• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Модели персонологии

Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является выборной дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Современная психология личности», «Основы психологического консультирования», «Теория и методология психологии», НИС «Персонологические исследования и построение консультативных практик». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: НИС «Персонологические исследования и построение консультативных практик», «Общие и специфические факторы консультирования и психотерапии личности»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • понимание современных проблем методологии и теории психологии личности
  • знание предмета, структуры, методов общей персонологии как нового направления и формата исследований в психологии личности
  • освоение персонологии жизни и культурной персонологии в структуре общей персонологии
  • освоение метода моделирования как способа построения и репрезентации персонологического знания
  • освоение психологии индивидуальной жизни в парадигмах «хронотопа», «способов жизни», «жизненных отношений», «жизненной ситуации». «Я», «Другого», «субъектности», «культуры»
  • развитие рефлексии студентов в контексте изучения персонологии жизни и культурной персонологии
  • владение моделями персонологической интерпретации и анализа личности при использовании кино-материалов
  • знание европейского культурогенеза и культурной перспективы «идеи личности»
  • владение способами разработки рефлексивных практик на основе моделей персонологии
  • применение знаний, полученных при изучении дисциплины в научно-исследовательской деятельности, при подготовке и написании магистерской диссертации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и определяет основные темы и проблемы моделей персонологии
  • Понимает и определяет аналитические потенциалы модели хронотопа личности
  • Студент понимает и определяет аналитические потенциалы модели способов жизни личности
  • Умение применять модели отношений личности
  • Применяет модель жизненной ситуации в анализе случаев
  • Понимает и определяет потенциалы моделей «Я»
  • Понимает и определяет потенциалы культурной персонологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Общая персонология как перспектива психологии личности. Введение в персонологию жизни
    Современные тенденции развития психологии личности. Общая персонология как вариант интегральной психологической науки о личности. Общая персонология – постнеклассическая психология личности. Науки, образующие общую персонологию: культурная персонология, фундаментальная персонология, практическая (консультативная) персонология, персонология самополагания. Общая персонология как наука синтеза. Внутренняя структура персонологии: от метатеории личности до персонологического факта. Методы общей персонологии: теоретический анализ и синтез, герменевтический метод, феноменологический метод, метод моделирования, рефлексивный метод, метод кейсов, количественные и качественные методы эмпирического исследования личности. Парадигмы общей персонологии: жизнь, тело, социум, культура, свойства личности, Я, субъект, Другой, отношения, деятельность, поступок и т. д. В направлении к синтезу парадигм персонологии. Персонология в парадигме «жизни». Философско-психологические определения жизни. Личность как субъект жизни. Основные формы связи личности с жизнью.
  • Тема 2 Модель хронотопа жизни личности
    Предпосылки персонологического познания пространственно-временных «измерений» жизни. Мир жизни личности. Категория «пространств жизни личности». Виды жизненных пространств личности. Критерии их различения. «Внешние» и «внутренние» пространства жизни личности, их связи, границы. «Трансличностное» пространство жизни в мире личности. Топологические характеристики индивидуальной жизни. Время жизни как психологическая проблема. Специфика временного измерения жизни. Временные характеристики протекания жизни. Субъективное и объективное время. Осознание и рефлексия времени: планирование времени, сознание трансспективы, критерий своевременности, временная стратегия, сознание временных границ жизни. Феномен «бессознательного времени». Время в воспоминании, переживании, восприятии, представлении, осмыслении. Личность в отношении к времени жизни. Типы временной саморегуляции жизни. Понятие жизненного хронотопа личности. Перспективы разработки «топологии» и «хронологии» жизни личности в общей персонологии.
  • Тема 3 Модель способов жизни личности
    Научные предпосылки изучения способов жизни личности. Понятие «способ жизни». Психологические образующие способов жизни. Сознание и бессознательное личности в контексте способов индивидуальной жизни. Уровни сознательной жизни. Жизнь как осуществление деятельности. Единство сознания и деятельности в процессе жизни. Смыслы, возможности, мотивация, притязания, действия, достижения, самооценка, самоотношение как образующие способов жизни. Жизнь личности в познании, отношениях, встречах, диалогах, творчестве. Надситуативная активность и жизнетворчество личности. Рефлексия в контексте жизни личности. Жизненные интегралы личности: жизнестойкость, состоятельность, исполненность. Общие психологические критерии различения способов жизни личности. Характеристики способов жизни.
  • Тема 4 Модель жизненных отношений личности. Отношения личности к Другому и к себе
    Предпосылки персонологического изучения отношений личности. Категория «жизненное отношение». Условия становления жизненных отношений личности. Отношения в динамике внешней и внутренней жизни. Жизненный генез отношения личности. Предметы жизненных отношений. Психологическая архитектоника жизненных отношений. «Измерения» реализации, выражение, воплощение, «претворение» жизненных отношений. Ценностная направленность жизненных отношений. Я как субъект жизненных отношений. Типологии жизненных отношений. Рефлексия жизнеотношений. Противоречия жизненных отношений и их разрешение. Отношение к себе. Отношение к Другому. Диалогичность отношений личности к Другому и к себе.
  • Тема 5 Модель жизненной ситуации-события личности
    Предпосылки персонологического изучения «жизненной ситуации». Место ситуации в динамике жизни. Психологические образующие жизненной ситуации. Личность в ситуации: присутствие, участие, «надситуативная активность», творчество, трансценденция. Модель психологического анализа ситуации. Противоречия жизненной ситуации. Понятие «отношения к жизненной ситуации». Жизненное событие личности. Специфика личностного проживания события. Событие причастности. Диалогичность события. Впечатление как эффект жизненного события. Роль «проживания ситуаций» в воссоздании и обновлении жизни.
  • Тема 6 Модели Я как субъекта жизни
    Научно-психологические и герменевтические предпосылки разработки персонологических моделей Я. Сознательно-рефлексивный уровень жизни личности. Активность Я в проживании жизни: самопознание, самопереживание, самоотношение, самодеятельность, саморегуляция, самореализация. Множественность ипостасей Я как субъекта жизни. Психологическая структура Я (Я-образ, Я-концепция, Я-символ). Психоаналитические модели Я. Транзактно-аналитическая модель Я. «Я» в гештальт-теории. «Я» в гуманистической теории личности. Персонологические модели Я (В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко). Модель свойств Я (Е.Б. Старовойтенко). Я и Другой, диалогичность Я (Г. Херманс). Отраженная Я-субъектность (В.А. Петровский). Рефлексивность Я. Самопознание и экзистенциальная исполненность личности. Европейский культурогенез «Я».
  • Тема 7 Введение в культурную персонологию. Модель культурогенетической реконструкции «идеи личности». Предпосылки современного познания «личности» в культурогенезе.
    Культурная персонология в структуре общей персонологии. Специфика культурной персонологии в сравнении с другими психологическими науками о культуре. Идея «личности» в европейской культуре. Европейский гуманизм, индивидуализм, персонализм. Культурные источники знаний о личности: мифология, литература, искусство, философия, гуманитарные науки, психология. «Тексты личности» и их роль в развитии культурной персонологии. Авторское знание о личности в культуре. Рефлексивные тексты (исповеди, жизнеописания, автобиографии) в культурогенезе познания личности. Динамика раскрытия личности в смене культурных эпох. Способы разработки герменевтических моделей реконструкции культурогенеза личности. «Коды» построения культурно-психологических моделей личности. Модели личности в истории европейской культуры: «личное» в эпоху античности; «личное» в средневековой культуре, «личность» эпохи Ренессанса; «личность в культуре Романтизма и Просвещения; «личность» в современной и постсовременной культуре. Значение культурогенетических исследований личности для теоретического, эмпирического, практико-ориентированного познания личности.
  • Тема 8 «Личное» в эпоху античности. «Личное» в культуре средневековья.
    Античные акценты в понимании «личного». Античная мифология как источник раскрытия свойств личности. «Личное» в контексте античных биографий и жизнеописаний. Типологии характеров в античной литературе. Поиск Я «наедине с собой» (М. Аврелий). Античная модель «отношения к себе». Акценты в понимании «личного» в эпоху средневековья. Аскетические практики как «культура себя». Индивидуальная жизнь как динамика противоречий в «Исповеди» А. Августина. Человеческие типы в литературе средневековья. Опыт жизненного самоутверждения в «Истории моих бедствий» П. Абеляра.
  • Тема 9 «Идея личности» в культуре Ренессанса. «Личность» в эпоху Романтизма и Просвещения.
    Динамика идей о личности в культуре Ренессанса. Культурно-психологические типы Ренессанса. «Тип Титана». «Человек без свойств» как ренессансный феномен. «Я» в текстах Ренессанса. Жизнеописание творца ренессансной эпохи (Б. Челлини). Портретное искусство Ренессанса как путь к открытию Я-в-Другом. Гамлетовская личность (В. Шекспир). Типы творцов: начало Нового времени. Фаустовский человек (В.Гете). Исповедь о поиске смысла (Л. Толстой). Развитие философско-психологического персонализма.
  • Тема 10 Современный культурогенез познания личности: персонализм и тенденции деперсонализации. Личность как ценность жизни и культуры.
    Теории личности в истории современной культуры. Культурно-психологические модели личности 20-21 века: психоаналитическая, аналитическая, экзистенциально- аналитическая, гуманистическая. Модель Выдающейся личности (О. Шпенглер, Э. Нойманн). Рефлексивная модель жизненных оппозиций (С. Дали). Модель личности-субъекта жизни. Знаки «исчезновения личности». Модель личности-субъекта инноваций. Культурно-психологический потенциал современной личности. Персонология в культуре как «наука – личности – о личности – для личности – во имя личности».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка кино-кейса
  • неблокирующий Аналитическое эссе
    Аналитическое эссе: индивидуальная письменная работа
  • блокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    О = 0,25 активность + 0,25 презентации + 0,25 эссе + 0,25 экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология личности в парадигме жизненных отношений : учеб. пособие для вузов, Старовойтенко, Е. Б., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная психология личности : учеб. пособие для вузов, Белинская, Е. П., 2001