• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Наука, философия, литература и культура XVII-XX вв.

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Агафонова Яна Ярославовна, Бреслер Дмитрий Михайлович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины «Наука, философия, литература и культура XVII-XX вв.» обеспечивает формирование у выпускников бакалавриата следующих компетенций: Способен к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; Готов к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала ; Способен самостоятельно приобретать, в том числе с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности ; Владеет коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации; Способен демонстрировать знания современной научной парадигмы гуманитарного знания и динамики его развития, системы методологических принципов и методических приемов гуманитарного исследования; Способен демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области гуманитарного знания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Критическое освоение методов и рабочих категорий современной гуманитарной теории.
  • Повышение уровня филологической компетенции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует повествовательную структуру текста в рамках теории речевых актов.
  • Имеет анализировать текст в контексте естественнонаучного знания в России и Европе XVIII-XX веков.
  • Анализирует тексты в рамках акторно-сетевой теории.
  • Анализирует тексты в контексте медиатеории
  • Ответственно использует понятие большие данные в контексте социологической и литературоведческой проблематики.
  • Ответственно применяет основные понятия семиотики для анализа литературного текста.
  • Анализирует литературные тексты в контексте форм взаимодействия власти и художественного и научного дискурсов в капиталистическом и тоталитарном обществе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Самое трудное из искусств чтения»: о пользе и вреде литературы для жизни
    Наука, философия и литература: история взаимодействия, взаимообусловленность форм знания о человеке (гуманизм, эмпиризм, романтизм, позитивизм). Литература и лингвистика: МЛК и диалектологическое представление о литературе, концепция литературности Р. Якобсона, теория речевых актов (Дж. Остин, Дж. Сёрль, Ж. Деррила, Дж. Хиллис Миллер). Фикциональный статус художественного текста. Проблема логического статуса вымысла (Л. Витгенштейн, Дж. Сёрль). Поэтические формы знания: миф, медиация божественного знания, обобщенная форма опыта человека, метапоэтическое знание. Символическая природа знания.
  • Медиалогические свойства литературы: от символического до реального
    Понятие о медиа: носитель информации как содержание сообщения (М. Маклюэн). Концепция медиа революции Ф. Киттлера. Представление о времени и пространстве в «эпоху Гуттенберга» и после нее. Психология Дж. Локка и структура повествования Л. Стерна. Возможности отображение реальности в литературе: метафикциональная проза в контексте проблемы медиа. Литература в эпоху технической воспроизводимости: теория медиа В. Беньямина. Прагматика текста: текстологические свойства литературы.
  • Эстетика технического прогресса: от переливания крови до Big Data
    Модусы взаимодействия человека и техники, понятие прогресса, техническое и эстетическое. Философия техники Ж. Симондона. Методики экспериментов над восприятием в литературе и в науке (М. Фёрингер). Гибрид человека и вещи (Ж. Бодрийяр). Понятие больших данных. Большие данные как метод социологического анализа. Большие данные о литературе: культурная эволюция литературы Ф. Моретти. Большие данные как объект эстетики: культурный софт Л. Мановича. Комбинаторная литература.
  • Устройство (писательской) лаборатории: институциональные форма взаимодействия науки и литературы
    Создание института науки, научный этос (Р. Мертон). Акторно-сетевая теория Бруно Латура. Исследования науки и технологий (STS). Концепция нон-модерна. Представление о научном объекте как черном ящике. Устройство исследовательской лаборатории: микро- и макро- уровни. Критика научной формы знания (П. Фейерабенд). Понятие идеологии (Дестют де Траси). Критика идеологии (Маркс, Фрейд, Ницше). Понятие капитализма. Отчуждение (экономическое, дискурсивное). Власть, наука и литература.
  • Естественная среда обитания художественного текста: эко-поэтика
    Натурфилософия Шеллинга: человек и природа. «Структурная антропология К. Леви-Стросса. Семиотика Ч. Пирса. Антропологические исследования Амазонки Эдуардо Кона: репрезентации живой природы. Эмерджентные процессы самоорганизации живой природы. Стратегии изображения природы в литературе.
  • Литература в движении (за пределы) культуры: формы культурного трансфера
    Понятие культурного трансфера. Понятие мобильности (Дж. Урри). Понятие о постколониализме (Саид, Спивак, Баба). Концепция мировой литературы. Канон. Трансатлантическая поэзия. Радио и европейский модернизм. Советский литературный проект в контексте постколониальной теории. «Монстры» как проявление бессознательного и как метафора преодоления текстоцентризма. Культурная монстрология Д. Голынко-Вольфсона. Практики московских концептуалистов (монстры в творчестве Д. А. Пригова).
  • Культурные формы электричества: грозы, нервы и электрификация всей страны
    Естественнонаучные и литературные опыты Ломоносова. «Животный магнетизм» Гальвани. Кризис рационализма в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Электричество как источник жизни и как источник информации. Телеграф в истории литературы. Художественное восприятие электрификации (А. Платонов, Д. Гранин).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное задание
    Письменное задание представляет собой развернутый ответ на вопрос по содержанию курса, демонстрирующий прочтение, как минимум, одного художественного текста, непосредственно иллюстрирующего поставленную в вопросе проблему. Объем – 2000-3000 печатных знаков с пробелами.
  • неблокирующий Аудиторная работа в 1 модуле
  • неблокирующий Аудиторная работа во 2 модуле
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа в 1 модуле + 0.25 * Аудиторная работа во 2 модуле + 0.2 * Письменное задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Latour, B. (2005). Reassembling the Social : An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211608
  • Wardrip-Fruin, N. (2009). Expressive Processing : Digital Fictions, Computer Games, and Software Studies. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=413261
  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fore, D. (2006). The Operative Word in Soviet Factography. October, (118), 95–131. https://doi.org/10.1162/octo.2006.118.1.95
  • Foucault, M., Revel, J., Bononno, R., Potte-Bonneville, M., Artières, P., & Bert, J.-F. (2015). Language, Madness, and Desire : On Literature. Minneapolis: Univ Of Minnesota Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1000943
  • История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / С.К. Булдаков. - М.: РИОР, 2008. - 141 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-369-00329-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/141950