2018/2019
Создание медиатекстов
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает теоретико-практическое знакомство с огромным разнообразием современных медиатекстов. Общее представление о типологии медиатекстов (по жанрам, целям, каналам распространения, фактуре и т.д.), а также представление о конвергенции жанровых форм. Традиционные журналистские тексты (информационные, аналитические, публицистические). Рекламные и пиар-тексты в сравнении с журналистскими: неизбежное общее и необходимые различия. Новостные тексты как «математика» журналиста, пиарщика и специалиста по рекламе. Способы преобразования новостных текстов в медиатексты любой сложности и назначения. Автор и адресат: проявление этих категорий в медиатекстах разных жанров. Тексты соцсетей, их основные особенности. Лексико-стилистические рамки медиатекстов (по жанрам и каналам распространения – печать, радио, ТВ, интернет). Результатом курса должны стать базовые представления о законах построения медиатекстов самой разной направленности и вида. Его практическая часть, как предполагается, сформирует у студентов первичные компетенции создания разножанровых медиатекстов.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов базовых представлений о практике работы с текстами на различных медийных платформах.
- Развитие навыков работы с источниками информации, сбора, анализа, структурирования информации при подготовке материалов для печатных СМИ, ТВ, радио и интернет-изданий.
- Формирование базовых умений по созданию информационных и иных текстовых материалов.
- Формирование навыков индивидуальной и групповой работы над текстами.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует, верифицируеть, оценивает полноту информации в ходе профессиональной деятельности.
- Создает тексты для их публичного распространения на различных медианосителях и при помощи разных каналов.
- Обрабатывает тексты массовой коммуникации и готовит их для их публичного распространения на различных медианосителях и при помощи разных каналов.
Содержание учебной дисциплины
- Виды и жанры современных медиатекстов. Обзор классификаций и подходовКлассификации видов и жанров медиатекстов, традиционные разделы журналистики в зависимости от используемого оборудования (тележурналистика, видеожурналистика, радиожурналистика, газетно-журнальная и т.д.). Конвергенция видов и жанров в современной журналистике. Основные характеристики информационных, аналитических, художественно-публицистических жанров. Понятия «журналистики факта» и «журналистики мнения». Виды медиатекстов. Особенности текстов для радио, телевидения, газет и журналов, интернета. Виды контента в современных СМИ (профессиональный и читательский, пользовательский). Жанры современной интернет-журналистики.
- Работа с источниками информации в процессе подготовки медиатекстовИсточники информации во всем их многообразии, иерархия источников по степени доверия\недоверия. Люди и документы как источники информации. Виды документальных источников информации. Первичные и вторичные СМИ (по способу работы с источниками информации). Сбор и анализ информации, проверка источников, корректность ссылок на источники. Поиск первоисточника. Особенности работы информационных агентств в сравнении с другими СМИ. Понятие эксклюзива. Правила ссылок. Правила работы с анонимными источниками информации. Защита от манипулирования. Люди в качестве источников информации (очевидцы, эксперты и т.д.). Источник, готовый быть названным, и источник, который нельзя раскрывать: правила работы. Анонимные источники как возможные поставщики фейковых новостей. Соцсети как возможные источники информации.
- Новостные тексты как «ядерная структура» для создания текстов любого уровня сложностиПонятие новости. Основные признаки новости. Понятия информации и правды, необходимость различения этих понятий. Факты и эмоции, их соотношение в новостных текстах. Определение новостной журналистики. Содержание новостных текстов: 5W + H, а также варианты. Структура и композиция. Принцип перевернутой пирамиды. Понятия бэкграунда и контекста. Понятие лида. Язык новостных текстов. Лексика и стилистика новостных заметок, «запретные» и предпочтительные части речи. Правила обращения с аббревиатурами, числительными, именами собственными, географическими названиями, иностранными словами, терминологией и т.п. Понятие канцелярита, его недопустимость в языке новостей.
- Понятие и основные принципы рерайта текстовПонятия копирайта, копирайтинга и рерайта (в противовес копирайтингу). Принципы квалифицированного рерайта (источники, уровень уникальности). Понятие первоисточника при рерайте. Понятие плагиата, рерайт высокого уровня как способ избежать плагиата. Требования к рерайту. Основные приемы редактирования текстов (обзор). Вычитывание и правка текста (на примере текстов новостного характера). Этапы вычитывания и правки своих текстов. Типичные трудности начинающих авторов журналистских текстов (фактические и языковые ошибки) и способы их преодоления.
- Заголовки: функции, приемы созданияПонятие заголовка. Основные функции заголовка. Критерии качества заголовков. Советская традиция написания заголовков, ее основные особенности. Западная традиция создания заголовков. Транзит от советской к западной традиции создания заголовков в постсоветской России; разные школы («Коммерсантъ» и «Ведомости»). Школа новостных агентств. Важность заголовков для текстов разных платформ. Заголовки в интернет-СМИ, их стилистические особенности. Заголовки, которые вводят в заблуждение; способы корректировки.
- Основы правки медиатекстовПринципы «простого» письма (упрощение сложных конструкций). Понятие стоп-слов (языкового мусора), способы их удаления. Части речи, желательные и нежелательные для медиатекстов. Конструкции, утяжеляющие тексты и способы их упрощения. Пунктуация (знаки допустимые и нежелательные). Оценочная лексика. «Пустая» информация и способы ее замены на значимую. Понятие и основные признаки канцелярита, способы очищения текстов от канцеляризмов. Штампы, их недопустимость в медиатекстах. Термины: случаи оправданного и неоправданного употребления. Визуальное восприятие текстов (абзацы, их емкость, «красная строка»).
- Медиатексты для разных платформ: общее и функциональные различияПонятие целевой аудитории. Стилевые различия текстов разного назначения в традиционных СМИ (газеты\журналы, радио и телевидение) и новейших (интернет: сайты, соцсети, разные виды соцсетей). Способы адаптации одного и того же текста для разных медийных платформ: принципы, приемы.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.15 * Задание 1 + 0.15 * Задание 2 + 0.15 * Задание 3 + 0.15 * Посещаемость + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дзялошинский И.М. - Современное медиапространство России: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 312с. - ISBN: 978-5-7567-0890-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97220