• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Методологические основы городского транспортного планирования

Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Парфенов Григорий, Роженко Мария Константиновна, Сыромятников Александр Евгеньевич
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов понимания о целостности транспортной системы, находящейся в постоянном взаимодействии с городом и окружающей средой, а также на ознакомление с основными понятиями, категориями и теориями, используемыми в транспортном планировании. Целью курса является формирование у студентов понимания последовательности и техники выполнения работ в области транспортного планирования, знакомство с основными видами данных работ. В результате освоения дисциплины студенты будут знакомы с современными принципами и мерами транспортного планирования и транспортной политики, знать и уметь использовать в профессиональной деятельности техники выполнения работ по транспортному планированию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Методологические основы городского транспортного планирования» является формирование у студентов целостного представления о структуре городских транспортных систем, методах планирования и управления, а также принципах их развития и функционирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: - Основные термины и понятия в области планирования и управления городскими транспортными системами; - Основные методы и приемы оценки эффективности транспортных систем городов и агломераций; - Современные подходы и практику планирования городского транспорта и управления транспортными системами
  • Знать: - Определяющие характеристики городского движения, в том числе закономерности автомобилизации, мобильности населения и закономерности движения по городским улицам. - Принципы работы современных интеллектуальных транспортных систем и информационных систем, используемых в транспортной отрасли
  • Уметь рассчитывать текущие и будущие пассажирские и грузовые перевозки в транспортной сети и метод взаимной переписки с целью определения транспортного потока
  • Владеть навыками определения потребностей современной экономики и общества в транспортных услугах
  • Уметь рассчитывать текущие и будущие пассажирские и грузовые перевозки в транспортной сети и метод взаимной переписки с целью определения транспортного потока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История и роль общественного транспорта в развитии городов.
    Антропологические инварианты транспортного поведения; эволюция скорости связи и геометрии города; Константа Марчетти. Эпоха сосуществования городов и автомобилей, усилия по адаптации города к автомобильной мобильности. Идеи «пригодный для жизни город» и «устойчивая мобильность»: модульная структура и масштаб мобильности, которые город способен поддерживать, не ставя под угрозу комфорт городской среды, экологическое благополучие, визуальный образ, национальную и культурную идентичность. Зарубежные и российские ученые (John Wardrop, Denos Gazis, Cesare Marchetti, John Adams, Phil Goodwin, Carmen Hass-Klau, Jeffrey Kenwworthy, G.D.Dubelir, G.V. Sheleyhovskiy, A.H. Silbertal, M.S. Fishelson, Д. С. Самойлов и др.). Фонд свободного времени и его влияние на ВРП.
  • Тема 2. Город в контексте национальной/глобальной транспортной системы.
    Общая информация о национальной и глобальной транспортной системе; рейтинги инфраструктуры, Глобальный индекс конкурентоспособности. Взаимодействие города с магистральными транспортными системами: городские и исторические аспекты (город и порт, город и железные дороги, автомобильные дороги и город, город и аэропорт). Порты, аэропорты, вокзалы как формирующие элементы городской среды. Совместимость города с различными видами транспорта. Концепция аэротрополиса Джона Д. Касарда.
  • Тема 3. Схемы Городского Планирования.
    Типология городов, основанная на инфраструктурных возможностях и доминирующем формате транспортного поведения населения: - В городах со слабо развитой транспортной инфраструктурой: безмоторные города (преобладание пешеходного и велосипедного движения, без отрыва от автомобильного движения) и паратранзит-ориентированных городов; - В городах с господством дорожно-транспортной инфраструктуры – трафик-насыщенных городов; авто-ориентированных городов; - В городах со сбалансированной транспортной инфраструктурой – гибридные города; концепции транзитно-ориентированного развития и традиционного развития микрорайонов. Соответствие преобладающему типу конструкции и преобладающему формату мобильности. Соотношение уровня развития дорожной сети и количества парковочных мест. Количественный критерий комфортной мобильности городского автомобиля в зависимости от плотности населения, баланса наземного транспорта и других целей, уровня владения автомобилем; формула М. Блинкина. «Удобный» уровень моторизации. Коэффициент охвата рациона и здания площади пола. Главные парадоксы транспортного планирования: парадокс Браеса. Постулат Льюиса-Могриджа. Парадокс Доунса-Томсона.
  • Тема 4. Виды пассажирского транспорта и теория транспортных потоков.
    Семейство транзитных режимов: паратранзит, уличные транзитные режимы, полу-быстрый и скоростной транзит, специализированные транзитные режимы. Основные характеристики переходных режимах: отвода, техники, вида услуг. Категории права проезда и общие классы транзитных видов транспорта. Матрица соответствия (матрица происхождения – назначения, OD-матрица): генерация, модальное разделение, суперпозиция потоков в сети. Гравитационная модель, энтропийная модель. Принципы кают-компании. Транспортный баланс городской территории и ее отдельных фрагментов. Основные факты теории транспортных потоков как конкурса современных проблем городского транспорта. случаи.
  • Тема 5. Поведение транспортных средств и управление транспортным спросом.
    Потребительские предпочтения; обобщенная цена поездки, представление «out-of-pocket price» и понятие «статистическая ценность времени»; критерии выбора маршрута и вида транспорта. Специфические потребительские предпочтения автомобилистов первого поколения. Методы управления спросом: Концепция планирования, финансовые и административные усилия. Типичные инструменты управления спросом. Взаимосвязь между потребительским выбором и электоральным поведением; идея виртуального референдума.
  • Тема 6. Транспортная политика.
    Компоненты транспортной политики. Четыре уровня планирования перевозок. Базовые основы транспортной политики: интегрированная система общественного транспорта, поведение транспорта, система парковки автомобилей, улицы и магистрали. Регулирование количества и интенсивности использования автопарка. Финансовый аспект. Конкретных исследований по городам мира. Азиатские города (Сингапур, Токио), европейские города (Берлин, Париж, Барселона). Транспортная политика Москвы, плюсы и минусы.
  • Тема 7. Топологические и инженерные параметры транспортных сетей.
    Топология и конфигурация инженерных сетей моторизованных видов транспорта: стратификация, плотность, связность, проницаемость. Элементы представления. Структура железнодорожных транспортных систем: железные дороги, метро, ЛРТ, трамваи. Типичные случаи: Париж, города Германии (интеграция скоростной железной дороги, метро и трамвая); города Японии. Устранение железнодорожных путей для увеличения пропускной способности городских улиц; попытки сохранить комбинированное (грузовое и пассажирское) движение на городских железных дорогах; попытки трамвайной эксплуатации по общему потоку транспортных средств как типичные ошибки. Улицы и шоссе: улица как элемент общественного пространства, выполняющий транспортные функции, наряду со всеми другими; автомобильная дорога как элемент транспортной системы не имеет никакой функции, кроме транспортной. Типичные случаи: США, Канада, Япония. Распространенные заблуждения: разработка гибридных конструкций, сочетающих в себе особенности автомобильных дорог и улиц. Топология и конфигурация инженерных сетей для пешеходного и велосипедного видов транспорта.
  • Тема 8. Базовые знания экономики транспортного планирования.
    Соответствие транспортной, налоговой и бюджетной политики «выделенным налогам», структура государственных инвестиций в транспортную систему, транспортные тарифы и субсидии. Виды транспорта и «крупные» транспортные проекты: сравнение инвестиционных показателей, производительности, транспортных издержек и положительных внешних эффектов. Государственно-частное партнерство в транспортных проектах. Алгоритм реализации транспортных проектов. Дорожное ценообразование. «Pay-as-you-go-tax». Тематические исследования. Обсуждение альтернативного выбора между субсидированием пригородных железных дорог и инвестициями в дорожную сеть; дифференцированное выставление счетов за парковочные места.
  • Тема 9. Транспорт и городская среда.
    Проблема транспортных экстерналий: ущерб комфортности городской среды, экологическому благополучию; аварийность. Технологии и форматы участия общественности в обсуждении проектов городской инфраструктуры, а также транспортных проблем, связанных с развитием городов. Трилемма. Концепция НИМБИ. Безопасность дорожного движения. «Smeed’s learning curve».
  • Тема 10. Мобильность будущего
    Основные параметры, используемые для прогнозирования будущего. Мультимодальные маршруты, составленные из локальных фрагментов, закрепляются различными средствами передвижения и согласовываются в срок с помощью специального приложения к вашему телефону. Будущие форматы индивидуальной мобильности: каршеринг с использованием электромобилей, специальные приложения для смартфонов. Самоуправляемые транспортные средства и этнический выбор. Умная дорога и умный автомобиль. Интеграторы против налогов. Новые формы мобильности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа: эссе
    Эссе представляет собой резюме собственных идей автора по выбранной теме автором заданы структура и стиль изложения, но эссе должно обосновывать выбор темы и описывать цели и задачи вашей работы. Эссе должно заканчиваться вашими собственными выводами. При использовании чьего-либо текста или идей на них должны быть ссылки. Оформление ссылок стандартное: в квадратных скобках с указанием номера в библиографии (или вместо этого ставите имя автора в скобках). Содержание эссе оценивается по следующим критериям: независимость суждения, последовательность изложения, обоснованность выводов. Запрещается использовать идеи или отрывки из текста без соответствующей ссылки. Эссе должны быть представлены в электронном виде и в печатном виде. Объем не менее 8 страниц (не считая титульного листа). Титульный лист эссе должен содержать название дисциплины, название темы, имя автора, курс и номер вашей группы. Эссе должно быть оценено преподавателем не позднее, чем за неделю до даты проведения итогового экзамена. Письменная работа считается представленной, если ее электронная версия была отправлена на указанный e-mail преподавателя. Преподаватель имеет право уменьшить оценку за работы, представленные после установленного срока.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная проводится во второй половине курса.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.4 * Домашняя работа: эссе + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Institut für Mobilitätsforschung. (2013). Megacity Mobility Culture : How Cities Move on in a Diverse World. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=565374

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Todd Alex, Er Litman, & Todd Litman. (2014). Smart Congestion Relief Comprehensive Evaluation Of Traffic Congestion Costs and Congestion Reduction Strategies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B262E3F5
  • Todd Litman, & Todd Alexander Litman. (2009). is given attribution. Please send your corrections, comments and suggestions for improvement. Where We Want To Be: Home Location Preferences And Their Implications For Smart Growth. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.60109839
  • Todd Litman. (2009). Mobility as a Positional Good: Implications for Transport Policy and Planning,” Car Troubles: Critical Studies of Automobility and Auto-Mobility, Ashgate (www.ashgate.com); Introduction at www.ashgate.com/pdf/SamplePages/Car_Troubles_Intro.pdf. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9E68AF14
  • Weiner, E. (2008). Urban Transportation Planning in the United States : History, Policy, and Practice (Vol. 3rd ed). New York, N.Y.: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=275758