• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Русский язык и развитие речи в школе

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит с особенностями представления сведений о русском языке и культуре речи в школе, учит традиционным и нетрадиционным приемам обучения словесности, систематизирует знания о русском языке и культуре речи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины "Русский язык и развитие речи в школе" являются систематизация представлений о русском языке, его словаре и грамматиконе в перспективе диалога с обучающимися; развитие системы креативной дидактики будущего педагога-словесника; знакомство с существующими видами дизайна преподавания дисциплин гуманитарного цикла, рефлексивный поиск оптимальных решений для организации занятий разного типа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использует основные приемы представления и закрепления материала по словесности. Отбирает, оценивает, разрабатывает упражнения по русскому языку и развитию речи. Применяет приемы и методы организации урока по русскому языку и развитию речи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русский язык.
    Тема 1: Прагматика изучения родного языка в школе. Содержание раздела: задачи изучения родного языка в средней и старшей школе, в цен-трах дополнительного образования. Как, откуда, куда и зачем двигаться преподавателю, учебной группе? От анализа слова и высказывания к порождению текста. По каждой теме предлагается ана-лиз существующих решений и разработка своих. Обсуждаются приемы устройства урока. Что мо-жет школьник и чему он учится в ближайшее время (в зоне ближайшего развития, по Ж. Пиаже). Анализируются учебники и пособия, традиционные и современные. Тема 2: Комментарий к чужому тексту как идеология курса. Содержание раздела: Комментарий к чужому тексту как идеология курса: первичность семантики (что значит слово, фраза, текст? какие уровни смысла возможны? чем анализ отличается от интерпретации? как пишутся современные комментарии?). Тема 3: Лексическая составляющая высказывания. Корпус. Словарь. Содержание раздела: как устроено слово, как строят слова. Медленное чтение с точки зрения словаря и грамматики, намерений говорящего и того, что не всегда отражено вербально. Исторический аспект лексического фонда — понимаем ли мы старые слова? Как устаревает слово? Может ли устареть молодое слово? Что такое советизмы? Как устроено толкование слова? История языка и многозначные слова. Словари современные и традиционные. В каких отношениях существуют слова, почему антонимы по-своему не менее близки, чем синонимы? Активный и пассивный словарный запас, активная и пассивная грамматика. Региональное и социальное расслоение лексики. Диалект и региолект, профессиональная речь, просторечие. Архаичная лексика. Этимология. Неология. Контекстное употребление слова. Работа с Национальным корпусом русского языка: иллюстрации, упражнения. Прямое и переносное словоупотребление. Тропы. Фразеология. Тема 4: Грамматическая составляющая высказывания. Текст Содержание раздела: Орфоэпический компонент текста. Акцентология. Грамматика. Норма и вариативность. Ошибка и прием. Фигуры. Орфография и пунктуация. Текст. Информация в тексте. Структура текста. Чужое высказывание. Цельность и связность текста. Типы речи. Эссе как жанр. Текст-стимул. Постановка проблемы в тексте-стимуле, комментарий к ключевому вопросу. Интертекстуальные переклички и литературные ассоциации. Аргумент и пример. Композиция эссе. Логика эссе. Речевые средства. Типология ошибок.
  • Развитие речи.
    Тема 5: От замысла к реализации текста Содержание раздела: Способ письма: процесс vs продукт. Этапы создания текста: подготовка vs результат. Дональд Грейвз о детском чтении письме. Визуальное подкрепление уроков развития речи. Базовые принципы создания учебных упражнений по развитию речи. Текстовый потенциал слов разных частей речи: имя и глагол. Способы выражения признака предмета и действия: эмоциональность, экспрессивность, оценочность. Монолог и диалог. Способы передачи косвенной речи. Цитация: проблема чужого слова, виды аккумуляции смысла источника-претекста текстом-реципиентом. Тема 6: От формы к значению (чтение как основа письма) Содержание раздела: методы и приемы расширения словарного запаса: чтение, комментарий к тексту, словарная и корпусная работа. НКРЯ в работе со школьниками: основные методы. Контекстуальные реализации значений и употреблений слов. Понимание иронического высказывания. Понимание метафоры и метонимии. Синтаксическая синонимия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.2 * домашнее задание + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Голуб И. Б. - РУССКИЙ ЯЗЫК И ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА. СПРАВОЧНИК 3-е изд. Учебно-справочное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-10264-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-prakticheskaya-stilistika-spravochnik-442469
  • Ильенко С. Г., Мартьянова И. А., Столярова И. В. ; Отв. ред. Дымарский М. Я., Под общ. ред. Ильенко С.Г. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 391с. - ISBN: 978-5-534-01383-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-sintaksis-433570
  • Лекант П. А., Самсонов Н. Б. ; Под ред. Леканта П.А. - РУССКИЙ ЯЗЫК 3-е изд., испр. и доп. Справочник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-10506-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-430642
  • Милославский И. Г. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ГРАММАТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 163с. - ISBN: 978-5-534-07851-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-kultura-rechi-i-grammatika-434557
  • Под ред. Ганапольской Е.В., Волошиновой Т.Ю. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. СЕМНАДЦАТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-534-12286-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-semnadcat-prakticheskih-zanyatiy-447189
  • Русский язык для студентов - нефилологов : учеб. пособие для вузов, Федосюк, М. Ю., Ладыженская, Т. А., 2004
  • Русский язык. 10-11 классы : учебник для общеобразоват. учреждений филол. профиля, Бабайцева, В. В., 2013
  • Русский язык. 10-11 классы. Углубленный уровень : учебник, Бабайцева, В. В., 2015
  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.2: ., Камчатнов, А. М., Львова, С. И., 2009
  • Русский язык. Культура речи : конспект лекций: учеб. пособие для вузов, Сидорова, М. Ю., Савельев, В. С., 2005
  • Современный русский язык, Розенталь, Д. Э., Голуб, И. Б., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Козырев В. А., Черняк В. Д. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 167с. - ISBN: 978-5-534-07089-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-sovremennaya-yazykovaya-situaciya-434722
  • Лекант П. А., Канафьева А. В. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-06571-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-sintaksis-sbornik-uprazhneniy-437371
  • Русский язык и культура речи : курс лекций (для студ. нефилол. вузов), Сидорова, М. Ю., Савельев, В. С., 2002
  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.4: ., Григорьев, А. В., Камчатнов, А. М., 2012