• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Формы знания о человеке: от античности до современности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Агафонова Яна Ярославовна, Делазари Иван Андреевич, Калугин Дмитрий Яковлевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Формы знания о человеке: от античности до современности» является первой дисциплиной майнора «Тексты и контексты», формирует у студентов представления о словесном искусстве как формы конструирования, хранения и передачи знания о человеке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у слушателей представления о словесном искусстве как формы конструирования, хранения и передачи знания о человеке.
  • Знакомство с различными методиками чтения и интерпретации художественной литературы, практикуемых с античных времен до наших дней.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует тексты миметической направленности.
  • Выявляет остраняющие приемы при анализе художественного текста.
  • Анализирует тексты с привлечением психоаналитических, мифокритических, гендерных параметров.
  • Ответственно использует понятие «гений» в контексте проблематики образования и воспитания.
  • Анализирует текст с точки зрения его места в каноне.
  • Описывает историческую динамику издательского дела и мотивирует важность материальной стороны чтения.
  • Анализирует тексты на предмет отождествления читателя с героем и погружения в художественную реальность.
  • Анализирует писательские стратегии успеха.
  • Умеет выделить типологические и аллегорические элементы в художественном тексте в рамках обнаружения авторских стратегий воздействия на читателя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Поэзия и поэтика, литература и реальность: от мимесиса до нового историзма
    Античная рефлексия о словесном искусстве: Платон и Аристотель, мимесис и диегесис. Разграничение поэзии и истории в «Поэтике» Аристотеля и подражание как вымысел. «Царь Эдип» Софокла и античная трагедия. Новое время и трансформация классической нормативности. Феномен реалистического повествования в XIX веке и культурно-исторические походы к литературе: позитивизм, марксизм, новый историзм. Эффект реальности в романе О. Бальзака «Отец Горио».
  • Язык, жанр, читатель: от формы к интерпретации
    Место стиля и формы в классических поэтиках и смысловые аспекты ритма, метра, звуковых повторов. Прозаическая и стихотворная речь. «Евгений Онегин» Пушкина и Набокова. От формальной школы к структурализму: поэтический язык, поэтическая функция, фабула и сюжет, художественный мир как вторичный язык и параметры повествовательного высказывания. Фигура рассказчика в «Холстомере» Л. Толстого и остранение как функция читательского сотворчества. Деконструкция в литературной теории и на практике: рассказ В. Сорокина «Настя».
  • Мифология, биография, психоанализ, (пост)наука: парадигмы автора и героя
    Гомер, Мильтон и Паниковский: институт авторства, биографический метод и его критика у М. Пруста, Р. Барта и М. Фуко. «Пьер Менар, автор Дон-Кихота» Х. Л. Борхеса и «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло. Психоанализ, мифокритика, гендер: Фрейд, Юнг, Фрай, Лакан, Дж. Батлер. Грани «Гамлета» и «Лира»: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Тысяча акров» Дж. Смайли. Литература как форма научного знания о человеке: от натурализма до постгуманизма. «Собачье сердце» М. Булгакова и «Облачный атлас» Д. Митчелла в контексте эволюционизма и киборг-исследований.
  • Литература: как она устроена. Литературный канон
    Понятие литературы и литературных институций. Проблема литературного текста и его специфики. Понятие эстетической функции. Литература и другие виды искусства. Антитеза формы и содержания в художественном тексте: природа информативности художественного текста. Инстанция автора в тексте. Формирование литературного канона. Истоки литературного канона в древнегреческой культуре. Греко-римская классика. Спор древних и новых и формирование канона Нового времени. Романтическая идея автономного искусства и формирование поля литературы. Идея классики. Фигура автора и проблема авторства. История Понятия гений и его трансформации: гений творец и гений нации. Гениальные произведения и проблема образования. Воспитание личности и немецкие университеты. Судьба литературного канона в XX- XXI веках.
  • История чтения. Массовая литература
    История отношений человека и книги. Исследование читателей и чтения как область изучения культуры. От устного текста к письменному. От свитка к кодексу и трансформации чтения в христианскую эпоху. Читательские практики в античности и в Средние века. Чтение в XVIII веке: трансформация традиционных парадигм. Руссо и чтение романов. Человек эпохи сентиментализма. Романтизм и чтение. Чтение как формирование субъекта. Современные читательские практики. Электронные книги и конец гуттенберговской эпохи. Как функционирует литературный текст. Способы отождествления с героем литературного текста. Литература-реальность-литература: взаимообусловленность жизни и литературного текста. Поиск альтернативных моделей существования.
  • Литература как синтетическое знание о человеке
    «Лолита» и писательская стратегия успеха: Набоков как русский и американский писатель. Роман «Лолита» как феномен высокой и популярной культуры. Ключевое значение Э. А. По. Риторика Старого и Нового света и аллегорические элементы в романе «Лолита». Эстетизм Набокова и его корни в русском символизме. Проблема потустонности у По и Набокова: литература как знание об иррациональном. Г. Гумберт как философ и как писатель.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (первый модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов, а также устные сообщения по теме семинара. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Аудиторная работа (второй модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов, а также устные сообщения по теме семинара. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Письменное задание
    Письменное задание представляет собой развернутый ответ на вопрос по содержанию курса, демонстрирующий прочтение, как минимум, одного художественного текста, непосредственно иллюстрирующего поставленную в вопросе проблему. Объем – 2000-3000 печатных знаков с пробелами.
  • неблокирующий Эссе
    Экзамен проводится в форме самостоятельно подготовленного эссе на одну из предложенных тем, охватывающих ряд элементов материала курса, объемом – 6000-9000 печатных знаков с пробелами.
  • неблокирующий Аудиторная работа (первый модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов, а также устные сообщения по теме семинара. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Аудиторная работа (второй модуль)
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов, а также устные сообщения по теме семинара. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Письменное задание
    Письменное задание представляет собой развернутый ответ на вопрос по содержанию курса, демонстрирующий прочтение, как минимум, одного художественного текста, непосредственно иллюстрирующего поставленную в вопросе проблему. Объем – 2000-3000 печатных знаков с пробелами.
  • неблокирующий Эссе
    Экзамен проводится в форме самостоятельно подготовленного эссе на одну из предложенных тем, охватывающих ряд элементов материала курса, объемом – 6000-9000 печатных знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа (второй модуль) + 0.25 * Аудиторная работа (первый модуль) + 0.2 * Письменное задание + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chartier, R. (1995). Forms and Meanings : Texts, Performances, and Audiences From Codex to Computer. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=17200
  • Darnton, R. (2009). The Case for Books : Past, Present, Future. New York, NY: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591638
  • Luís Felipe Sobral. (2014). Darnton, Robert Poetry and the Police: Communication Networks in Eighteenth-Century Paris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87E44E02
  • Rivkin, J., & Ryan, M. (2016). Literary Theory : An Anthology (Vol. Third edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1457299
  • Егоров Б. Ф. - ОТ ХОМЯКОВА ДО ЛОТМАНА. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-534-07230-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ot-homyakova-do-lotmana-istoriya-russkoy-literatury-i-kultury-442158
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Тынянов Ю. Н. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-08758-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hellman, B. (2013). Fairy Tales and True Stories : The History of Russian Literature for Children and Young People (1574-2010). Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=637407
  • Schultz, W. T. (2005). Handbook of Psychobiography. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=176913
  • Streete, A., & Holmes, J. (2005). Refiguring Mimesis : Representation in Early Modern Literature. Hatfield: Independent Publishers Group. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400456
  • Платон - Государство - Русайнс - 2015 - 324с. - ISBN: 978-5-4365-0254-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917137
  • Фрейд З. ; Пер. Голлербах Л. - "Я" И "ОНО". ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-06132-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ya-i-ono-izbrannye-raboty-441861