• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Экономика

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Городское развитие и управление)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Городское развитие и управление
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Экономика», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по образовательной программе магистратуры «Городское развитие и управление». Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с: 1. Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (утвержден 02.02.2018), размещенном на сайте https://spb.hse.ru/ma/gmu/documents. 2. Образовательной программой «Городское развитие и управление» по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». 3. Объединенным учебным планом университета по образовательной программе «Городское развитие и управление», утверждённом в 2018 году. В рамках данного курса студенты изучают основы общей экономической теории, в частности, микро- и макроэкономику.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение актуальных знаний о теории функционирования рыночной экономики
  • Изучение методов экономического анализа различных секторов рыночной экономики
  • Приобретение теоретических знаний о задачах государственного регулирования рыночной экономики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные понятия из курса экономической теории.
  • Студент знаком с теорией спроса, предложения и рыночного равновесия
  • Студент умеет определять издержки и прибыль фирмы
  • Студент имеет представления об основных рыночных структурах
  • Студент знает и понимает основные макроэкономические показатели.
  • Студент знает разные взгляды на причины циклического развития экономики страны
  • Студент знаком с первой группой инструментов государственного макроэкономического регулирования - инструментами фискальной политики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в экономическую теорию.
    В этом модуле мы поговорим о том, чем занимаются современные экономисты (предметы их изучения могут быть весьма неожиданными) и как они работают. Мы познакомимся с некоторыми важнейшими экономическими терминами и простейшей экономической моделью. С использованием этой модели мы покажем, откуда берется взаимная выгода при международной торговле.
  • Спрос и предложение.
    Что является "визитной карточкой" экономической теории? Конечно, прежде всего - спрос и предложение! В этом модуле мы познакомимся с моделью спроса и предложения, покажем, каким образом устанавливается рыночное равновесие. Мы научимся применять модель спроса и предложения на примере анализа работы валютного рынка, а также обсудим, насколько оправдано государственное вмешательство в работу рынка. Модель спроса и предложения имеет свои ограничения, и мы обсудим, когда применение этой модели не рекомендуется или рекомендуется с ограничениями. Кроме того, вы узнаете, что стоит за законом спроса, а также познакомитесь с таким новым важным понятием как "эластичность". Для функции спроса знание различных эластичностей может помочь спрогнозировать, насколько сильно покупатели среагируют на изменение доходов или, скажем, на повышение цен.
  • Производство и издержки фирмы
    Мы продолжаем погружаться в мир экономики, и в этом модуле познакомимся с основными терминами, относящимися к поведению фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Фирмой экономисты называют любую коммерческую организацию, производящую продукцию с целью получения прибыли. Какие общие закономерности существуют при любом производстве? Почему экономист всегда видит у фирмы больше издержек, чем бухгалтер и какие именно виды издержек выделяют в экономическом анализе?
  • Максимизация прибыли. Рыночные структуры
    В этом модуле вас ждет заключительный большой блок тем по микроэкономике. Вы научитесь применять маржинальный анализ, а также познакомитесь с классификацией рыночных структур. Мы "соберем вместе" и систематизируем как новые, так и ранее полученные знания, чтобы показать как работает сложная и саморегулируемая система - конкурентный рынок. А если конкурентов на рынке мало? Для описания работы таких рынков (монополистических или олигополистических) также существуют экономические модели!
  • Основные макроэкономические показатели
    Мы познакомимся с первой макроэкономической моделью (кругооборота доходов и расходов). Кроме того Вы узнаете, откуда государства берут деньги и на что их тратят? Что разные страны экспортируют, и что импортируют? Что такое ВВП, как его рассчитывать разными способами и что интересного можно увидеть, сравнивая структуру ВВП разных стран? Познакомимся с основными макроэкономическими показателями (такими как номинальный и реальный ВВП, процентные ставки, обменный курс, инфляция), их аналитическими возможностями и границами применимости. А также научимся самостоятельно интерпретировать их динамику. Было бы здорово, если бы Вы после лекций этого модуля попробовали самостоятельно зайти на сайт какой-нибудь статистической службы (например, Росстата, www.gks.ru) и опробовать вновь полученные знания на практике!
  • Государственные макроэкономические политики.
    В последних двух модулях мы поговорим, как государство на макроэкономическом уровне может управлять развитием экономики и какие плюсы и минусы такого вмешательства выделяют экономисты. В этом модуле мы познакомимся с первой группой инструментов государственного макроэкономического регулирования - инструментами фискальной политики. А кроме того на этой неделе мы поговорим о деньгах. Что это такое? Как и когда они появились в человеческом обществе и во что превратились к настоящему времени? Каким образом в современном мире деньги могут возникать из ниоткуда и исчезать в никуда?
  • Экономический рост и бизнес-цикл
    Почему одни страны развиваются быстрее, а другие медленнее? Почему в любой стране экономической развитие идет неравномерно? В этом модуле мы поговорим про экономический рост и бизнес-цикл. Мы познакомимся с разными взглядами на причины циклического развития экономики страны. А для этого научимся применять еще одну важную модель в нашем курсе - модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тест
    В тест включаются вопросы и задания, аналогичные тем, что предлагаются в онлайн курсе и разбираются на семинарах.
  • неблокирующий работа на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * работа на семинаре + 0.7 * тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ким И. А. - ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-04602-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-ekonomicheskoy-teorii-438301

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы экономической теории: Учебник/Слагода В. Г. - 3 изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Обложка) ISBN 978-5-00091-091-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/503672