• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Физическая антропология с основами эволюционной антропологии

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с основными разделами физической антропологии, современными направлениями изучения биологии человека, а также с основами эволюционной антропологии. Развитие технологий способствовало бурному прогрессу этих дисциплин, и последние десятилетия знаменуют революционный прорыв в научных знаниях о природе человека, особенностях его облика и физиологии в прошлом, характере миграций по земному шару, родстве современных популяций, приспособительной изменчивости в разных экологических условиях, об адаптациях, связанных с освоением новых хозяйственных типов. При изучении физической антропологии будут обсуждаться общие закономерности процессов роста и развития человека, а также географическая (экологическая) и эпохальная (историческая) специфика этих процессов. Лекции и семинары будут посвящены вопросам питания, здоровья, эволюции, анатомии, физиологии, молекулярной биологии и генетики человеческих популяций. Отдельно будут рассмотрены вопросы биоархеологии, в том числе возникновения и распространения различных заболеваний человека, от болезней, связанных с накоплением вредных мутаций, до пандемий (включая чуму, СПИД, эболу). Эволюционная антропология познакомит студентов с особенностями социального и репродуктивного поведения, орудийной деятельности и когнитивных возможностей у современных обезьян и человека. Будут обсуждены модели поведения ископаемых гоминин и показана роль новейших молекулярных методов в реконструкции особенностей поведения представителей ископаемых популяций. Рассмотрены стратегии агрессивного, сексуального, родительского, кооперативного поведения человека и факторы, их определяющие. Специальное внимание будет уделено вопросам человеческой привлекательности и образу постоянного партнера, склонности к риску, доминированию и толерантности на внутригрупповом и межгрупповом уровнях. Предметом обсуждения на лекциях и семинарах станет невербальная коммуникация (мимическая, жестовая и тактильная), вкусовые и обонятельные предпочтения человека и их культурная специфика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современным пониманием физической антропологии, включающей естественную историю человечества и биологию ископаемых популяций, закономерности взаимодействия популяций современного человека, полиморфизм биологической организации человека на индивидуальном и популяционном уровнях и факторы, его определяющие, общие закономерности поведенческих стратегий человека в традиционных и индустриальных обществах.
  • Освоение студентами комплексного подхода к изучению антропологических и этнологических дисциплин, заключающегося в понимании единства биологической и социальной составляющей индивидуума и общества, и умение применить этот подход в будущей профессиональной деятельности.
  • Формирование целостного антропологического интернационального мировоззрения на базе знания универсалий и культурного своеобразия различных этнических групп, формирующих человечество.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомление студентов с современным пониманием физической антропологии, включающей естественную историю человечества и биологию ископаемых популяций, закономерности взаимодействия популяций современного человека, полиморфизм биологической организации человека на индивидуальном и популяционном уровнях и факторы, его определяющие, общие закономерности поведенческих стратегий человека в традиционных и индустриальных обществах.
  • Освоение студентами комплексного подхода к изучению антропологических и этнологических дисциплин, заключающегося в понимании единства биологической и социальной составляющей индивидуума и общества, и умение применить этот подход в будущей профессиональной деятельности.
  • Формирование целостного антропологического интернационального мировоззрения на базе знания универсалий и культурного своеобразия различных этнических групп, формирующих человечество.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и история физической антропологии
    1. История антропологии в России. К. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин. Развитие отечественной антропологической мысли в 20 веке. 2. Человек как биосоциальное существо. Положение человека в системе животного мира. 3. Основные разделы физической антропологии. 4. Традиционные и современные методы исследования (антропометрия, краниометрия, остеометрия, генетические и молекулярные методы, этологические методы).
  • Возрастная и конституциональная антропология
    5. Возрастная антропология. Общие размеры и пропорции тела. Тотальные размеры тела. Вес тела. Пропорции тела. 6. Скорость роста и физического развития. Основные закономерности и факторы, определяющие процессы роста и развития. Периодизация индивидуального развития. Пренатальный и постнатальный периоды. 7. Кривая роста. Половой диморфизм кривой роста. Пубертатный скачок роста. 8. Понятие биологического возраста и физиологической зрелости (степень скелетной и зубной зрелости. Акселерация. Морфологические, физиологические и психические проявления акселерации. 9. Конституциональная антропология. Половой диморфизм. Генетические, морфологические и физиологические различия полов. 10. Классификации типов телосложения. Схемы нормальных конституций. Критерии (степень развития мускулатуры и жироотложения, формы грудной клетки, живота и спины). 11. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением. Проблема соотношения темперамента и телосложения. Соотношение темперамента и конституций (системы Кречмера и Шелдона).
  • Популяционная антропология. Индивидуальные различия
    12. Фенотип и генотип. Норма реакции. Обмен генами, дрейф генов. 13. Признаки с моногенным и полигенным наследованием. Серповидно-клеточная анемия. Дальтонизм. Вкусовая и обонятельная чувствительность. 14. Признаки с непрерывной изменчивостью. Пигментация. Волосяной покров. Строение глазной области. Форма носа. 15. Понятие адаптации. Генетическая и культурная адаптация. Экологические правила Бергмана и Аллена. Типы конституций в разных климатических условиях. 16. Миграция и мигранты. Генный поток как фактор изменчивости. 17. Изоляция как фактор формирования различий между популяциями человека. 18. Раса как биологическая категория. Современная критика типологической концепции расы. Популяционная концепция расы. Расизм и его социальные корни. Декларация ЮНЕСКО о расах и расовых предрассудках. Несовпадение границ распространения расы и этноса. Несовпадение распространения расовых типов и языка.
  • Основы эволюции человека
    19. Современные теории эволюции. Доказательства эволюции. Механизмы и факторы эволюционного процесса. 20. Общая характеристика и систематика отряда приматов. Доказательства родства человека с другими приматами. 21. Просимии (лемуры, индри и сифаки, руконожки, лори и галаго, долгопяты) и симии (широконосые и узконосые обезьяны). Человекообразные обезьяны. Особенности морфологии и поведения. Ископаемые приматы. Эволюционные связи обезьян Старого и Нового Света. Гоминоиды и их происхождение. 22. Ранние гоминиды. Общая характеристика. Время появления и географическое распространение. Протоавстралопитековые (A. anamensis, A. ramidus). Общая характеристика, географическое распространение, экология. Австралопитековые: грацильные и массивные формы (A. afarensis, A. arficanus, A. robustus, A. boisei). Особенности морфологии. 23. Появление рода Homo. Homo habilis и Homo rudolfensis. Первая материальная культура: олдувайская и протоолдувайская. 24. Homo ergaster и Homo erectus. Особенности строения черепа и скелета. 25. Неандертальцы и денисовцы. Таксономическое положение неандертальца и их роль в формировании человека современного типа. 26. Появление анатомически современного человек – Homo sapiens. Особенности строения черепа и скелета. 27. Происхождение и расселение анатомически современного человека. Гипотезы моно- и полицентризма.
  • Эволюционные основы поведения человека
    28. Предмет исследования этологии человека, основные объекты и понятия. Филогенетическая и культурная адаптация. Фиксированные действия. Инстинктивные действия. Импритинг. Врожденный разрешающий механизм. Окно возможностей. 29. Естественный отбор и его роль в эволюции человеческого поведения. Индивидуальный и групповой (родственный отбор); концепции R- и K- отбора. 30. Эволюционно стабильные стратегии. Происхождение социальности. Проблема биосоциальной эволюции. Стереотипы и ритуалы. 31. Родство как фактор социальной избирательности у человека. Кровное и социальное родство. Механизмы узнавания родственников. Родственные предпочтения. 32. Биология пола и культура сексуального поведения. Репродуктивные отношения как фактор, определяющий структуру социальной системы. Базовые различия в стратегиях поведения мужчины и женщины. 33. Выбор партнера и сексуальная привлекательность. Брачные связи как этологический и культурный феномен. Эволюция брачных связей. Моногамия и полигамия. Половые роли и гендерные стереотипы. Маскулинность и фемининность. 34. Пространственное поведение человека. Персонализация среды. Индивидуальная дистанция. Индивидуальное пространство. Территориальность и ее роль в жизни человека. 35. Агрессия и агрессивность. Функциональные аспекты агрессивного поведения и его биологические предпосылки. Внутри- и межгрупповая агрессия. Механизмы и факторы ее возникновения и развития. 36. Кооперация и альтруизм. Механизмы контроля социального равновесия. Этологические аспекты кооперации. Дележ и кооперация в детских коллективах. Соотношение этологических аспектов кооперации с культурными. 37. Родительское поведение. Распределение ролей в семье. Роль мужчина и женщины в воспитании детей. Родительский вклад. 38. Коммуникация. Формы коммуникации и их развитие в филогенезе. Универсальные стереотипы общения (жестовые, позовые и мимические). Ольфакторная коммуникация в современном человеческом обществе. Мимика в разных культурах – универсальный способ проявления эмоций. Улыбка и смех. Эволюционные основы происхождения смеха и юмора. 39. Социальный и инструментальный интеллект. Макиавеллевский интеллект в эволюционной перспективе. Его связь с типом социальных отношений. Связь с уровнем развития мозга. Инструментальный интеллект. Орудийная деятельность человека и других приматов. Взаимосвязь орудийной деятельности и речи. 40. Происхождение речи. 41. Связь биологии и культуры. Социальная организация и среда. Поведенческие универсалии. 42. Поведение человека в современном городе. Прикладная этология. Этология жилища. Этология в психиатрии, психотерапии. Возможности использование этологических методов в практических целях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле: Ои = k1хОн + k2хОэ Ои – итоговая оценка за дисциплину Он – накопленная оценка за дисциплину Оэ – оценка за экзамен. к1= 0,7 к2 =0,3 Способ округления – арифметический. Он, накопленная оценка за дисциплину, по 10-балльной шкале, фиксируется перед итоговым контролем и рассчитывается по следующей формуле: Он = к1хОаудит. + к2хОк.р. + к3хОпр. Оаудит. – оценка за работу на семинарах, по 10-балльной шкале. Ок.р. – оценка за контрольную работу, по 10-балльной шкале. Опр. – оценка за презентацию, по 10-ти балльной шкале. к1 = 0,5 к2 = 0,2 к3 = 0,3 Способ округления – арифметический. Все оценки выставляются в рабочую ведомость. Оаудит. – преподаватель оценивает участие и активность студентов в дискуссиях на семинарах, правильность решения задач, поставленных не семинарах и т.д.; Ок.р. – преподаватель оценивает правильность ответов на вопросы, предложенных на контрольной работе (темы объявляются заранее, конкретные вопросы объявляются непосредственно на занятии); Опр. – преподаватель оценивает уровень понимания материала студентами, умение самостоятельно работать с источниками, умение работать в коллективе и способность презентовать материал аудитории.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Advertising and anthropology : ethnographic practice and cultural perspectives, Malefyt, T. de Waal, 2012
  • Essentials of physical anthropology, Jurmain, R., 2011
  • Homo sapiens : история болезни, Бужилова, А. П., 2005
  • How humans evolved, Boyd, R., 2018
  • Personality psychology : domains of knowledge about human nature, Larsen, R. J., 2010
  • Антропология : учебник для вузов, Харитонов, В. М., 2003
  • Антропология : учебник для вузов, Хрисанфова, Е. Н., 2002
  • Антропология : учебник для вузов, Хрисанфова, Е. Н., 2005
  • Дарвин Ч. - THE DESCENT OF MAN IN 2 P . PART 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-05890-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-descent-of-man-in-2-p-part-1-proishozhdenie-cheloveka-v-2-ch-chast-1-441797
  • Дарвин Ч. - THE DESCENT OF MAN IN 2 P . PART 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 472с. - ISBN: 978-5-534-05965-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-descent-of-man-in-2-p-part-2-proishozhdenie-cheloveka-v-2-ch-chast-2-441798
  • Дарвин Ч.., пер. Тимирязев К.А. - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 445с. - ISBN: 978-5-534-06675-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/proishozhdenie-vidov-putem-estestvennogo-otbora-412219
  • Истоки морали : в поисках человеческого у приматов, Вааль де, Ф., 2014
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
  • Секреты поведения Homo Sapiens : эволюционная психология, Палмер, Дж., 2007
  • Эволюционная антропология : биологические и культурные аспекты: учеб. пособие, Дерягина, М. А., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Academic encounters : reading, study skills, and writing: content focus, human behavior: student's book, Seal, B., 2001
  • Africa after apartheid : South Africa, race, and nation in Tanzania, Schroeder, R. A., 2012
  • Anthropology : the human challenge, Haviland, W. A., 2014
  • Anthropology and myth : lectures, 1951-1982, Levi-Strauss, C., 1987
  • Anthropology of violence and conflict, , 2003
  • Behavioral genetics, , 2013
  • Biosocialities, genetics and the social sciences : making biologies and identities, , 2008
  • Coordination in human and primate groups, , 2011
  • Dynamics in human and primate societies : agent-based modeling of social and spatial processes, , 2000
  • Encyclopedia of social and cultural anthropology, , 1997
  • Evolutionary psychology : neuroscience perspectives concerning human behavior and experience, Ray, W. J., 2013
  • Gingrich, A. (2017). Rock Art from West and South West Arabia: Socio-Cultural Anthropology’s Insights for the Region’s Eastern Transition Zones. https://doi.org/10.5281/zenodo.893284
  • How culture makes us human : primate social evolution and the formation of human societies, Read, D. W., 2012
  • Human population genetics, Relethford, J. H., 2012
  • Агрессия (так называемое "зло"), Лоренц, К., 1994
  • Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у че..., Бутовская, М. Л., 2006
  • Возникновение производящего хозяйства : очаги древнейшего земледелия, Шнирельман, В. А., 2012
  • Культура и экономическое поведение : сб.ст., Белик, А. А., 2011
  • Народы России : энциклопедия, , 1994
  • Народы Северо-Востока Сибири : айны, алеуты, ительмены, камчадалы, кереки, коряки, нивхи, чуванцы, чукчи, эскимосы, юкагиры, Тишков, В. А., 2010
  • О выражении эмоций у человека и животных, Дарвин, Ч., 2001
  • Происхождение скотоводства : культурно-историческая проблема, Шнирельман, В. А., 2012
  • Психология эмоций, Экман, П., 2014
  • Расы и народы : современные этнические и расовые проблемы : ежегодник, , 2001
  • Расы и народы. Вып. 28: ., , 2002
  • Резникова Ж. И. - ЭКОЛОГИЯ, ЭТОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ. МЕЖВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 206с. - ISBN: 978-5-534-08348-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekologiya-etologiya-evolyuciya-mezhvidovye-otnosheniya-zhivotnyh-v-2-ch-chast-1-437009
  • Резникова Ж. И. - ЭКОЛОГИЯ, ЭТОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ. МЕЖВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-08350-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekologiya-etologiya-evolyuciya-mezhvidovye-otnosheniya-zhivotnyh-v-2-ch-chast-2-437112
  • Этничность и религия в современных конфликтах, , 2012