• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Стратегии фотографов второй половины 20 века

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс лекций для магистрантов ВШЭ "Стратегии фотографов второй половины 20 века" посвящен 6 крупным фотографам 1960-1990-х годов (Западная Европа и США). Материал встроен в контекст развития искусства 20 века, а также поиск параллелей и истоков в искусстве прошлого. Через рассматриваемых авторов исследуется путь современного искусства и его проблем. Курс связан с другими курсами по истории современного искусства и дает возможность дополнить методы его изучения. Цель курса сформировать представление об основных стратегиях зарубежных фотографов второй половины 20 века для применения полученных знаний в научных исследованиях, а также и практической музейной и галерейной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления об основных стратегиях зарубежных фотографов второй половины 20 века для применения полученных знаний в научных исследованиях, а также в практической музейной и галерейной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • освоить методы анализа арт-фотографии второй пол. 20 в.
  • владеть понятийным аппаратом художественно-эстетических концепций современной фотографии
  • знать основные теоретические концепции исследователей художественной фотографии второй пол. 20 в.
  • уметь самостоятельно интерпретировать феномены фотографии второй пол. 20 в.
  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и онлайн-ресурсов при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории фотографии
  • уметь свободно пользоваться интернет-поиском по ключевым именам фотографов, основным собраниям современной фотографии, именам важнейших исследователей фотографии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику современной фотографии. Проблемы изучения фотографии 20 века.
    Фотография как способ изображения и методы её исследования. Проблемы изучения фотографии как искусства. Проблема внедрения фотографии в сложившуюся культурную систему. Вхождение фотографии в музеи с 1930-х годов (США) и её повсеместное признание к 1970-м годам. Периодизация и различные разногласия по этому поводу Варианты подхода к истории фотографии: с точки зрения истории техники, истории развития отдельных фотографов, связи истории искусства с фотографией, истории развития жанров фото, изучение фотографии как части культуры. Изменения в восприятии фотографии и её статуса в культуре. Функции и роли фотографии. Отражение изменений картины мира в истории фотографии.
  • Введение в проблематику современной фотографии. Арт-фотография 1920-1960-х годов. От авангарда к «новой документальности» .
    Приход к прямой фотосъёмке (“straight photography”). Распространение к середине 1920-х годов фотоаппарата ЛЕЙКА-1(Германия). Новые технические качества профессиональной портативной техники. Интерес к резкости изображения. Геометризация. Отвержение декоративности, нарративности. Абстракция и предметность. Интерес к фотомонтажу. “Новое видение” (Баухауз). Новая вещественность” в фотографии (К.Блоссфельдт, А.Ренгер-Патч). Пуристская фотография в США. Эдвард Уэстон, Аймоджен Каннингем, Энзел Адамс. Сюрреализм в фотографии. Ман Рэй. “Метафорическая” фотография. Чикагская школа (Новый Баухауз- Институт Дизайна). Гарри Каллахан, Аарон Зискинд, Майнор Уайт. Сюрреалистические влияния. 1960-е годы как период обращения к персональному в фотографии. Фотография как мысль и как позиция. Обращение художественной фотографии к любительской и документальной эстетике. “Новая топография” и псевдо-документ. Дайана Арбус. Ли Фридлендер и городской пейзаж.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Уильям Эгглстон и "антропологическая фотография" 1970-х годов.
    Уильям Эгглстон как родоначальник художественной цветной съемки. Противопоставление модернизму. Игры с документальностью: влияние бытовой цветной любительской фотографии, имитация её эстетики. Влияние Уокера Эванса, Эдварда Хоппера, Анри Картье-Брессона, Гарри Виногранда, Роберта Франка, Уильяма Кристенберри. Связь с выставкой «Новые документы». "Путеводитель Уильяма Эгглстона" и постапокалиптические образы. Соединение яркости в духе поп-арта и эмоционального дистанцирования. Имитация «нечеловеческого» взгляда. Отказ от коммуникации со зрителем. Гротеск и скрытый драматизм. Темы потребления и бренности. Иррациональность и отказ от романтической экспрессии. Интуитивный метод однократного снимка. Сравнение с Эдом Рушей. Фотография «без кода». Влияние на Дэвида Линча, Алека Сота, Юргена Теллера, Мартина Парра.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Трансформация гуманистической фотографии и форма визуального дневника: Нэн Голдин от 1970-х до 2000-х годов.
    Нэн Голдин и её уникальное положение в истории фотографии. Фотография как способ исповеди, дневник, свидетельство. Травма в основе творчества. Темы свободы, сексуальности, зависимости, смерти. Проблемы идентичности. Субкультуры Нью-Йорка и роль музыки. Связь с кинематографом. Формат слайд-шоу. Личный характер фотографий и особенности экспонирования. Бостонская школа фотографии и работа с цветом. Новая оптика и «экстимность». Эстетика любительского снимка. Влияние экзистенциальной психологии. Тема соединения с Другим. Разрушение границы между жизнью и фотографией. Обновление тематики в 2000-е годы.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Андреас Гурски и Дюссельдорфская школа фотографии 1960-2000-х годов.
    Концептуальная и постмодернистская фотография. Трактовка изображения как текста. Понятие фотографии как “сконструированного изображения”. Влияние школы американской фотографии и «Новой топографии». Роберт Адамс, Л.Балтц, Стивен Шор и др. Фотография в Дюссельдорфской худож.школе. Бернд и Хилла Бехер и их основные принципы. «Анонимные скульптуры». Принципы серии и «нейтральный язык». Связь с «Новой вещественностью». Дематериализация объектов. Связь Андреаса Гурски с немецкой живописью 19 в. Влияние Джеффа Уолла. Дистанцированный взгляд. Безлюдные ландшафты. Общественные пространства. Работа с цветом. Техницизм и гибридный характер работы. Увеличение размера снимков. Эффект «объективной» съемки. Имперсональный взгляд. Феномен виртуальности. Эра цифровой фотографии и обработки снимка (фотошоп и др.). Конструирование реальности. Сэмплирование изображения. Связь с музыкой. Эпический образ современности. Томас Штрут, Томас Руфф, Кандида Хёфер, Аксель Хютте и другие ученики Бехеров. Роль в современной фотографии.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Между репортажной и концептуальной фотографией: Мартин Парр и «Магнум».
    Миф об объективности фоторепортажа. Псевдо-документальность в художественной фотографии. Влияние кинематографа и видео. Послевоенная фотография. Агентство Магнум фото как феномен. Размывание границ документальности. Разрушение границ между репортажем и художественной фотографией. Мартин Парр и его британские предшественники. Исследование национальных стереотипов. Антропологический взгляд и связь с Эгглстоном. Работа с цветом. Соединение критики и восхищения. Связь с поп-артом. Выход за границы «гуманистической фотографии». Темы консюмеризма и общественных шаблонов. Гротеск без романтизма. Влияние японской фотографии. Работа с китчем. Возрождение фотокниги. Коллекционирование артефактов. Конфликт в «Магнуме» и новая стилистика. Брюс Гилден, Алек Сот, Жиль Перес, Джим Голдберг.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Шерман. Постмодернизм в фотографии 1980-90-х годов.
    Превращение фотографии в “музейное искусство” к 1970 годам. Псевдо-документальность в художественной фотографии. Влияние кинематографа и видео. Филип-Лорка Ди Корсиа, Джефф Уолл. Работы, иронически цитирующие известные произведения прошлого. Постмодернистское использование цитат. Фотограф как инженер-конструктор, “собирающий” произведение из готовых идей, ассоциаций, образов. Ироническое переосмысление истории. Фотография как сырьё для искусства. Использование образов из массовой культуры и истории искусства. Подчёркивание отсутствия уникальности, автора. Шерри Левин и апроприация фотографии. Ричард Принс, Герхард Рихтер, Гилберт и Джордж. Синди Шерман и стремление к перевоплощению. Связь с феминистским перформансом начала 1970х. Адриан Пайпер, Элеанора Энтин. Фотографический автопортрет как набор обликов-масок. Использование языка кинематографа, живописи и т.п. “Кадры из фильмов без названия” (к. 1970-х гг.) и другие серии. Работа с масс-медиа. Метод препарирования культурных и общественных ценностей и стереотипов. Коллажность. Иронический подход. «Пограничные» образы и гротеск. Удаление субъекта из фотографии. Связь с понятием симулякра. Тема подделки и двойственности.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Тильманс: "ризоматическая фотография" 1990-2000-х годов.
    Влияния современных художников 1950-70-х: Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол. Тема ошибок и помех зрению. Молодежная субкультура, английская мода, журналы и музыка 1980-х. Журнал i-D. Фотография как социальное медиа. Эксперименты с формой и с экспонированием. Тема гомогенности материи и энтропии, растворения в социуме. Абстракции Тильманса. Проблема идентификации объектов. Работа с видео. Уравнивание всех тем и объектов. Понятие «ризомы» по Делёзу и Гваттари и связь с работами фотографа. Противостояние неизменным линейным структурам. Разрушение сюжетно-жанровой иерархии. Работа с выставочным пространством. Инсталляции. Инклюзия зрителя.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен научиться самостоятельно ставить проблему интерпретации различных феноменов фотографии второй половины 20 века, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ и каталогом библиотеки МАММ, каталогов и собраний фото-архивов и фото-отделов на сайтах музеев (Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Джорджа Истмана в Рочестере и пр.). При оценке результатов семинаров, посвященных методам работы фотографов 2-й пол. 20 в., учитывается понимание художественно-эстетических концепций этого времени и их значения для современной художественной ситуации, что предполагает знакомство с выставками фотографии и обращение к электронным базам данных музеев фотографии и отделов фотографии в художественных музеях. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа визуального источника, в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций
  • неблокирующий Итоговое эссе
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Peres, M. R. (2007). The Focal Encyclopedia of Photography (Vol. 4th ed). Amsterdam: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=196202
  • О фотографии, Сонтаг, С., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : Сб. статей, Беньямин, В., 2012