0.3 * Тесты и устная работа на занятии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античная литература : учебник для высшей школы, Лосев, А. Ф., 2001
  • Античная литература. Греция : хрестоматия : учеб. пособие, , 2002
  • Античная литература. Рим : хрестоматия : учеб. пособие для вузов, , 2003
  • История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука : словарь-справочник, Ярхо, В. Н., 2002
  • Античная философия, Асмус, В. Ф., 2003
  • Всеобщая история. Т.1: Древний Восток и античность, Васильев, Л. С., 2007
  • Занимательная Греция : рассказы о древнегреческой культуре, Гаспаров, М. Л., 2002
  • История западной культуры : Античность, Средние века, Возрождение: учебное пособие, Мигранян, З. А., 2008