• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Регулирование прав интеллектуальной собственности в индустриях контента

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3 модуль
Преподаватели: Денисова Алена Сергеевна, Шерстобоева Елена Алексеевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Регулирование прав интеллектуальной собственности в индустриях контента» направлен на то, чтобы дать студентам базовые знания в области российского права интеллектуальной собственности на контент, а также выработать навыки его применения при производстве, дистрибуции и реализации контента или дизайн-проекта. Целью курса является научить студентов законно использовать чужой контент, а также защищать права на собственный контент. Курс разработан с учётом творческой и производственной специфики бакалаврских направлений, на которых он будет читаться. Курс охватывает ряд важнейших тем, напрямую и косвенно связанных с правом интеллектуальной собственности на контент: авторское право и смежные права, товарные знаки, использование изображений. В ходе курса планируется разбор наиболее типичных дел, связанных с нарушениями прав интеллектуальной собственности в индустриях контента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание место права интеллектуальной собственности в индустриях контента.
  • Дать представление об основах законодательства в области права интеллектуальной собственности, о правовых нормах и принципах, на которых базируются отношения между правообладателем и правоприобретателем, связанные с производством и распространением контента в России, об основах авторского и смежного права, о правовых режимах средств индивидуализации компаний, товаров, работ, услуг в индустриях контента, а также об особенностях защиты прав интеллектуальной собственности.
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в маркетинговой работе, защите своих профессиональных прав в интересах формирования и распространения легального рекламного контента.
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний непосредственно в работе по дизайн-проектированию; защите своих профессиональных прав в интересах производства и распространения проектов и продуктов, основанных на легальном контенте.
  • Пропаганда верховенства права в жизни общества, в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые принципы регулирования права интеллектуальной собственности в России, основы авторского и смежного права, понимает механизм регулирования средств индивидуализации компаний, товаров, работ, услуг в индустриях контента, особенности договорных отношений в индустриях контента, а также правовые режимы защиты прав интеллектуальной деятельности.
  • Применяет нормы права интеллектуальной собственности в своей профессиональной деятельности, осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с нормами интеллектуального права РФ, владеет правовой культурой, использует и защищает профессиональные права в интересах формирования и распространения легального контента.
  • Читает и анализирует основные нормы интеллектуального права, судебных решений, получает опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной деятельности по производству рекламного продукта в индустриях контента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Интеллектуальная собственность в индустриях контента: понятие и виды, основные принципы охраны.
    Отличия интеллектуальной собственности от физической собственности. Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ о защите интеллектуальной собственности. История принятия 4-й части Гражданского кодекса РФ. Предмет, структура и задачи курса. Понятие интеллектуальной собственности. Виды прав интеллектуальной собственности. Система российского права интеллектуальной собственности. Источники права интеллектуальной собственности: конституция, международные договоры и соглашения, Гражданский кодекс РФ, законы, указы президента и постановления правительства. Конституция РФ (1993 г.) как основополагающий юридический акт прямого действия. Соответствие норм российского законодательства международным конвенциям. Парижская конвенция по охране промышленной собственности1883 г. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. и иные договоры Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Критерий гражданства и критерий места обнародования. Значение в этом аспекте Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Объекты интеллектуальной собственности. Особенности интеллектуальных прав. Уполномоченные органы в сфере государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Государственная регистрация объектов интеллектуальной собственности. Виды прав на объекты интеллектуальной собственности. Основные принципы охраны прав интеллектуальной собственности в России и в мире.
  • Авторское право и смежные права в индустриях контента.
    Основные понятия: авторское право и смежные с ним права, автор, произведение, исполнение и т.д. Интеллектуальная собственность исполнителя (артиста, дирижёра, режиссёра), автора фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания, автора базы данных, публикатора. Содержание и форма произведения. Регистрация прав автора и исполнителя. Объекты авторского и смежного права. Способы использования объектов авторского и смежного права. Знаки охраны авторского и смежного права. Объективные формы существования произведений и исполнений. Новизна и оригинальность как основные признаки объекта авторского права. Производные произведения и особенности осуществления своих прав их авторами. Соавторское произведение как результат совместного творческого труда. Составные произведения и права составителя. Аудиовизуальное произведение и его особенности. Субъекты авторских прав. Содержание авторского права: исключительные и личные неимущественные права автора, исполнителя. Срок действия исключительного права на произведение и порядок его исчисления. Переход произведения по наследству, в общественное достояние. Основные принципы защиты авторского и смежного права. Право на вознаграждение. Использование произведений без согласия автора. Допустимость свободного использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: в личных целях, в информационных, критических, полемических, в учебных, научных и других целях. Случаи свободного использования произведения. Ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав. Контрафактные экземпляры. Преследование «пиратства» и плагиата. Правовой статус карикатуры. Служебные произведения. Коллективное управление авторскими правами. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами: исторический аспект и принципы функционирования. Российское авторское общество. Российский Союз правообладателей. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе.
  • Средства индивидуализации компаний, товаров, работ, услуг в индустриях контента.
    Виды средств индивидуализации компаний, товаров, работ, услуг. Режимы государственной регистрации средств индивидуализации компаний, товаров, работ, услуг. Коммерческое обозначение как способ защиты интеллектуальных прав: понятие, содержание. Право на фирменное наименование компании: понятие, содержание, срок охраны. Отличия правового режима коммерческого обозначения от фирменного наименования компании. Определение и основные функции товарного знака. Право на товарный знак компании. Регистрация товарных знаков. Основания отказа в регистрации. Знак охраны. Срок охраны. Формы выражения товарного знака. Классы Международной Классификации Товаров и Услуг. Заявка на регистрацию товарного знака: этапы, документация. Правовой статус Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), частных патентных агентств. Патентный поверенный: основные функции и роль в процессе регистрации товарного знака компании. Государственная пошлина за регистрацию товарного знака.
  • Виды договоров в сфере интеллектуальной собственности в индустриях контента.
    Основные виды договоров в сфере интеллектуальной собственности. Авторско-правовые договоры. Договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор, договор авторского заказа: принципиальные отличия. Содержание и виды лицензионного договора: способы использования произведения; условия о сроке и территории; условие о вознаграждении. Сублицензионный договор. Договор об отчуждении исключительного права на произведение. Договор авторского заказа: особенности и содержание. Служебное произведение и особенности его использования автором и работодателем. Трудовой договор и срок действия исключительного права; трудовая функция работника и право работодателя на служебное произведение. Правовые гарантии для работника по трудовому договору; права и обязанности работодателя. Случаи для заключения соглашения соавторов (субъекты, содержание, правовое регулирование). Предоставления права использования товарного знака: договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака, договор о распоряжении исключительным правом на товарный знак. Виды нарушений договора и ответственность. Сложный объект (кинофильм, спектакль, мультимедийный продукт, единая технология) и основания для использования произведения в его составе. Особые условия издательского лицензионного договора; основания для расторжения договора лицензиаром. Ответственность по договорам: возмещение реального ущерба, возврат аванса, уплата неустойки.
  • Защита интеллектуальных прав в индустриях контента.
    Защита авторских и смежных прав. Гражданская, административная и уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Способы защиты имущественных прав (возмещение убытков, признание права, изъятие материального носителя, пресечение действий и т.д.). Защита личных неимущественных прав (признание права, пресечение нарушающих право действий, компенсация морального вреда и т.д.). Претензионный порядок защиты интеллектуальных прав. Споры, связанные с защитой интеллектуальных прав в индустриях контента. Документирование факта нарушения авторских и смежных прав. Действия руководителя при обнаружении факта нарушения. Технические средства защиты интеллектуальных прав. Информация об авторском праве, идентифицирующая произведение и правообладателя. Недопустимость удаления или изменения такой информации без разрешения правообладателя, а также недопустимость использования произведений, в отношении которых такая информация была удалена или изменена без разрешения правообладателя. Защита прав на товарный знак. Понятие и значение приоритета на товарный знак у правообладателя. Ответственность за нарушение исключительного права. Анализ судебных решений. Особенности и тенденции рассмотрения и разрешения споров, связанных с защитой интеллектуальных прав. Обеспечение иска по делам о нарушении исключительных прав к материальным носителям, оборудованию и контрафактным материалам. Ответственность компаний за нарушение исключительных прав.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Посещаемость + 0.25 * Семинары + 0.5 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вацковский Ю.Ф. - Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований - Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «СТАТУТ» - 2009 - 109с. - ISBN: 978-5-8354-0558-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/61598

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Права на товарный знак: Монография / Отв. ред. Новоселова Л.А. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 144 с.: 60x90 1/16 (Обложка. КБС) ISBN 978-5-91768-739-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550147
  • Управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие для магистров / Остапенко Г.Ф., Остапенко А.Д. - М.:Дашков и К, 2016. - 160 с.: 60x90 1/16. - (Учебные издания для магистров) (Обложка) ISBN 978-5-394-02574-7