2018/2019
Научно-исследовательский семинар "Проблемы современного математического образования"
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Факультет математики
Где читается:
Факультет математики
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Семенов Павел Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Пререквизитами для магистрантов ОП являются учебные дисциплины предыдущих трёх семестров обучения, акцент среди которых следует сделать на дисциплинах 3-го семестра: «Психология», «Методика обучения математике», НИС ОП. Для магистрантов других программ и/или бакалавров к пререквизитам следует отнести уверенное владение школьным курсом математики, обязательными учебными дисциплинами первым двух лет бакалавриата, наличие опыта практической работы в различных видах образовательной деятельности – учителем, руководителем математического кружка, преподавателем выездной школы, организатором математических олимпиад и соревнований, их ассистентами и т.п. Постреквизитами для магистрантов ОП является отчёт по научно-исследовательской практике в конце 3-го модуля обучения, оценка по которому входит в общую оценку по указанному виду практики и предоставление к концу мая текста магистерской диссертации
Цель освоения дисциплины
- ориентация в выборе направления продолжения высшего образования, конкретное и предметное знакомство с различными аспектами развития и совершенствования современного математического образования в школе
Планируемые результаты обучения
- способность осваивать новые методы исследований; анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности; разрешать проблемы, связанные с разницей научных мировоззрений; воспринимать и интерпретировать математические и естественно-научные тексты разного уровня строгости и детализованности, в т.ч. содержащие легко устранимые ошибки; разрабатывать и реализовывать программы преподавания математических дисциплин, в том числе для уровней повышенной сложности
Содержание учебной дисциплины
- Числовая линия в школьном курсе математике. Основные этапы формирования представлений об основных свойствах натуральных, целых, рациональных и действительных чисел
- Функциональная линия в школьном курсе математике. Сравнение различных методик введения конкретных элементарных функций. Формирование общего понятия функции
- Алгебраическая линия в школьном курсе математике. Переход от чисел к символам переменных и буквенным выражениям. Преобразования алгебраических выражений. Методика изучения многочленов и их свойств
- Начала математического анализа в школьном курсе математике, теоретически возможные и методически реализуемые рамки их изучения. Механический и геометрический смысл производной, применения производной в задачах на оптимизацию
- Сюжетные, практико-ориентированные задачи в школьном курсе математике. Формирование представлений о математических моделях текстовых задач. Анализ типовых математических моделей при обучении математике в школе
- Стохастическая линия в школьном курсе математике. Методики формирования представлений о случайных событиях и их вероятностях. Мониторинг изложения основ стохастики в действующих школьных учебниках
- Планиметрия в курсе математики основной школы. Методические особенности изучения свойств плоских фигур и их числовых характеристик. Применения свойств геометрических преобразований в решении задач на построение и на доказательство
- Стереометрия в курсе математики старшей школы. Методические особенности изучения свойств пространственных тел и их числовых характеристик. Идеи фузионизма в преподавании геометрии и их реализуемость
- Задачи математических олимпиад и соревнований. Виды и формы дополнительного математического образования и работы с одарёнными детьми
- Виды аттестационного контроля. Методики составления тестовых форм итогового и аттестационного контроля, валидность тестовых форм изучения учебного материала. Проблемы цифровизации математического образования