2018/2019
Искусство, медиа, тоталитаризм: «форматирование сознания» в культуре ХХ века (1920—1970)
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1 модуль
Преподаватели:
Кукулин Илья Владимирович,
Россман Элла Юрьевна,
Стрижак Евгения Александровна,
Терехина Юлия Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Искусство, медиа, тоталитаризм: «форматирование сознания» в культуре ХХ века (1920—1970)» является дисциплиной по выбору. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: - «Искусство как эмансипация личности в массовом обществе. Становление постмодернизма (1950—2015)».
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Искусство, медиа, тоталитаризм: «форматирование сознания» в культуре ХХ века (1920—1970)» являются понимание специфики функционирования культуры в условиях тоталитарных режимов, сходство и различия развития массового общества в ситуации тоталитаризма и демократии, а также понимание институтов, созданных в ХХ веке и способствовавших последовательной трансформации сознания и социальных отношений средствами культуры и искусства.
Планируемые результаты обучения
- Знать об основных реалиях культурной жизни тоталитарных обществ.
- Знать об истории и границах применимости термина «тоталитаризм» и о дискуссиях о его применимости в современной культурологии и исторической науке.
- Уметь распознавать культурную составляющую в социально-политических коллизиях, характерных для тоталитарных обществ.
- Владеть навыками вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор методов и способов исследования, а также оценку его качества.
- Уметь понимать специфику посттоталитарного общества и его культурные вариации.
- Уметь анализировать элементы (пост)тоталитарных культурных традиций в современном обществе.
- Уметь на грамотном литературном языке излагать результаты анализа сложных этических и эстетических коллизий, связанных с развитием культуры в условиях тоталитаризма.
- Знать об общих чертах и о существенных различиях в культурной эволюции стран, прошедших через «тоталитарные» периоды в истории.
Содержание учебной дисциплины
- Искусство и революция.Роль искусства в мифологизации революции. Ямпольский М. Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
- Роль медиа в массовом обществе ХХ века: гомогенизация общества и распространение общеразделяемых нарративов.Дискуссии о тоталитаризме. Сходство и различие репрессивных режимов ХХ века.
- Общие черты искусства репрессивных режимов.
- Развлекательная культура в репрессивных обществах. Официальный оптимизм.
- Переизобретение канона в тоталитарных обществах: между культом классики и ее уничтожением.
- Медиа и демодернизация закрытого общества.
- Социалистический реализм как политический и культурный феномен. Его происхождение.
- Театральность власти в тоталитарных обществах.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Письменный экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ognjenovic, G., & Jozelic, J. (2016). Revolutionary Totalitarianism, Pragmatic Socialism, Transition : Volume One, Tito’s Yugoslavia, Stories Untold. New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1250111