Магистратура
2018/2019
Европа в эпоху Просвещения
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Историческое знание)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Карп Сергей Яковлевич
Прогр. обучения:
Историческое знание
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса изучаются основные этапы становления просветительской мысли в Европе, рассматривается влияние идей Просвещения на политику, общественную мысль, литературу и искусство. Главная задача курса - дать магистрантам современные представления об эпохе Просвещения, познакомить их с появлением новых историографических подходов, рассматривающих Просвещение не как доктринальный канон, идеологическую предпосылку Французской революции XVIII века или матрицу «модерна», а как особую историко-культурную эпоху, особый «исторический мир», определяемый по своему языку, ценностям, практиками управления
Цель освоения дисциплины
- Выработать целостное представление о месте эпохи Просвещения во всемирной истории
- Знать современную проблематику исторических исследований по теме курса
- Овладеть навыками историографического анализа работ, анализа письменных источников и визуальных репрезентаций по теме курса
Планируемые результаты обучения
- Знать основные парадигмы исторической науки, реализуемые в изучении эпохи Просвещения
- Уметь применять теоретические знания в исследовательской практике
- Иметь навыки адекватного выбора и применения методов историографического и источниковедческого анализа
Содержание учебной дисциплины
- Современные подходы к изучению Просвещения«Что такое Просвещение?»: история вопроса (от Иммануила Канта до Мишеля Фуко) и историографические дискуссии XX-XXI вв. (от Эрнста Кассирера до Джонатана Израэля). Современные научные представления об эпохе Просвещения
- Теории и практики государственной власти в эпоху Просвещения. «Просвещенный абсолютизм»Начало формирования современных представлений об отношениях между властью и обществом. «Просвещенный абсолютизм» - понятие и реальность. Типы политической власти в Европе эпохи Просвещения. Трансформация представлений о государстве. Политические теории и правовые идеи эпохи Просвещения, их претворение в жизнь. Особенности европейской политической культуры эпохи Просвещения
- Религия и церковь в эпоху ПросвещенияВек Разума и религия: постановка вопроса, современная историографическая ситуация. «Разумное» христианство и религиозный «энтузиазм». Государство и церковь эпохи Просвещения: общие черты и своеобразие локальных вариантов. Веротерпимость
- Культурные модели и практики ПросвещенияВоспитание и образование: новые идеи, новые практики и новые институции. Систематизация знаний. Энциклопедия Дидро и Даламбера. Чтение и эпистолярная культура. «Литературная республика» и «партия философов». Общественное мнение и публичные фигуры. Филантропия. Масонство. Путешествия. Французские рукописи эпохи Просвещения в российских архивах
- «Открытие» прошлого, открытие «цивилизации»Философия истории эпохи Просвещения. Институционализация исторического исследования «древностей». Рождение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. «Римское возрождение» и рождение этрускологии. «Греческое возрождение». Рождение египтологии. «Готическое возрождение». Открытие древних памятников Евразии и других континентов
- «Русский мираж» эпохи Просвещения и его историографическая судьбаЗарождение «русского миража»: от «Великого посольства» Петра I до «Похвального слова царю Петру I» Фонтенеля. Российские реформы XVIII в. в оценках Монтескье, Вольтера, Руссо и Дидро. «Русский мираж» эпохи Просвещения в оценках историографии XX в.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * устные выступления на семинарах + 0.4 * экзамен + 0.3 * эссе-рецензия
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке, , 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Darnton, R. (2009). The Great Cat Massacre : And Other Episodes in French Cultural History. New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=461193
- Foucault, M. (1995). Discipline and Punish : The Birth of the Prison (Vol. 2nd Vintage books ed). New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733102
- Всеобщая история. Т.3: От Средних веков к Новому времени (XVI-XVIII вв.), Васильев, Л. С., 2013
- Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков : общая характеристика бюрократического государства и сословного "старого порядка", Кареев, Н. И., 2009
- Киреевский И.В. - О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России - Издательство "Лань" - 2013 - 28с. - ISBN: 978-5-507-10403-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6202
- Общая лингвистика, Бенвенист, Э., 2002
- Поминки по Просвещению : политика и культура на закате современности, Грей, Дж., 2003
- Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. – М., 2002. – 342 с. - ISBN 5-201-02070-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345488