2020/2021
Театральность и перформативность в современной культуре. Часть первая: актуальные теории
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Факультатив
Когда читается:
4 модуль
Преподаватели:
Рогинская Ольга Олеговна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен обзору и систематизации актуальных теорий перформативности и театральности в современной культуре и адаптирован под онлайн-формат: семинары проходят в формате ридинг-групп и посвящены «медленному чтению» ключевых теоретических работ, переведенных на русский язык (монографии Х.-Т.Лемана, Э.Фишер-Лихте, Х.Геббельса, Р.Шехнера, Р.Голдберг и К.Бишоп как минимум). В дальнейшем (Часть вторая), в зависимости от возвращения в оффлайн-формату или сохранения формата дистанционного обучения, курс может повернуться в сторону изучения современных театральных практик или же быть продолжен как теоретический.
Цель освоения дисциплины
- Обзор и систематизация основных современных теорий театральности и перформативности, мониторинг и анализ ключевых имен, идей и их "следов" в современной культуре.
- Умение применять полученные теоретические и исторические знания при анализе современных культурных фактов и явлений.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные этапы в истории театра и перформанса.
- Знать содержание, структуру и основные тезисы Ричарда Шехнера.
- Уметь применять идеи Ричарда Шехнера при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное изменение.
- Знать содержание, структуру и основные тезисы Петера Сонди.
- Уметь применять идеи Петера Сонди при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
- Знать содержание, структуру и основные тезисы Ханса-Тиса Лемана.
- Уметь применять идеи Xанса-Тиса Лемана при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
- Знать содержание, структуру и основные тезисы Хайнера Геббельса.
- Уметь применять идеи Хайнера Геббельса при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
- Знать содержание, структуру и основные тезисы Эрики Фишер-Лихте.
- Уметь применять идеи Эрики Фишер-Лихте при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
- Знать содержание, структуру и основные тезисы Клэр Бишоп.
- Уметь применять идеи Клэр Бишоп при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
Содержание учебной дисциплины
- Театральность и перформативность в современной культуре: актуальные теории. Введение.Театр и театральность: уточнение понятий. Театр и перформанс: сближения и различения. Основные этапы в истории театра и перформанса.
- Ричард Шехнер и его теория перформативности.Театр и ритуал. Перформанс как художественный акт и социальный проект.
- Петер Сонди и его теория современной драмы.Исторические и теоретические аспекты современной драматургии. Драматургия в ее связи с современным театром.
- Ханс-Тис Леман и его теория постдраматического театра.Драматическое и постдраматическое в концепции Лемана. Театр и медиа.
- Хайнер Геббельс и его эстетика отсутствия.Хайнер Геббельс в поисках современной эстетики. Текст как ландшафт, «своеобразные голоса».
- Эрика Фишер-Лихте и ее эстетика перформативности.Традиционная эстетика и эстетика перформативности. Перформативный переворот в театре второй половины XX века.
- Клэр Бишоп и ее концепция партиципаторного искусства и политики зрительства.Социальный поворот в современном искусстве. Партиципаторность как ценность, идеология и практика.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Контрольная работа по материалам лекций + 0.5 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bishop, C. (2012). Artificial Hells : Participatory Art and the Politics of Spectatorship. [Place of publication not identified]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694865
- Goebbels, H., Roesner, D., Lagao, C. M., Collins, J., & Till, N. (2015). Aesthetics of Absence : Texts on Theatre. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=958665
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fischer-Lichte, E. (2001). Introduction: contemporary theatre and drama in Europe. European Review, (03), 275. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v9y2001i03p275.276.00
- Fischer-Lichte, E. (2008). The Transformative Power of Performance : A New Aesthetics. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=228547