• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Ориентальное письмо (история, теория, практика, философия)

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину “Ориентальное письмо: история, философия, теория, практика”,студентов и слушателей, желающих принять участие в работе факультатива.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с классическими источниками и памятниками восточной письменности.
  • Получение начальных навыков в основных стилях ориентального письма.
  • Практические занятия ориентальной каллиграфией, копирование классических образцов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентироваться в типовых различиях европейской и восточной письменности.
  • Знать основные понятия и термины, относящиеся к ориентальной письменности.
  • Понимать специфические особенности письменности Китая и Японии.
  • Знать пять основных стилей и их основные характеристики.
  • Различать стили и жанры, в которых они используется. Понимать характерную для культуры позицию по отношению к авторству текстов.
  • Знать основные памятники письменности Китая и их исторический контекст.
  • Знать основные характеристики стиля Гувэнь, узнавать его.
  • Знать основные особенности стиля Чжуаньшу, узнавать его.
  • Знать основные особенности стиля Лишу, узнавать его.
  • Иметь знакомство с памятниками Северной Вэй, мастера династии Тан.
  • Знать особенности стиля Синшу, узнавать его.
  • Иметь представление о танских мастерах скорописи.
  • Понимать категорию "вкуса" применительно к каллиграфии.
  • Иметь представление о письме Китая нового времени.
  • Знать, какими путями распространялась китайская письменность за его пределы.
  • Ориентироваться в состоянии китайской Каллиграфии в 20м веке.
  • Понимать основные пути применения каллиграфии в политике и пропагандистской должности.
  • Ориентироваться в каллиграфии и ее применении в 21м веке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Восточное письмо vs. европейская «каллиграфия»
    Основные различия в подходах к письму в восточных и европейских культурах.
  • Раздел 2. Термины.
    Почерк/стиль («тело» письма); «поветрие»
  • Раздел 3. Специфика письменной культуры Китая и Японии.
    Особенности развития письменной культуры Китая и Японии, различия между ними.
  • Раздел 4. Пять основных стилей.
    Устав (кайшу), полуско-ропись (синшу), скоро-пись (цаошу), протоустав (деловой/ханьский стиль лишу), чжуаньшу, более древние типы письмён (гувэнь: бронза, шёлк, кости животных, панцири черепах)
  • Раздел 5. Типы мета-текстов по письму.
    Мета-тексты по письму (учебники, словари, прописи, пособия). Словари стилей и почерков, понятие копирования (линьшу). Статус автора и авторства.
  • Раздел 6. История письма в Китае
    Рассмотрение отдельных письменных памятников, иллюстрирующих основные стили; случаи и примеры их «переприсвоения» современными авторами и исследователями.
  • Раздел 7. Гувэнь
    Стиль Гувень, его особенности и происхождение.
  • Раздел 8. Чжуаньшу
    Истоки и особенности стиля Чжуаньшу.
  • Раздел 9. Лишу
    История и основные особенности стиля Лишу. Дощечки, гули, цаоли.
  • Раздел 10. Кайшу
    Памятники Северной Вэй, мастера династии Тан.
  • Раздел 11. Синшу (Ван Сичжи)
    Стиль Синшу и его особенности.
  • Раздел 12. Цаошу
    Цаоли, чжанцао, куанцао; танские мастера скорописи (Хуай Су, ЧжанСюй); Ван До.
  • Раздел 13. Письмо и «вкус».
    Произвольно избранное (Хуан Тинцзянь, ЧжаоМэн-фу)
  • Раздел 14. Письмо Китая нового времени, «модернизм».
    Кан Ювэй, ЧжаоЧжицянь, У Чаншо, ЦиБайши.
  • Раздел 15. Китайское письмо за пределами Китая
    Пути распространения китайского письма в другие регионы.
  • Раздел 16. 20 век в китайском письме.
    Международный характер разнонаправленных влияний. Попытка усмотреть те же «течения» и «направления» в новейшем письме, что и в европейских искусствах (авангард, модернизм, минимализм и пр.)
  • Раздел 17. Каллиграфия и политика, пропагандистская каллиграфия.
    Использование каллиграфии вне художественной и литературной среды.
  • Раздел 18. 21 век в каллиграфии.
    Феномен международных выставок, биеннале по каллиграфии. Иностранцы и нативные скрипторы. Кто представляется носителем традиции?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anker, S. (2003). The Art of Calligraphy in Modern China (Book). Print, 57(4), 32. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=10708901
  • Pirazzoli-t’Serstevens Michèle. (2001). Lothar Ledderose, Ten Thousand Things, Module and Mass Production in Chinese Art (The A.W. Mellon Lectures in the Fine Arts, 1998, The National Gallery of Art, Washington, D.C., Bollingen Series XXXV: 46). Arts Asiatiques, (1), 171. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.arasi.0004.3958.2001.num.56.1.1477.t1.0171.0000.5
  • Донченко Анна Ильинична. (n.d.). Влияние даосской философии на искусство китайской каллиграфии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvliyanie-daosskoy-filosofii-na-iskusstvo-kitayskoy-kalligrafii

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kay Morrissey Thompson. (2012). The Art and Technique of Sumi-e Japanese Ink Painting : Japanese Ink Painting As Taught by Ukao Uchiyama. [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567598
  • Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : Сб. статей, Беньямин, В., 2012