• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Межкультурная коммуникация

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Борышнева Нелли Николаевна, Фомина Екатерина Михайловна, Щурина Евгения Алексеевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на развитие у слушателей майнора компетенций для успешного взаимодействия в как в межкультурном контексте, так и в рамках собственной культуры, и состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть знакомит студентов с наиболее влиятельными концепциями в области межкультурной коммуникации как науки с момента ее возникновения до настоящего времени, как возникшими за рубежом (Эдвард Холл, Гирт Хофстеде, Ричард Льюис), так и в нашей стране (С.Г.Тер-Минасова, Ю. Степанов, В.Г.Зусман и др.). Практическая часть курса предполагает работу с англоязычными текстами с целью выработки навыков отслеживания ключевых особенностей национальных картин мира и представление полученных результатов в индивидуальных и групповых проектах; дискуссии на основе прочитанного материала; решение кейсов по межкультурной коммуникации; инсценировку ситуаций кросскультурного взаимодействия в виде диалогов\ полилогов для закрепления сформированных навыков и умений. Уникальность курса состоит в том, что он базируется на соединении традиционного и новаторского подхода к межкультурным проблемам с привлечением разработок, выполненных в рамках существующей с 2000 г. Нижегородской школы межкультурной коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • дать студентам знания основных теорий в области межкультурных коммуникаций;
  • • помочь студентам овладеть компетенциями, которые позволят им быть успешными в межличностном и профессиональном межкультурном взаимодействии;
  • • дать студентам представление о разнообразной культурной оценке мира и научить их выбирать подходящие способы общения в зависимости от конкретной культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает концепции Холла, Хофстеде, Льюиса. Владеет критериями культуры.
  • Рассматривает понятие «культура» с позиции истории, психологии, лингвистики и т.д.
  • Сравнивает теории концепта в интерпретации различных ученых
  • Сравнивает концепции Бахтина М.М., Якобсона Р., Винера Н. о моделях культуры
  • Выделяет национальные концепты русской, английской, американской концептосферы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные теории и подходы в области межкультурных коммуникаций.
    Определения межкультурной коммуникации. История появления межкультурной коммуникации. Эдвард Т. Холл. Культурные параметры культуры: коллективистский - индивидуалистический, полихронный - монохронный, высокий контекст - низкий контекст культуры. Гирт Хофстеде. Модели культуры Льюиса.
  • Системный подход к теории межкультурного общения.
    Часть 1. Теория систем. Людвиг фон Берталанфи: характеристики системы; открытые и закрытые системы. Илья Пригожин: устойчивые и диссипативные системы; флуктуации, бифуркации в системах. Теория систем в применении к гуманитарным наукам. Часть 2. Нижегородская школа межкультурной коммуникации. Теория межкультурной коммуникации Виктора Зинченко, Валерия Зусмана и Зои Кирнозе. Понятие «концепт» как комбинации рационального и иррационального восприятия мира. Часть 3. Виды «концепта»: внутренний и внешний (словесный, невербальный). Прецедентный текст как тип «концепта». Юрий Караулов: атрибуты прецедентных текстов как феномен. Часть 4. Концепт как ячейка культуры в человеческом разуме. Паттерн концептуального анализа: лингвокультурная перспектива. Внутренняя форма, Ядерный, Фактический уровень как три элемента, составляющих «концепт» как систему. «КОНЦЕПТОСФЕРА» - система «КОНЦЕПТОВ». Факторы, формирующие национально-культурный мир: география, история, этническая психология.
  • «Концепт» как ячейка культуры в человеческом разуме. Паттерн концептуального анализа: лингвокультурная перспектива.
    Внутренняя форма, Ядро, Актуальный слой как три элемента, составляющих «концепт» как систему. Алгоритм лингвокультурного анализа «концепта» на примере «концепта» «душа».
  • Модели общения.
    Лингвистическая модель общения (Роман Якобсон); Философская модель общения (Михаил Бахтин); кибернетическая модель общения (Норберт Виннер); шум в общении.
  • Национальные культурные миры: русский, английский, американский.
    Часть 1. Дмитрий Лихачев «Концептосфера» - система «Концептов». Факторы, формирующие национально-культурный мир: география, история, этническая психология. Часть 2. Русский культурный мир. Основные «концепты» русской культуры: «душа», «тоска», «судьба», «удаль» и другие Часть 3. Британский культурный мир. Основные «концепты» британской культуры: «здравый смысл», «Stiff-upper-lip», «джентльмен», «честная игра», «свобода» и другие. Часть 4. Американский культурный мир. Основные «концепты» американской культуры: «уверенность в себе», «скорость», «современность», «свобода» и другие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Доклады
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Проект по концептам
  • неблокирующий Тест по лекциям
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Доклады
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Проект по концептам
  • неблокирующий Тест по лекциям
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.1 * Доклады + 0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.2 * Проект по концептам + 0.2 * Тест по лекциям
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 253с. - ISBN: 978-5-534-01744-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-v-2-ch-chast-1-433477
  • Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 263с. - ISBN: 978-5-534-01861-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-v-2-ch-chast-2-434283
  • Гузикова М. О., Фофанова П. Ю. - БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ НАРОДОВ МИРА: МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 121с. - ISBN: 978-5-534-10559-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bytovaya-kultura-i-etiket-narodov-mira-mezhkulturnaya-kommunikaciya-430854
  • Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. - Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 223с. - ISBN: 978-5-89349-472-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84378
  • Марков, В.И. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология», профиль «Социокультурное проектирование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / В.И. Марков, О.В. Ртищева. - Кемерово : КемГИК, 2016. - 111 с. - ISBN 978-5-8154-0354-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041758
  • Межкультурная коммуникация/СадохинА.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-104204-5 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542898
  • Под ред. Таратухиной Ю.В., Безус С.Н. - БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ НАРОДОВ МИРА: МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-10558-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bytovaya-kultura-i-etiket-narodov-mira-mezhkulturnaya-kommunikaciya-430853
  • Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-08259-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-semioticheskiy-podhod-424712
  • Юдина А. И., Жукова Л. С. - КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11591-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kulturnaya-politika-mezhkulturnaya-kommunikaciya-i-mezhdunarodnye-kulturnye-obmeny-445690

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Focus on business communication, учебно-методическое пособие для студентов 3 курса, 63 с., Емельянова, Я. Б., 2007
  • New International Business English : Communication skills in English for Business purposes, Student's Book, 176 p., Jones, L., Alexander, R., 1996
  • Культурология и межкультурная коммуникация, учебник, 328 с., Тен, Ю. П., 2007
  • Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учебное пособие, Таратухина, Ю. В., 2019
  • Межкультурная коммуникация: Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 288 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-036-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/177054
  • Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. Н. Персикова. – М.: Логос, 2011. – 224 с. - ISBN 978-5-98704-127-9.
  • Язык и межкультурная коммуникация, [учебное пособие], 264 с., Тер-Минасова, С. Г., 2008