• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Теория игр

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 2

Программа дисциплины

Аннотация

В течение жизни мы постоянно взаимодействуем с другими людьми. Маленькие дети, пытаясь добиться того, чтобы родители купили понравившуюся конфетку, часто шантажируют родителей своими слезами. Принимая решение заплакать, ребенок рискует — он не знает, как поведут себя папа с мамой. В чуть более взрослом возрасте абитуриенты, выбирающие вуз, принимают сложное решение о том, в какие университеты подать документы. Ошибка может стоить дорого: при неправильной стратегии можно оказаться в слабом университете или вообще остаться без заветного студенческого билета. Окончив вуз, юноши и девушки начинают искать работу. Перед интервью с работодателем они штудируют статьи в интернете о том, что можно и чего нельзя говорить на интервью, — они пытаются найти наилучшую стратегию своего поведения, исходя из ожиданий компании, в которую они устраиваются. Все эти ситуации объединяет то, что решения, которые принимают одни люди, оказывают влияние на других людей. Такие взаимодействия называются стратегическими. Именно их изучает теория игр. Чтобы проанализировать ту или иную реальную жизненную ситуацию стратегического взаимодействия и найти оптимальный вариант поведения в ней, необходимо сделать две вещи. Во-первых, необходимо формально записать ситуацию на языке теории игр, то есть создать модель (игру). Во-вторых, после того как модель (игра) составлена, ее необходимо решить. Этому мы будем учиться в течение курса. Мы разберем основные виды игр (одновременные и последовательные, с совершенной и несовершенной информацией, коалиционные и некоалиционные), приведем способы их решения и обсудим их на многочисленных примерах. Курс будет интересен желающим разобраться в том, как конкурируют друг с другом несколько компаний и можно ли гарантированно выиграть в шашки, есть ли смысл угрожать на переговорах и с кем стоит объединяться в коалиции в парламенте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - разобрать основные виды игр (одновременные и последовательные, с совершенной и несовершенной информацией, коалиционные и некоалиционные), изучить способы их решения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен уметь формально записать ситуацию на языке теории игр, то есть создать модель (игру)
  • Студент должен уметь решить модель, составленную на основе ситуации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегические взаимодействия
  • Доминирующие и доминируемые стратегии
  • Равновесие Нэша
  • Модель Хотеллинга — Даунса и модель Курно
  • Игры в развернутой форме
  • Равновесие Нэша, совершенное на подыграх
  • Игры с несовершенной информацией
  • Смешанные стратегии
  • Задача о стабильных мэтчингах
  • Коалиционные игры
  • Краткая история теории игр
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты 1-5
    Оценка по 100-балльной шкале, полученная на платформе Coursera, переводится в 10-балльную шкалу следующим образом: оценка за курс от 95 до 100 - итоговая оценка составит 10 баллов. от 85 до 94 - итоговая 9 баллов. от 75 до 84 - итоговая 8 баллов. от 65 до 74 - итоговая 7 баллов. от 55 до 64 - итоговая 6 баллов. от 45 до 54 - итоговая 5 баллов. от 40 до 44 - итоговая 4 баллов. от 25 до 39 - итоговая 3 балла. от 15 до 24 - итоговая 2 балла. от 5 до 14 - итоговая 1 балл. от 0 до 4 - итоговая 0 баллов.
  • неблокирующий Тесты 6-9
    Оценка по 100-балльной шкале, полученная на платформе Coursera, переводится в 10-балльную шкалу следующим образом: оценка за курс от 95 до 100 - итоговая оценка составит 10 баллов. от 85 до 94 - итоговая 9 баллов. от 75 до 84 - итоговая 8 баллов. от 65 до 74 - итоговая 7 баллов. от 55 до 64 - итоговая 6 баллов. от 45 до 54 - итоговая 5 баллов. от 40 до 44 - итоговая 4 баллов. от 25 до 39 - итоговая 3 балла. от 15 до 24 - итоговая 2 балла. от 5 до 14 - итоговая 1 балл. от 0 до 4 - итоговая 0 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Тесты 1-5 + 0.5 * Тесты 6-9
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория игр : учебник и практикум для академического бакалавриата, Шагин, В. Л., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теория игр и модели математической экономики : учеб. пособие, Васин, А. А., 2005