• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Основы стратегического менеджмента и маркетинга

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Кашин Дмитрий Викторович, Пигалев Егор Александрович, Шилова Елена Валерьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Основы стратегического менеджмента и маркетинга» направлена на изучение принципов долгосрочного развития компании во взаимодействии с внешней средой. Целеполагание и анализ конкурентов, особенности потребительского поведения, сегментация и таргетирование, маркетинговые исследования, поиск точек роста и управление инновациями – все это составляет основу данной дисциплины. Более подробно рассматриваются вопросы: • Видение рынка, целеполагание, диагностика бизнес-окружения, создание конкурентоспособных бизнес-моделей и стратегий; • Понимание ключевых и потенциальных потребителей их поведения, • Анализ конкурентов как основа стратегического развития компании; • Организация и проведение маркетинговых исследований; • Реклама и продвижение; • Инновационные стратегии: создание и внедрение инноваций как драйвер изменений
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Основы стратегического менеджмента и маркетинга» являются: - формирование понимания основных принципов и механизмов стратегического управления компанией (видение рынка, целеполагание, диагностика бизнес-окружения, создание конкурентоспособных бизнес-моделей и стратегий); - раскрытие фундаментальных и прикладных аспектов стратегического планирования и реализации стратегии в условиях неопределенности и динамичности внешней среды; - приобретение навыков использования инструментов стратегического анализа, выбора стратегических альтернатив, определения ключевых компетенций и источников конкурентных преимуществ компании в области разработки и реализации стратегии; - раскрытие сущности маркетинга и основных составляющих комплекса маркетинга (сегментирование, позиционирование, брендинг, каналы коммуникаций и др.); - формирование представления о сущности и содержании маркетинговой деятельности компании; - закрепление навыков разработки комплекса маркетинга.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент определяет необходимую стратегию развития организации в соответствии с ее внутренней и внешней средой
  • Студент самостоятельно разрабатывает комплекс маркетинга компании, включающий в себя: выявление целевой аудитории и целевых сегментов, определение позиционирования и разработку коммуникационной стратегии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы стратегического менеджмента
    Тема 1. Теоретические основы стратегического менеджмента. Школы стратегий Основные понятия стратегического менеджмента, содержание стратегического менеджмента. Развитие менеджмента: основные его этапы. Основные принципы стратегического менеджмента. Стратегические проблемы и обеспечение устойчивости роста организации. Научные школы в стратегическом менеджменте. Тема 2. Стратегический анализ: методы и методология Сущность, цели и задачи стратегического анализа. Информационная база стратегического анализа. Внешняя и внутренняя среда организации. Использование SWOT-анализа и PEST-анализа в стратегическом менеджменте. Понятие портфельного анализа. Модели, матрицы и методы, применяемые в стратегическом анализе. Матрица И. Ансоффа «Рынок-товар». Модель пяти сил М. Портера. VRIO-анализ. Взаимосвязь SWOT-анализа и VRIO-анализа. Тема 3. Модели стратегического управления Концепция Boston Consulting Group. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели. Концепция General Electric/McKinsey. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели. Концепция Arthur D. Little. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели. Тема 4. Процесс разработки стратегии Пирамида разработки стратегического плана. Взаимосвязь результатов стратегического анализа, миссии, целей и план мероприятий. Стратегические альтернативы. Идентификация и разработка. Стратегия бизнес-единицы. Стадии разработки стратегии. Стратегия корпорации. Бизнес стратегии. Функциональные стратегии. Особенности разработки и взаимоувязки. Тема 5. Конкурентные стратегии компании Конкуренция и конкурентные преимущества. Ключевые факторы успеха и их составляющие. Конкурентоспособность организации. Основные типы конкурентных стратегий. Стратегия лидерства по издержкам. Стратегия широкой дифференциации. Сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации. Типы конкурентного поведения. Виоленты. Патиенты. Коммутанты. Эксплеренты. Тема 6. Выполнение стратегии Выбор бизнес-модели ведения бизнеса. Руководство процессом выполнения стратегии. Стратегия и структура. Увязка бюджетов со стратегией. Стратегия и корпоративная культура. Общая схема процесса осуществления стратегии. Привязка бюджетов к стратегии. 2. Разработка политики и процедур поддержания стратегии. Системы поддержки процесса осуществления стратегии. Проектирование систем управления. Инструменты реализации стратегии. Модель PAS. Модель BSC.
  • Основы стратегического маркетинга.
    Тема 1. Введение в маркетинг. Место маркетинга в структуре компании. Введение в маркетинг. Цели и содержание маркетинговой деятельности. Основные этапы развития маркетинга. Место маркетинга в структуре компании. Функции маркетинга. Задачи и инструменты маркетинга. Современные направления маркетинга. Тема 2. Сегментирование рынка. Понимание сегментации и сегментов. Уровни сегментации. Основные критерии сегментации. Признаки эффективной сегментации. Формирование и определение профиля сегмента. Понимание таргетирования (выбора целевой аудитории). Тема 3. Позиционирование товара на рынке. Процедура позиционирования: выбор критериев позиционирования, определение показателей по выбранным критериям. Стратегии позиционирования товара на рынке. Тема 4. Сущность бренда и его разработка. Брендинг. Бренд, определение и отличие от торговой марки и товарного знака. Понятие бренда. Идентичность бренда. Атрибуты бренда. Разработка брендов. Критерии формирования названия бренда. Фирменный стиль и его составляющие. Тестирование бренда/визуальной идентификации/ нейминга на целевой аудитории. Понятия «приверженность» бренду, «предпочтение» бренда и «осведомленность» о бренде. Тема 5. Маркетинговые коммуникации. Сущность маркетинговых коммуникаций. Процесс маркетинговых коммуникаций. Особенности передачи коммуникационного сообщения от отправителя получателю. Модель AIDAS. Основные виды коммуникаций: онлайн и оффлайн. Оффлайн-каналы. Онлайн-каналы. Медиапланирование. Тема 6. Маркетинговые метрики Определение маркетинговых метрик. Сущность измерения. Система маркетинговых показателей. Основные концепции маркетинговых метрик. Потребительские (клиентские) метрики. Основные метрики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Аудиторная работа 1
  • неблокирующий Аудиторная работа 2
  • неблокирующий Самостоятельная работа 1
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Аудиторная работа 1
  • неблокирующий Аудиторная работа 2
  • неблокирующий Самостоятельная работа 1
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа 1 + 0.1 * Аудиторная работа 2 + 0.1 * Контрольная работа 1 + 0.1 * Контрольная работа 2 + 0.1 * Самостоятельная работа 1 + 0.1 * Самостоятельная работа 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078