• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

От академизма к новому натурализму: трансформация концепции станковой картины во французской живописи второй половины XIX века

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Хлопина Елена Юрьевна
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

От академизма к новому натурализму: трансформация концепции станковой картины во французской живописи второй половины XIX века From academism to new naturalism: The transformation of the concept of easel paintings in French painting in the second half of the 19th century Ретроспектива французской школы живописи на Всемирной выставке 1855 года продемонстрировала значительное разнообразие направлений и художников, сосуществующих в едином поле. Во второй половине XIX века обостренный интерес эпохи позитивизма к окружающей реальности нашел отражение в поисках правдоподобия в живописи, как в содержании, так и манере. В картинах салонных мэтров, одержимость иллюзионизмом, дополненная археологизмом или реализмом 1840-х годов, дошла до такого уровня безусловности, что стала вызывать ассоциации с другими визуальными искусствами эпохи, фотографией и кинематографом. Адвокаты большого "стиля" (Ж-Л. Жером, А.В. Бугро, А. Кабанель, П. Бодри, Л.Бонна), реалисты (Ж. Бастьен-Лепаж, Р. Бонёр, Э. Мейсонье), салонные художники (Ж-Ж. Эннер, Э. Делоне, Э.Леви, Каролюс-Дюран, А. Жерве, Ж-П. Лоран, Э. Детай) соревновались в трактовке тем современной жизни и в степени натурализма в своих работах. Иначе принцип правдоподобия был понят художниками так называемой "новой" живописи, Э. Мане и импрессионистами. Стремление писать то, что видишь перед глазами, отказаться от привычного нарратива и законов жанра привело к появлению концепции субъективной реальности, увиденной сквозь призму психо-физических особенностей восприятия художника и воплощенной на языке чистой формы. Дуализм между репрезентацией сюжета и акцентом на мастерство художника, между рамками имитации натуры и материальностью фактуры, между эфемерным и солидным, между светом и цветом - круг проблем, занимавших "новых" живописцев. Художественные особенности натурализма в живописи второй половины XIX века будут рассмотрены в неразрывной связи с художественной критикой эпохи, чье влияние значительно возрастает в связи с расширяющимся разнообразием выставок, альтернативных академическому Салону, и печатных изданий. Взгляд критика - еще один пример новой оптики, характерной для данной эпохи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с особенностями художественного образования и становления индивидуальной манеры салонно-академических и независимых живописцев
  • Анализ основных критериев эстетической оценки современниками художественных проблем станковой живописи рассматриваемой эпохи
  • Выявление формально-стилистических особенностей салонно-академической станковой живописи
  • Анализ новых подходов к задачам станковой живописи Э. Мане и импрессионистов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • различать художественные приемы, характерные для академии, и индивидуальные особенности
  • воспроизводить последовательность системы обучения художников в академии и в частных мастерских
  • выявлять основные критерии художественного образования, характерные для эпохи
  • определять параметры и особенности выставочных институций в художественной жизни
  • выявлять эстетические критерии оценки художественных явлений на основании анализа исторических источников
  • воспроизводить круг художников салонно-академического ряда
  • различать общность и индивидуальные отличия формально-стилистических черт художников салонно-академического ряда
  • воспроизводить круг художников "золотой середины"
  • различать общность и индивидуальные отличия формально-стилистических черт художников "золотой середины"
  • — распознавать технико-технологические особенности
  • выявлять новые методы работы художников с мотивом, палитрой, новое отношение к станковой картине
  • cравнивать формально-стилистические особенности картин "новых" живописцев и художников "золотой середины"
  • распознавать технико-технологические особенности "новой" живописи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Художественное образование во Франции во второй половине XIXв.
    Curriculum Школы изящных искусств при академии. Особенности обучения рисунку, живописи, роль копирования и этюдов на натуре. Частные мастерские: Т. Кутюра, Ш. Глейера, М-М. Дроллинга, П. Делароша, частная академия Сюиса. Сходство и отличия от академической системы. Понятия законченности и незаконченности. Воспоминания учеников о практике работы в мастерской. Отношение к современности и традиции. Технико-технологические приемы: отношение к цвету, рисунку, роль наброска, эскиза, подмалевка.
  • Салоны и Всемирные выставки в Париже во второй половине XIXв
    Париж - столица искусств. Выставки как важная составляющая карьеры художника. Коммерческая роль участия художника в выставках. Роль художественной критики. Жюри Салонов и политика государства в отношении искусств. Всемирные выставки 1855 и 1867 года и место французской школы живописи в контексте других региональных школ. Салон отверженных 1863 года и роль альтернативных выставок второй половины XIX века в художественной жизни. Оценка новых тенденций во французской живописи в художественной критике: Ш. Бодлер,З. Астрюк, Кастаньяри, Т. Дюре, Т. Торе, А. Александр, Ш. Блан.
  • Салонно-академическая живопись
    А.В. Бугро, А. Кабанель, Ж-Л. Жером и живопись "pompier". Критерии оценки их работ салонной критикой. Особенности сюжетно-тематического репертуара и обращение к темам современной жизни. Средства выразительности образов. Предпочтения в композиции, размере и формате, метод создания высочайшей степени законченности работ и роль технико-технологической составляющей в образном строе произведений. Творчество П. Бодри, Л.Бонна, И. Пилс, Ж-П. Лорана.
  • Живопись художников "золотой середины"
    Трансформация академической традиции. Соединение натурализма, реализма и жанровой картины, характерных для "новой" живописи, с академической традицией исторической картины. Особенности живописной манеры. Творчество Ж. Бастьен-Лепажа, А. Жерве, Р. Бонёр, Э. Мейсонье, Ж. Бретона, П. Даньян-Бувре.
  • "Новые" живописцы: Э. Мане и импрессионисты
    Отказ от традиционных рамок жанров, нарративности. Обращение к темам современной жизни. Акцент на субъективное восприятие. Важность нового метода выстраивания связей между оптическим восприятием и палитрой художника. Картина как воплощение в цвете субъективного видения реального мотива. Внимание к формальной составляющей произведений. Дуализм между репрезентацией сюжета и акцентом на мастерство художника, между рамками имитации натуры и материальностью фактуры, между эфемерным и солидным, между светом и цветом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Для домашнего задания студентам выдают раздаточный материал, представляющий собой фрагменты текстов по тематике курса, и список ключевых вопросов, на которые необходимо ответить, ознакомившись с текстом.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Устный доклад с презентацией по предложенной тематике (на 20-25 минут). Выполняется на одну из тем из списка, предложенного преподавателем, по выбору студента. Студент может предложить преподавателю инициативную тему для своего доклада. Решение о принятии темы остается за преподавателем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bourdieu, P., Casanova, P., Collier, P., & Rigaud-Drayton, M. (2017). Manet : A Symbolic Revolution. Polity.
  • Mansfield, E. (2002). Art History and Its Institutions : The Nineteenth Century. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139125
  • National Gallery of Art (U.S.). (1994). French painting : National Gallery of Art / [written and compiled from Gallery sources by Carla McKinney Brenner].

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 1001 paintings of the Louvre : from antiquity to the nineteenth century, , 2005
  • Edouard Manet, Courthion, P., 1984
  • Knels, E. M. (2013). Le Salon et la scène artistique à Paris sous Napoléon I. Politique artistique – Stratégies d’artistes – Échos internationaux.
  • Manet and the painters of contemporary life, Krell, A., 1996
  • Martin Bruegel, & David W. Galenson. (2001). Measuring Masters and Masterpieces: French Rankings of French Painters and Paintings from Realism to Surrealism. NBER Working Papers.
  • McClelland, D. (2009). Salon to Biennial: Exhibitions That Made Art History. Vol. 1: 1863-1959. Library Journal, 134(6), 74. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=37278456
  • Nathalia Brodskaïa. (2018). Impressionism. [N.p.]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793825
  • Preziosi, D. (2009). The Art of Art History : A Critical Anthology (Vol. 2nd ed). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=335669
  • The painting of modern life : Paris in the art of Manet and his followers, Clark, T. J., 1999
  • The repeating image: multiples in French painting from David to Matisse, , 2007