Магистратура
2020/2021
Качественные методы в рыночной аналитике
Статус:
Курс по выбору (Прикладные методы социального анализа рынков)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Запорожец Оксана Николаевна
Прогр. обучения:
Прикладные методы социального анализа рынков
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Качественные методы в рыночной аналитике» направлена на выработку и совершенствование навыков анализа качественных данных. В рамках курса последовательно проходятся несколько стадий научного анализа: 1) анализ качественных данных с использованием рассматриваемых в курсе аналитических инструментов, 2) обобщение и теоретизация данных, 3) представление обобщений в форме синопсиса научной статьи. Курс предполагает знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (критический дискурс-анализ, обоснованная теория, методы визуального анализа), возможностями CAQDAS и их апробацию в ходе семинарских занятий и домашних заданий.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с основными аналитическими инструментами качественной социологии и сформировать навыки выбора аналитического инструмента, релевантного целям исследования, умения адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, создания обобщений на основе анализа материалов, представления полученных результатов в виде научной статьи
Планируемые результаты обучения
- Знакомство с обоснованной теорией как одним из базовых аналитических инструментов качественной социологии, развитие навыков использования ее применительно к анализу данных. Умение использовать программу NVivo для анализа данных в рамках обоснованной теории.
- Знакомство с дискурс-анализом как одним из базовых аналитических инструментов качественной социологии, развитие навыков использования его применительно к анализу данных.
- Знакомство с производством и анализом визуальных данных в качественной социологии, развитие навыков создания и анализа визуальной информации
- Создание аналитических обобщений и представление их в форме синопсиса научной статьи
Содержание учебной дисциплины
- Обоснованная теория как аналитическая стратегия: методология и основные процедуры исследованияОбоснованная теория как аналитическая стратегия качественного исследования. Версии ОТ – базовые посылки и основные аналитические про-цедуры: Б. Глейзер и А. Стросс, А. Стросс и Дж. Корбин, Б. Глейзер, К. Чармаз, А. Кларк. ОТ в версии К. Чармаз: виды кодирования, написание мемо, теоретическая выборка и сатурация, создание теории. Виды теоретизации в ОТ. Работа с аналитическими материалами (текстами интервью), собранными студентами в результате предшествующей полевой работы (групповые или индивидуальные проекты). От-крытое кодирование, написание первичного мемо, осевое кодирование, написание аналитического мемо. Создание теоретической выборки, формулировка гипотез, постановка новых исследовательских вопросов, новый этап полевой работы. Разработка теоретической модели и ее представление. Возможности и ограничения метода.
- Дискурс-анализПредпосылки создания дискурс-анализа: лингвистический поворот в гуманитарных и социальных науках, развитие критической теории. Базовые идеи (критического) дискурс-анализа: власть в языке и дискурсе, институциональные условия производства дискурса, борьба дискурсов. Основные разновидности дискурс-анализа (Э. Лакло и Ш. Муфф; Н. Фэркло и др.). Возможности и ограничения аналитических процедур дискурс-анализа. Анализ текста с использованием процедур критического дискурс-анализа.
- Анализ визуальных материаловОсновные виды визуальных источников: фотографии, видео, изображения, пространство (М. Эммисон, Ф. Смит). Логики культурного производства и циркуляции визуального: материальность и дигитальность. Аналитическое производство визуального: социологиче-ская фотография (Д. Харпер). Методы анализа визуального: семиотический, жанровый, дискурс-анализ, анализ цифровых изображений. Представление результатов исследования – визуализация (фото-эссе, выставка, фильм). Создание и анализ фотографий студентами для иллюстрации базовых идей своего исследовательского проекта. Использование процедур семиотического и дискурсивного анализа.
- Специфика написания академических текстов в различных традициях качественной социологииСтили написания научных статей в рамках качественной социологии: «перевернутая воронка» (Б. Глейзер), классический стиль. Проблематизация позиции автора, эксплицирование аналитических инструментов, стиль письма.
Элементы контроля
- домашнее задание "Использование обоснованной теории для анализа интервью"
- домашнее задание "Анализ качественных данных с использованием критического дискурс-анализа"
- домашнее задание "Создание исследовательской фотографии и анализ фотосерий"
- домашнее задание "Написание синопсиса научной статьи"
- Итоговое эссе, аккумулирующее различные способы качественного анализа данных выбранной темы
- домашнее задание "Использование обоснованной теории для анализа интервью"
- домашнее задание "Анализ качественных данных с использованием критического дискурс-анализа"
- домашнее задание "Создание исследовательской фотографии и анализ фотосерий"
- домашнее задание "Написание синопсиса научной статьи"
- Итоговое эссе, аккумулирующее различные способы качественного анализа данных выбранной темы
- Использование программы NVivo для анализа качественных данных
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * домашнее задание "Анализ качественных данных с использованием критического дискурс-анализа" + 0.2 * домашнее задание "Использование обоснованной теории для анализа интервью" + 0.3 * домашнее задание "Написание синопсиса научной статьи" + 0.1 * домашнее задание "Создание исследовательской фотографии и анализ фотосерий" + 0.2 * Использование программы NVivo для анализа качественных данных
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
- Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Charmaz, K. (2017). Constructivist grounded theory. Journal of Positive Psychology, 12(3), 299–300. https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1262612
- Handford, M., & Gee, J. P. (2012). The Routledge Handbook of Discourse Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444001
- Wodak, R., & Krzyżanowski, M. (2008). Qualitative Discourse Analysis in the Social Sciences. Houndmills, Basingstoke, Hampshire [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1523136