• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История живописи: «малые» мастера XІX века

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Хлопина Елена Юрьевна
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Одним из актуальных направлений в западноевропейской историографии изобразительного искусства XIX века является изучение малоизвестных художников, обойдённых вниманием истории искусств, занимающейся изучением «больших» стилей и направлений (академизм, романтизм, реализм и т.д.). Помимо заполнения лакун в картине художественной жизни эпохи, изучение «малых» мастеров вносит существенный вклад в развитие арт-рынка, открывая новые имена и позволяя делать новые атрибуции. Целью курса является знакомство студентов с художниками французской, немецкой, австрийской и английской школ живописи от начала XIX века до 1880-х годов и овладение методами их изучения и анализа. Студента узнают и проанализируют творчество таких художников, как, например, М.М.Дроллинг, А.де Дрё, А-Ж. Дагерр, Ф-М.Гране, Ж.Мишель, К. Кёбке, К.В. Эккерсберг, Ф. Керстинг, Ф.Крюгер и других. На конкретных примерах изучат исследовательские и атрибуционные проблемы, связанные с изучением этого круга мастеров, такие как история забвения и открытия имени художника, особенности его художественного языка, специфика индивидуальной интерпретации влияний более крупных живописцев современников и старых мастеров, роль ретроспективизма, технико- технологические особенности. На семинарских занятиях будет так же уделено отдельное внимание методам и техникам описания
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • охватить те направления, жанры, творчество отдельных художников, которые не вошли в основной курс истории изобразительного искусства XIX века
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать художников европейской живописи XIX века, не вошедших в основной курс истории искусств
  • уметь охарактеризовать творчество художников европейской живописи XIX века, не вошедших в основной курс истории искусств
  • уметь по картинам отличать как региональную специфику, так и особенности индивидуального художественного языка каждого мастера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • "Малые" мастера французской живописи XIX века.
    Институциональные изменения в художественной жизни: реформа академии и художественного образования, изменение роли Салона, становление "демократии" в художественной жизни, изменение системы патронажа искусства, сложение буржуазного арт рынка. Полиморфизм искусства XIX века по сравнению с иерархично выстроенной институциональной системой эпохи абсолютизма. Жанр "трубадур" и проблема историзма в искусстве XIX века. Сложение музея "Французских монументов" и роль А. Ленуара в сохранение национального наследия. Влияние литературы и эстетики романтизма. Творчество А-Э. Фрагонара (1780-1850), П-А. Ревуаля (1776-1842), Ф-Ф. Ришара (1777-1852), П-Н. Бержере (1782-1863), М-Ф. Купен де ля Купери (1773-1881). Жанр "трубадур" в творчестве крупных мастеров французской школы: Ж-О-Д. Энгра (1780-1867), Э. Делакруа (1798-1863), П. Делароша (1797-1856), Л. Конье (1794-1880), Э. Девериа (1808-1865). Образ Италии у романтиков: творчество Л. Робера (1794-1835) и Ж-В. Шнетца (1787-1870). Образ мастерской художника и скульптора в живописи XIX века: тематическое разнообразие и особенности трактовки сюжета. Изображение реальных и вымышленных мастерских, портрет и групповой портрет в мастерской, тема женщины в мастерской, женщины-художницы и их мастерские, мастерская известного художника как место обучения, мастерская как образ творчества и работы, мастерская как место встречи художника и коллекционера. Л-Л. Буальи (1761-1845), А. Фантен-Латур (1836-1904), Л.М. Кошеро (1793-1817), О. Массе, О. Тассар, А. Ламме, Л. Гранпьер-Деверзи. Художественные особенности изображения архитектурных интерьеров во французской живописи. Творчество Ф-М. Гране (1775-1849) и Л-Ж.М. Дагерра (1787-1851). Разновидности пейзажной живописи. Академический пейзаж: Ж-В. Бертен (1767-1842), А. Калам (1810-1864), Ж-Ж-К. Бидо (1758-1846). Пейзаж в романтизме: А-Э. Мишальон (1796-1822), Ж. Мишель (1763-1843), А-Г. Декан (1803-1860). Пейзаж последователей барбизонцев и К. Коро: А-Ж. Арпиньи (1819-1916), П-Д. Труибер (1829-1900). Пейзаж в анималистическом и историческом жанре: П-А. Дедрё (1810-1860), Н-А. Тоне (1755-1830). Натюрморт и бытовой жанр: Ф. Бонвен (1817-1887), Т.О. Рибо (1723-1891), А. Воллон (1833-1900), А. Фантен-Латур (1836-1904). Творчество А-Ж. Монтичелли.
  • Английская викторианская живопись.
    Особенности социально-политической и культурной жизни викторианской эпохи. Становление среднего класса буржуазии и изменение вкусов общества в отношении изобразительного искусства. Роль Британского института (1805-1867) и выставок в Pall Mall Picture Gallery. Создание Национальной галереи и роль картинной галереи в художественной жизни эпохи. Особенности частного коллекционирования старого искусства и английской живописи XIX века. Роль патронажа и вкусов королевской четы Виктории и Альберта в искусстве эпохи. Портреты королевы Виктории и принца Альберта. Хроники светской жизни. А.Э. Шалон (1780-1860), Дж. Хейтер (1792-1871), Дж.Тиссо (1836-1902). Серия портретов великих людей Англии Дж.Ф. Уоттса (1817-1904). Викторианская "сказочная живопись". Влияние эстетики романтизма. Интерес к наследию средневековья в литературе и в искусстве. Творчество Р. Дадда (1817-1886), Дж.Н. Пэтона (1821-1901), Д. Маклиса (1806-1870), Д.А. Фицджеральда (1819-1906). Жанровая живопись викторианской эпохи. Влияние голландской живописи XVII века и У.Хогарта. Литературные темы в жанровой живописи. У.П. Фрит (1819-1909), Ф. Гудолл (1822-1904), У.М. Эгли (1826-1916). Тема семьи в жанровой живописи. Т. Вебстер (1800-1886), У.А. Аткинсон. Тема детства в викторианской живописи: У. Квиллер-Орчадсон (1832-1910), У. Коллинз, Э.Г. Ландсир (1802-1873), У.П. Фрит. Сюжеты повседневной жизни: У.М. Эгли, У.П. Фрит, А. Соломон. Влияние французской современной живописи. Ж-Л. Агасс (1767-1849). Реализм в викторианской живописи: У. Макдуф, Ф. Уолкер, Л. Филдс, Д. Клозен.
  • Немецкие, австрийские и датские мастера "малых жанров".
    Бидермейер в немецкой и австрийской живописи. Специфика бытового жанра, портретной и интерьерной живописи. Творчество Ф.Г. Вальдмюллера (1793-1865), Ф. фон Амерлинга (1803-1887), Й. Данхаузера (1805-1845), Г.Ф. Кёрстинга (1785-1847), К. Шпицвега (1808-1885). Разновидности портретной живописи в немецком искусстве XIX века: Ф. Крюгер (1797-1857). Анималистический жанр: В. фон Кобелл (1766-1853). Дюссельдорфская школа живописи второй половины XIX века и ее художественные особенности. Творчество О. Ахенбаха (1827-1905), И.П. Газенклевера (1810-1853), В.Й. Хайне (1813-1839), К.Ф. Лессинга (1808-1880), Й.В. Прейера (1803-1889). Разновидности пейзажной живописи. Итальянизмы в пейзажной и жанровой живописи: Ф.Л. Катель (1778-1856). Натурный пейзаж: К. Бухольц (1849-1889). Архитектурный пейзаж и городские виды: К.Ф. Шинкель (1781-1841), Э. Гертнер (1801-1877). Натюрморты К. Шуха (1846-1903). Датский бидермейер. Творчество К. Кёбке (1810-1848). Проблема символизма в датской живописи второй половины XIX века. Творчество В. Хаммерсхёй (1864-1916).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание заключается в подготовке устного доклада по теме. В устных докладах на семинарах студент должен выбрать одну из предложенных тем и подготовить устный доклад с презентацией. Выбор тем обусловлен задачей изучения творчества "малых" мастеров западноевропейской живописи XIX века в собраниях музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара.
  • неблокирующий Тест
    Тест представляет собой ряд картин (более пяти, но не больше 20), подобранных преподавателем, который демонстрируется индивидуально каждому обучающемуся.
  • неблокирующий Итоговое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mansfield, E. (2002). Art History and Its Institutions : The Nineteenth Century. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139125
  • May, C. L., & Wardle, M. (2014). A Seamless Web : Transatlantic Art in the Nineteenth Century. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=726103

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Callen, A. (2015). The Work of Art : Plein Air Painting and Artistic Identity in Nineteenth-Century France. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1194802
  • Chesneau, E. (2013). English Painting. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=630272