• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Русский язык как мост между культурами

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

По мере расширения межкультурной коммуникации, интерес к русскому языку растет в самых разных точках мира, и все больше людей, сами того не ожидая, сталкиваются с необходимостью преподавать русский язык как иностранный – друзьям, иностранцам, коллегам по работе и даже своим детям, если они растут в иноязычном окружении. Бытует мнение, что преподавание родного языка не требует никаких специальных навыков и любой носитель может транслировать свои знания и умения другим. Между тем занятия по русскому языку постоянно преподносят сюрпризы в виде неудобных вопросов. К примеру, почему мы используем разные гласные в одних и тех же формах: много ложек и вилок? Какая смысловая разница появляется при использовании разных видов глаголов: здесь нельзя пить кофе и здесь нельзя выпить кофе? Цель предлагаемого майнора – познакомить слушателей с основами преподавания русского языка как иностранного и освоить несколько ключевых навыков. Во-первых, изучить наиболее сложные и неочевидные языковые явления, взглянув на родную для нас русскую грамматику глазами иностранцев. Во-вторых, научиться легко и непринужденно объяснять и закреплять языковой материал, изучив современные методы преподавания иностранного языка, выходящие далеко за рамки одних только грамматических штудий. Наконец, важное место в курсе занимает знакомство с популярными учебниками и пособиями, электронными инструментами преподавателя и выработка навыков их критического анализа. Этот майнор относится к числу редких курсов, на которых самая интересная часть – это экзамен, предполагающий создание собственного задания или урока по русскому языку.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление учащихся с методами преподавания русского языка как иностранного,
  • выработка умений выстраивать учебный процесс в зависимости от уровня владения языком
  • формирование навыков планирования урока, критического анализа существующих учебных материалов и электронных ресурсов, отбора упражнений и самостоятельной разработки тренировочных заданий в соответствии с потребностями учебной аудитории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - уверенно владеть разными методами преподавания русского языка как иностранного - когнитивным, переводным, аудио-визуальным, коммуникативным
  • - определять разные типы учащихся, владеть приемами работы с мотивацией, памятью и вниманием, уметь преодолевать сложные психологические ситуации, а также эффективно выстраивать групповую и индивидуальную работу
  • - знать основные принципы обучения разным видам речевой деятельности (говорению-аудированию, письму - чтению) и уверенно их применять
  • - ориентироваться в современных учебных пособиях, уметь самостоятельно подбирать разрабатывать учебные материалы
  • - знать последовательность грамматических тем, основной грамматический репертуар русского языка, уметь объяснять правила формообразования и употребления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методика преподавания иностранного языка: введение, цели, задачи
    Основы лингводидактики: ключевые понятия общей методики преподавания иностранного языка: знания, умения, навыки. Обзор методов и приёмов обучения РКИ и особенности применения каждого из них. Система коммуникативного обучения иностранному языку и принципы, лежащие в ее основе. Уровень владения иностранным языком и шкала языковых компетенций (TRKI, CERF, ACTFL).
  • Преподаватель и студент на уроках русского как иностранного
    Когнитивные способности учащегося: мотивация, внимание, память, приёмы и средства их активации при обучении РКИ. Когнитивные типы учащихся. Ошибки учащихся, изучающих РКИ. Функции и роли преподавателя в учебном процессе.
  • Обучение разным видам речевой деятельности на уроках русского языка как иностранного.
    Говорение. Аудирование. Чтение. Письмо. Типы упражнений. Мультимедийные ресурсы для обучения разным видам речевой деятельности.
  • Учебные материалы
    Учебник и учебные пособия: особенности выбора и приёмы использования в учебном процессе. Текст: отбор и анализ текста для учебных целей. Аудиальные, визуальные и аудиовизуальные ресурсы: особенности использования в преподавании РКИ. Интерактивные учебные онлайн-материалы: обзор и приёмы использования в учебном процессе. Перспективы использования коллаборативных образовательных платформ в преподавании РКИ.
  • Грамматика русского языка как иностранного и принципы ее преподавания
    Грамматика русского языка как иностранного и принципы ее преподавания Обучение фонетике. Обучение лексике. Обучение грамматике. Обучение дискурсивным и лингвокультурологическим компонентам.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тест "Русский язык как иностранный: основные трудности"
  • неблокирующий презентация
  • неблокирующий Проект 2: разработка плана урока
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * презентация + 0.3 * Проект 2: разработка плана урока + 0.3 * тест "Русский язык как иностранный: основные трудности"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русская грамматика в таблицах и схемах : справ. пособие для иностр. учащихся : учеб. пособие для вузов, Новикова Н. С., Шустикова Т. В., 2015
  • Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина А. А., Каган О. Е., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Russian grammar in context, Kagan O., Miller F., 2006
  • Кто?Где?Когда?Русская грамматика в картинках для начинающих., Малышев Г.Г.,
  • Русская грамматика в анекдотах (тренажер для начинающих): шутки и анекдоты, диалоги и монологи, з..., Левина Г. М., Васильева Т. В., 2002