• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Цифровая экономика

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Губанов Дмитрий Александрович, Молодчик Мария Анатольевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 58

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен анализу факторов, влияющих на конкурентоспособность страны, региона, отрасли и компании в условиях цифровой экономики. В теории рассматривается специфика информационных ресурсов и услуг, обладающих свойствами общественных благ, определяются вызовы для экономических агентов на всех уровнях. На практике студенты знакомятся с индексами конкурентоспособности, цифровой экономики, инновационного развития, информационных технологий и др. для понимания позиции РФ в международном пространстве. Отдельным блоком рассматриваются отрасли, основанные на цифровизации производственных процессов и предоставляющие цифровые услуги. На уровне компании отражаются вопросы оценки уровня диджитализации, проблемы раскрытия информации и ее влияние на цену акций компании. Для студентов организуются экскурсии на предприятия, внедреяющие цифровые технологии. Практические занятия построены на сборе, анализе и визуализации открытых данных с сайтов worlbank.org, oecd.org, gov.ru, cy-pr.ru и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний о влиянии цифровых технологий на поведение экономических агентов и совершенствование навыков сбора и анализа данных для решения кейсов по цифровой трансформации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает свойства цифровых товаров и услуг; умеет определять тип издержек, которые снижаются в условиях цифровой экономики; знает причины и последствия цифрового пиратства; понимает концепцию Digital divide; умеет находить и представлять данные по позиционированию экономических агентов в цифровой экономике; имеет навык работы в команде при подготовке аналитической записки.
  • Знает особенности поведения digital natives; приводит примеры экономики совместного потребления и сетевого взаимодействия агентов в сети интернет.
  • Знает кейсы успеха и провалов при освоении цифровых технологий; выделяет элементы бизнес модели по Остервальду, подверженные цифровой трансформации; умеет выделять выгоды и риски при внедрении цифровых технологий в бизнесе; проводит статистических и регрессионный анализ данных по цифровой трансформации бизнеса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы цифровой экономики
    Тема 1. Эволюция экономики и свойства цифровых продуктов и услуг. История возникновения цифровой экономики, обсуждение фильма Энигма, выгоды и риски цифровой экономики, рассуждения Милтона Фридмана, Майкла Портера и других ведущих ученых про интернет и его роль в экономике. Тема 2. Издержки в цифровой экономике. Снижение издержек поиска, репликации, транспортировки, трэкинга и верификации в цифровой экономике, цифровое пиратство, электронная коммерция, возможности ценовой дискриминации в цифровой экономике, проблемы раскрытия персональных данных, создание и измерение репутации в цифровом пространстве. Тема 3. Концепция «Digital divide». Индикаторы уровня цифровизации для разных экономических агентов, позиционирование компаний, отраслей, регионов, стран в цифровой экономике, преодоление разрывов в цифровизации и возможности опережающего развития.
  • Цифровой образ компании
    Тема 4. Продвижение компаниив цифровой экономике Обзор мессенджеров и социальных сетей. Тренды продвижения. Компетенции и задачи SMM специалистов. Тема 5. Особенности поведения потребителей в интернете Таргетированная реклама в социальных сетях. Приложения для создания таргетированной рекламы и видеоконтента. Понятие sharing economy, выгоды и риски потребителя при совместном потреблении товаров и услуг, моделирование поведения потребителя при выборе решения о покупке блага или потреблении его в совместном пользовании.
  • Трансформация бизнеса в цифровой экономике
    Тема 6. Бизнес модели в цифровой экономике. Бизнес-модель Остервальдера: суть, содержание. Цифровая трансформация морфологии бизнес-моделей: причины, трансформация элементов бизнес-модели. Платформенные бизнес-модели. Цифровая трансформация технологических процессов. Цифровая трансформация командной работы. Тема 7. Цифровые технологии. 7.1. Распределенный реестр: суть технологии, применение технологии в различных секторах экономики, в государственном секторе. Деловая игра «Симуляция работы технологии Blockchain». Тенденции, перспективы, риски внедрения. Криптовалюта и ICO. ICO как инструмент привлечения инвестиций. ICO как объект инвестирования. 7.2. Большие данные. Нейротехнологии и искусственный интеллект. Машинное обучение. Применение технологий в различных секторах экономики, в государственном секторе. Возможности, тенденции, перспективы. 7.3. Технологии виртуальной и дополненной реальностей. Суть технологии. Международный опыт применения. Трансформация процессов на предприятии с внедрением технологии. 7.4. Робототехника и сенсорика. Возможности тенденции, перспективы. Международный опыт внедрения. Трансформация процессов с внедрением технологии. Возможности, тенденции, перспективы, риски. 7.5. Новые производственные технологии, промышленный интернет, технологии беспроводной связи, Интернет вещей, квантовые технологии. Международный опыт применения. Возможности, тенденции, перспективы, риски. 7.6. Оценка эффективности внедрения цифровых технологий на предприятии. Целеполагание. Исходные данные для оценки: инвестиции, эффекты от внедрения. Расчет периода окупаемости проекта внедрения цифровых технологий. Тема 8. Новые компетенции в цифровой экономике. Спрос и предложение на рынке труда в условиях цифровой экономики. Требования к компетенциям сотрудника в цифровой экономике. Влияние наличия сотрудников с компетенциями в цифровой экономике на результаты деятельности компании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита аналитической записки
  • неблокирующий Расчетная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде защиты проекта.
  • неблокирующий Защита аналитической записки
  • неблокирующий Расчетная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде защиты проекта.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Защита аналитической записки + 0.3 * Расчетная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горелов Н. А., Кораблева О. Н. - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-10039-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гаврилов Л. П. - ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ 3-е изд. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 477с. - ISBN: 978-5-534-11785-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/elektronnaya-kommerciya-446579