• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Прикладные исследования в культуре

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Прикладная культурология)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Никишина Ирина Александровна, Никогосян Каринэ Сергеевна, Пузанов Кирилл Александрович
Прогр. обучения: Прикладная культурология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина является частью раздела «Полевые методы» и является обязательной для студентов образовательной программы бакалавриата «Культурология». Отдельные блоки курса имеют тематические пересечения и дополняются результатами изучения следующих дисциплин: социальная и культурная антропология; анализ и визуализация данных; современные проблемы культурологии. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при написании курсовой и выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса становится формирование и развитие навыков и умений, необходимых для проведения и организации полевых научных и аналитических исследований в двух областях, важных для прикладной культурологии: 1) Digital Humanities - общие принципы организации данных для анализа, принципы визуализации разнообразия и взаимосвязей, рассматриваются основы креативной инфографики; по городской тематике .
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать специфику предметных полей, взаимосвязи между ними и смежными областями и принципы разработки и реализации исследований
  • Владеть базовыми навыками построения дизайна исследования; анализа и визуализации данных, включая элементы анализа социальных сетей, компьютерной картографии и анализа текстов; пре-процессинга (предварительной подготовки) данных, включаяя “очистку” сырых данных и подготовку их к работе в средах анализа данных и статистического программирования
  • Знать специфику предметных полей, взаимосвязи между ними и смежными областями и принципы разработки и реализации исследований
  • Владеть базовыми навыками построения дизайна исследования; анализа и визуализации данных, включая элементы анализа социальных сетей, компьютерной картографии и анализа текстов; пре-процессинга (предварительной подготовки) данных, включаяя “очистку” сырых данных и подготовку их к работе в средах анализа данных и статистического программирования
  • Уметь понимать логику построения дизайна исследования, использовать необходимые инструментальные средства и методы (программные и прикладные) для обработки анализа и систематизации информации по теме исследования
  • Понимать общие принципы организации данных, их структуры
  • Уметь использовать Python для решения прикладных задач по специальности
  • Использовать различные инструменты для анализа данных и работы с данными
  • Уметь использовать инструменты визуализации данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение
    Понятие digital humanities. Сферы применения анализа и визуализации гуманитарных и социальных науках. Понятие данных. Основные способы представления данных.
  • Тема 2. Области применения
    Традиционные области концентрации – анализ исторических данных, корпусная лингвистика и компьютерный анализ текстов, публикация источников он-лайн.
  • Тема 3. Сбор данных
    Знакомство и освоение основных принципов сбора данных для последующего анализа с помощью Python.
  • Тема 4. Обработка данных
    Знакомство и освоение основных инструментов предварительной обработки данных на Python. Использование Regular Expressions для сбора и обработки данных.
  • Тема 5. Анализ данных
    Знакомство и освоение основных инструментов анализа данных на Python.
  • Тема 6. Визуализация данных
    Знакомство и освоение основных инструментов визуализации данных на Python.
  • Тема 7. Работа с исследовательскими проектами
    Формулировка исследовательских задач. Подбор адекватных инструментов анализа данных и последующей визуализации.
  • Тема 8. Концептуализация и операционализация.
    Семинар разделен на две части. В первой части разбираются следующие вопросы: постановка ключевого исследовательского вопроса, концептуализация и операционализация, роль метафоры в социологическом исследовании. Во второй части студенты предлагают свои варианты метафоры и концептуализации города.
  • Тема 9. Выбор метода: различия количественных и качественных методов
    Обзор ключевых особенностей качественных и количественных методов. Тренинг по постановке ключевого исследовательского вопроса.
  • Тема 10. Количественные методы социологического исследования: создание анкеты
    Разбор основных правил создания анкеты количественного исследования. Разбор сенситивных вопросов и социально одобряемых ответов. Структура анкеты, операционализация гипотез. Понятие выборки и генеральной совокупности. Критерии репрезентативности, случайная и квотная выборки.
  • Тема 11. Количественные методы социологического исследования: пилотирование инструментария
    Первая половина семинара — разбор домашнего задания и финализация анкеты для проведения социологического исследования. Вторая половина — пилотный опрос по созданной анкете и разбор основных допущенных ошибок.
  • Тема 12. Знакомство с методами анализа статистических данных.
    На базе собранного на предыдущих занятиях и в рамках домашнего задания материала, создается массив данных для дальнейшего анализа. В рамках первого знакомства необходимо освоить интерфейс программы, научиться перекодировать данные, создавать частотные таблицы и таблицы сопряженности, а также рассчитывать критерий хи-квадрат.
  • Тема 13. Факторный и кластерный анализы
    Разбор проекта «Механика Москвы». Анализ внутригородских процессов, вскрываемых кластерным и факторным анализами больших массивов социологических данных. На базе произвольного массива данных о районах Москвы объясняется следующий инструментарий: иерархическую кластеризацию, деревья кластеризации и факторный анализ. При помощи этих инструментов нужно создать и описать авторскую кластеризацию районов Москвы.
  • Тема 14. Метод ментальной картографии
    Анализ сильных сторон и ограничений метода: описание примеров использования и ошибок интерпретации результатов. Способы сбора: методологические эксперименты по форматированию ответов респондентов. Критерии анализа данных: относительные размеры объектов, топонимы, границы и пр. Разбор примеров актуальных исследований.
  • Тема 15. Социальная структура города
    . Субъективно полагаемое качество городской среды. Представления горожан о месте своего обитания: соседства, вернакулярные районы, точка отсчета городской среды. Вопросы безопасность и отношения к ней горожан. Образ города и ментальное картографирование: районирование города в зависимости от представлений горожан или от их социальных практик.
  • Тема 16. Внутригородские вернакулярные районы
    Разбор различных теоретических подходов к концепции вернакулярных районов. Поиск единых оснований трактовки концепции в представлении Л.В. Смирнягина и А.А. Высоковского. Связь региональной индентичности и вернакулярных районов. Эффект раковина и специфика границ вернакулярных районов.
  • Тема 17. Метод «Фото-GPS»
    Оптимизация полевых наблюдений. «Человеческий фактор» в полевых исследованиях и субъективность трактовки участниками полевых экспедиций наблюдаемых явлений. Анализ сильных сторон и ограничений метода, способы сбора и анализа данных, разбор примеров актуальных исследований. Метод «Дифференциации городского пространства». Комплексный анализ города: представление о городской среде как о единстве и взаимном влияние множества подсистем. Разбор пяти ключевых подсистем: рельефно-планировочной, функциональной, архитектурной, социально-экономической и ментальной. Анализ сильных сторон и ограничений метода, способы сбора и анализа данных, разбор примеров актуальных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Экзамен после 1 модуля
  • неблокирующий Экзамен после 3 модуля
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание 3
  • неблокирующий Домашнее задание 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.4 * Проект
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.35 * Домашнее задание 3 + 0.15 * Проект + 0.5 * Промежуточная аттестация (1 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • McKinney, W. (2018). Python for Data Analysis : Data Wrangling with Pandas, NumPy, and IPython (Vol. Second edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1605925
  • Тавокин, Е. П. Социологическое исследование [Электронный ресурс] / Е. П. Тавокин // Социология : Учебное пособие / Под ред. Д. С. Клементьева. - М. : Филол. о-во 'Слово' ; Изд-во Эксмо, 2004. - С. 354-387. - ISBN 5-8123-0248-0, ISBN 5-699-07315-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/417093

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Оганян К. М. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-09590-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-sociologicheskogo-issledovaniya-434398