• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Историческое и культурное наследие древней Месопотамии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Архипов Илья Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Народы древней Месопотамии оставили после себя богатейшее культурное наследие, которое может рассматриваться с разных точек зрения. Первый аспект – дошедшие до нас памятники письменности. Писчим материалом в Передней Азии III - I тыс. до н.э. служили глиняные таблички, которые сохраняются в земле тысячелетиями - благодаря этому при раскопках были найдены сотни тысяч клинописных текстов на разных языках. Пожалуй, важнейшим языком древней Месопотамии был аккадский (ассиро-вавилонский), представленный многочисленными диалектами. В III тыс. до н.э. часть региона говорила и писала также на шумерском языке. Большое значение в разные периоды истории Месопотамии имели языки соседей, в том числе хурритский, аморейский, касситский, арамейский. Взаимодействие между разными разговорными и письменными языками, проблемы грамотности и обучения грамоте в древней Месопотамии будут интересны с точки зрения социолингвистики и истории образования. После краткого ознакомления с языками и народами Месопотамии будет рассказано о месте аккадского в генеалогической классификации семитских языков, основных чертах его грамматики (в особенности типологически нетривиальных), устройстве аккадской письменности. Второй аспект наследия Месопотамии и, шире, древней Передней Азии - общеисторическое наследие, в значительной степени определившее развитие всего человечества в последние десять тысячелетий. Именно Передняя Азия была очагом древнейших революций в социально-экономической истории человечества. Около 12000 лет назад в регионе началась неолитическая революция, полностью изменившая жизнь людей на Ближнем Востоке, а затем в Европе и Северной Африке - на землях, ранее населенных бродячими охотниками и собирателями, распространились деревни земледельцев и скотоводов, которые не только иначе вели хозяйство, но и выработали новые формы социально-политической организации. Около 6000 лет назад в Месопотамии произошла еще одна революция: на смену деревням пришли города с монументальными храмами, чьи жрецы-администраторы изобрели письменность для нужд хозяйственного учета. В III и II тыс. до н.э. города Месопотамии уже имели все привычные нам атрибуты государства - бюрократический аппарат, территориальные границы, армии, законы, налоговые системы. Социально-политическая история древней Месопотамии - ценный материал для сравнительного и типологического изучения традиционных обществ от древности до наших дней. Третий аспект - материальное наследие древней Месопотамии, представленное как в музеях всего мира, так и в археологических памятниках на местах. После общего введения в историю археологических находок и обзора музейных коллекций, эта часть курса расскажет о состоянии материального наследия древней Месопотамии и Сирии в условиях недавних и текущих конфликтов, уделяя особое внимание проблемам вандализма и контрабанды культурных ценностей. В завершение слушатели познакомятся с подходами к интерпретации древнего искусства, основанными на определении функции произведения в контексте культуры. Курс сопровождается демонстрацией изображений и предполагает домашнее чтение специальной литературы на английском языке. Практическая часть курса (семинары) включает также комментированное чтение аккадских текстов разных жанров в русских и английских переводах, сопровождающееся ознакомлением с фрагментами на языке оригинала. Мифоэпические произведения расскажут о представлениях жителей древней Месопотамии о месте человека в мире, которые в некоторых отношениях оказываются неожиданно близки к современным. На примере царских надписей слушатели курса лучше научатся отделять факты от мифологии и пропаганды в исторических источниках. Своды законов и частноправовые документы познакомят с развитой юридической мыслью древней Месопотамии. Математические задачи, созданные за тысячу лет до Пифагора, позволят сформировать представление о первых шагах науки. Административно-хозяйственные документы раскроют устройство древнейшей в истории человечества системы бухгалтерского учета. Письма часто содержат эмоциональный компонент, присущий только этому виду источников, и позволят составить впечатление о внутренней жизни древнего человека.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Владеть основными фактами языковой картины, корпуса источников, социально-экономической истории, материального наследия древней Месопотамии, уметь интерпретировать эти факты в контексте мировой истории и культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные языки древней Месопотамии с указанием их генетической принадлежности, времени и места распространения, основных типологических черт; описывает корпус аккадского языка с указанием основных жанров и типов текстов.
  • Характеризует основные черты социально-экономического развития древней Месопотамии и их значение для всемирной истории.
  • Характеризует основные музейные коллекции находок и археологические памятники древней Месопотамии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Языки и письменные памятники древней Месопотамии
  • Наследие древней Передней Азии в социальной истории человечества
  • Материальное наследие древней Месопотамии – от раскопок до музеев
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Письменный экзамен + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Huehnergard, J. (2018). A Grammar of Akkadian (Third Edition). [N.p.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2222785
  • Liverani, M. (2013). The Ancient Near East : History, Society and Economy. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671926
  • Winter, I. (2010). On Art in the Ancient Near East. Brill.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Van de Mieroop, M. (2016). A History of the Ancient Near East, Ca. 3000-323 BC (Vol. Third edition). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021678