• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Театральность и перформативность в современной культуре. Часть первая: актуальные теории

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Факультатив
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Рогинская Ольга Олеговна
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен обзору и систематизации актуальных теорий перформативности и театральности в современной культуре и адаптирован под онлайн-формат: семинары проходят в формате ридинг-групп и посвящены «медленному чтению» ключевых теоретических работ, переведенных на русский язык (монографии Х.-Т.Лемана, Э.Фишер-Лихте, Х.Геббельса, Р.Шехнера, Р.Голдберг и К.Бишоп как минимум). В дальнейшем (Часть вторая), в зависимости от возвращения в оффлайн-формату или сохранения формата дистанционного обучения, курс может повернуться в сторону изучения современных театральных практик или же быть продолжен как теоретический.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обзор и систематизация основных современных теорий театральности и перформативности, мониторинг и анализ ключевых имен, идей и их "следов" в современной культуре.
  • Умение применять полученные теоретические и исторические знания при анализе современных культурных фактов и явлений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы в истории театра и перформанса.
  • Знать содержание, структуру и основные тезисы Ричарда Шехнера.
  • Уметь применять идеи Ричарда Шехнера при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное изменение.
  • Знать содержание, структуру и основные тезисы Петера Сонди.
  • Уметь применять идеи Петера Сонди при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
  • Знать содержание, структуру и основные тезисы Ханса-Тиса Лемана.
  • Уметь применять идеи Xанса-Тиса Лемана при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
  • Знать содержание, структуру и основные тезисы Хайнера Геббельса.
  • Уметь применять идеи Хайнера Геббельса при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
  • Знать содержание, структуру и основные тезисы Эрики Фишер-Лихте.
  • Уметь применять идеи Эрики Фишер-Лихте при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
  • Знать содержание, структуру и основные тезисы Клэр Бишоп.
  • Уметь применять идеи Клэр Бишоп при анализе широкого круга культурных практик и фактов, имеющих перформативное и театральное измерение.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Театральность и перформативность в современной культуре: актуальные теории. Введение.
    Театр и театральность: уточнение понятий. Театр и перформанс: сближения и различения. Основные этапы в истории театра и перформанса.
  • Ричард Шехнер и его теория перформативности.
    Театр и ритуал. Перформанс как художественный акт и социальный проект.
  • Петер Сонди и его теория современной драмы.
    Исторические и теоретические аспекты современной драматургии. Драматургия в ее связи с современным театром.
  • Ханс-Тис Леман и его теория постдраматического театра.
    Драматическое и постдраматическое в концепции Лемана. Театр и медиа.
  • Хайнер Геббельс и его эстетика отсутствия.
    Хайнер Геббельс в поисках современной эстетики. Текст как ландшафт, «своеобразные голоса».
  • Эрика Фишер-Лихте и ее эстетика перформативности.
    Традиционная эстетика и эстетика перформативности. Перформативный переворот в театре второй половины XX века.
  • Клэр Бишоп и ее концепция партиципаторного искусства и политики зрительства.
    Социальный поворот в современном искусстве. Партиципаторность как ценность, идеология и практика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа по материалам лекций
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Контрольная работа по материалам лекций + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bishop, C. (2012). Artificial Hells : Participatory Art and the Politics of Spectatorship. [Place of publication not identified]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694865
  • Goebbels, H., Roesner, D., Lagao, C. M., Collins, J., & Till, N. (2015). Aesthetics of Absence : Texts on Theatre. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=958665

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fischer-Lichte, E. (2001). Introduction: contemporary theatre and drama in Europe. European Review, (03), 275. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v9y2001i03p275.276.00
  • Fischer-Lichte, E. (2008). The Transformative Power of Performance : A New Aesthetics. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=228547