2018/2019
Мусульмане в Российской империи
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2 модуль
Преподаватели:
Бессмертная Ольга Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина посвящена вопросам истории мусульманских сообществ на пространстве Российской империи. Он призван показать, как представители мусульманских сообществ и российского государства искали способы сосуществования в едином политическом пространстве или, реже, отказывались от таких поисков. Основное внимание сосредоточено не на истории конфронтаций, а на истории взаимовлияний и взаимодействий, трансформаций институтов, практик, взаимных представлений и взаимоотношений. Основное внимание уделено второй половине XIX – началу XX вв. как наиболее многогранному и противоречивому периоду, тесно связанному с дальнейшей историей страны.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов знаний специальной терминологии
- формирование у студентов представлений о том, как представители мусульманских сообществ и российского государства искали способы сосуществования в едином политическом пространстве или как отказывались от таких поисков.
Планируемые результаты обучения
- знать специальную терминологию
- изучать конкретный фактический материал, необходимый для понимания основных тенденций и особенностей развития не православных («иноверных») конфессий на территории Российской империи
- владеть навыками обработки и интерпретации исторических источников
Содержание учебной дисциплины
- Имперское разнообразие России как историографическая проблема.Подходы новой имперской истории (журналы Аб Империо, Критика и др.). Академическое востоковедение, художественные и массовые представления о Востоке: понятие и трактовки ориентализма и его критика (Э. Саид и другие). Имперское воображение: мусульмане в России (и другие конфессиональные группы: евреи, буддисты) как внутренний «Восток» России. «Мусульманская карта» (мусульманские регионы) России и ее динамика в XVI–XIX вв. Периодизация стратегий управления мусульманскими анклавами в России в имперскую эпоху.
- Ислам.Основные религиоведческие характеристики ислама, догматы, культ, направления (суннизм, шиизм, хариджиты). Юридические толки (мазхабы) ислама в России. Мусульманские институты, сословия, практики; их трансформация (общие тенденции) в Российской империи: Мечеть и община - Школа (мектебе, медрессе) - Хадж - Ученые мужи - Купцы. Внутримперские и внешние мусульманские социальные сети: обучение и наука; торговля. Понятие «исламский дискурс».
- Политика Екатерины II как переломный этап в мусульманской политике российского государства; мусульманские сообщества в имперской структуре. Трансформация «мусульманской политики» государства при Александре I и Николае I.Предыстория – доимперский и ранний имперский (от Петра I до Екатерины II) периоды: смешанные тенденции в управлении мусульманами; волны христианизации и ограниченная конфессиональная терпимость. Казанское ханство и другие мусульманские политии, взаимодействовавшие с русскими землями; русская колонизация Поволжья и Приуралья в 16–17 вв.; взятие Казани и его роль в исторической памяти сегодня. Комиссия новокрещенских дел и Новокрещенская контора (1731–1764). Начало описания мусульманского Востока. Екатерина II: «Политика веротерпимости» (1773) и ее основания. Войны и присоединение территорий: значение для поисков политики управления мусульманами. Крымское ханство. Создание имперских мусульманских институтов в контексте «упорядочивания» Империи: Оренбургское магометанское духовное собрание (1788); формирование имперского мусульманского «духовенства» и его иерархия. Путешествие Екатерины II и символические сценарии власти. II. Проблематизация «веротерпимости» в дискурсе власти. Стратегии «дисциплинирования» и «дискредитации» (М.Д. Долбилов)? М.М. Сперанский и управление мусульманами; категория «инородцы». Регламенты и институты управления мусульманскими сообществами (Таврическое магометанское духовное правление, 1831; Департамент духовных дел иностранных исповеданий, 1832; Мусульманский статут, 1857). «Восток» внутри и вовне: Русско-турецкие войны и политика по отношению к мусульманам в империи. Кавказские войны. Поездка Николая I на Кавказ: новые сценарии власти? Крымская война и мусульмане империи. Волны эмиграции мусульман Крыма и Кавказа в Османскую империю. Последствия Крымской войны для трактовок «мусульманского вопроса» в Империи.
- Трансформация мусульманских обществ в Российской империи в кон. 18-19 вв.Исламский дискурс в Урало-Поволжье: исторические нарративы; полемика в исламских категориях об отношении к России. Ученые и суфии. Книжная традиция в Крыму. Кавказские имаматы: суфизм и стратегии легитимации власти. Колониальные посредники – мусульмане – «на границе» в государственно-мусульманских отношениях. Вопрос об «автономности»/ «изолированности» мусульманских общин.
- Усложнение и противоречивость имперской мусульманской политики во 2й пол. 19 в.Имперское разнообразие и устремления к «национализации» (унификации) Империи в контексте реформ 1860-х гг. Проблема «отпадений в ислам» новокрещеных. «Система» Ильминского и полемика вокруг нее. Проблема просвещения инородцев и школьный вопрос. Противоисламская миссионерская полемика, ответы мусульман. Новые фигуры мусульманских «колониальных посредников».
- Особенности колониального правления на Кавказе и в Центральной Азии.«Цивилизационная миссия» как обоснование колониальной экспансии и ее оспаривание. Закавказские магометанские духовные правления шиитского и суннитского учений (1872). Северный Кавказ под имперским господством. Русский Туркестан: «политика невмешательства» и мусульманские социальные и этнические группы. Востоковедение и «массовый ориентализм».
- Мусульманские сообщества в Российской империи в кон. 19 – нач. 20 вв.Община. Школа. Хадж. Новые культурные формы: литература и пресса, благотворительные и любительские общества. Мусульманский реформизм (джадидизм) и полемика о нем в историографии. Его специфика и хронология в разных мусульманских регионах империи. Международный исламский (османский, египетский) контекст; международные культурные центры. Полемика о мусульманской конфессиональной школе в Империи. Мусульманские реформисты в лицах. Понятие о «светском исламском реформизме»?
- «Эпоха массовой политики»: «национализация» и политизация конфессиональных различий.Апрельский Манифест 1905 г. и управление мусульманами в эпоху «массовой политики» (нач. 20 в.). Мусульманская политическая оппозиция, первые мусульманские съезды, мусульманская фракция в Государственной Думе. Полемика между мусульманскими оппозиционными общественными деятелями и российскими консерваторами о панисламизме. Департамент полиции и мусульмане. Мусульмане в Первой мировой войне. Съезды мусульман 1917 года как кристаллизация новых политических тенденций.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Arapov, D. (2011). State Control over Islam in Imperial and Soviet Russia ; Государственное регулирование ислама в Российской империи и Советском Союзе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E8ABFB91
Рекомендуемая дополнительная литература
- I. Zaripov A., & И. Зарипов А. (2017). Islamic Finance as a Strategic Point for the Development of Russia ; Исламские Финансы Как Стратегический Ориентир Развития России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2561348E
- Россия — Средняя Азия: Политика и ислам в конце XVIII — начале XXI века. — М.: Издательство Московского университета, 2013. — 480 с.; илл. - ISBN 978-5-211-06469-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022586 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022586