• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Социально-политическое и экономическое развитие стран Азии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех
Преподаватели: Солодкова Ольга Леонидовна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью дисциплины является формирование у обучающихся системных и целостных представителей о социально-политическом и экономическом развитии стран Азии, освоение базовой информации по современному развитию азиатских стран мира, изучение основной литературы по теме, получение навыков научно- исследователькой работы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • углубить теоретические знания студентов о роли азиатских стран в развитии мира;
  • дать базовую информацию по основным характеристикам современного социально-экономического развития стран Азии;
  • изучить историю социально-экономического развития стран Азии;
  • показать динамику социально- экономических процессов в странах Азии в условиях глобализации;
  • ознакомиться с основной литературой и источниками по теме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использует основные типы управления колониальных систем: прямые, косвенные, смешанные
  • Различает особенности колониального развития Британской Индии, сферы приложения иностранного и национального капитала
  • Анализирует социально-экономическую ситуацию в Китае последней трети XIX век и сопоставляет ее с ситуацией в Британской Индии Рассматривает меры по либерализации
  • Выявляет особенности внешнеполитической ситуации вокруг Японии в во второй половине Х1Х века, анализирует реформы сверху в Японии и милитаризацию страны
  • Объясняет причины развала Османской империи, определяет причины отставания собственно турецких территорий в социально-экономическом плане. Анализирует выбранную программу гос.строительства.
  • Выделяет особенности развития Ирана в конце Х1Х – начале ХХ вв.. Анализирует как особенности развития Ирана привели к социально-экономическому отставанию. Сравнивает с ситуацией в Турции.
  • Сравнивает социально-экономическое развитие Афганистана и социально-экономическое развитие Ирана.
  • Анализирует особенности развития Индии в первой половине ХХ века
  • Анализирует особенности Монголии в первой половине ХХ века
  • Выделяет особенности развития Китая в первой половине ХХ века и сравнивает с Положением Британской Индии.
  • Выявляет связь между строительством государственного капитализма и милитаризацией страны
  • Анализирует общее и различное в развитии трех стран
  • Выявляет связь между проведенными американцами реформами в Японии и «японским экономическим чудом»
  • Сравнивает социально-экономическое развитие КНДР и республики Южная Корея
  • Анализирует суть мер по преобразованию экономики страны
  • Выявляет меры по либерализации экономики Индии во второй половине ХХ и начале ХХ1 вв.
  • Анализирует проблему единства страны
  • Сравнивает социально-экономическое развитие страны до и после революции 1979 года
  • Сравнивает социально-экономическое развитие страны во второй половине ХХ и начале ХХ1 вв..
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Колониальный раздел мира. Колонии и полуколонии в Азии
    Колонии и полуколонии в Азии. Завершение колониального раздела мира. Складывание мирового капиталистического хозяйства. Азиатский регион, как сфера приложения иностранного капитала. Формы колониальной зависимости. (колонии, протектораты и тд.) Системы управления колониями. Страны Азии и система колониальной эксплуатации. Превращение колоний в сферу приложения иностранного капитала. Развитие инфраструктуры: железных дорог, портов, ирригационных систем. Создание плантационного хозяйства, введение принудительных культур. Последствия превращения стран Азии в сырьевые придатки метрополий. Уничтожение традиционного ремесла, пауперизация населения и т.д.
  • Индия в конце Х1Х начале ХХ вв.
    Изменение системы колониального управления Индии после Сипайского восстания. Особенности социально-экономического развития Британской Индии в последней трети Х1Х века. Экспорт английского капитала в Индию. Развитие промышленности и инфраструктуры: строительство дорог, ирригационных систем. Земельные отношения. Ремесленное и кустарное производство. Появление фабричного производства, закладывание плантаций, введение монокультур. Три центра капиталистического развития, рост национальной буржуазии. Рост национального самосознания и национально-освободительных движений. Создание партии Индийский национальный конгресс. Крайние и умеренные в ИНКе. Тилак и его политическая программа. Действия на достижение «Свараджа» и «Свадеши».
  • Китай – в последней трети XIX века
    Маньчжурской цинская династия в последней трети XIX века. Регенты у власти: Цыси и Гун. Укрепление позиций империалистических держав в Китае. Продолжение политики закабаления Китая. Китайско-французская война 1884-1885 гг. Потеря Вьетнама. Проникновение иностранного капитала в страну привело к росту капиталистического уклада в стране. Появление компрадорской буржуазии. Специфические черты компрадорской буржуазии, ее тесная связь с госаппаратом и иностранным капиталом. Разрушение натурального хозяйства, рост рынка рабочей силы. Рост китайской национальной буржуазии на Филиппинах, в Индонезии, в Индокитае. Движение за реформы в Китае. Японо-китайская война 1894-1895 гг. Сунь Ятсен и его «Общество возрождения Китая». Усиление проникновения европейских держав и раздел Китая на сферы влияния. Договора 1897-1898гг. «Сто дней реформ» в Китае. «Боксёрское» восстание (ихэтуаней). 1899-1901.
  • Япония в последней трети Х1Х начале ХХ вв.
    Реформы 70-х годов XIX века. Строительство государственного капитализма в Японии. Особенности японского экономического развития. Поощрение развития армии и флота. Появление привилегированных фирм "Мицуи", "Мицубиси", "Ясуда", "Асано" и тд. Быстрый рост японской промышленности. Японско - китайскаявойна 1894 – 1895.Конституция 1889 г. «Японский дух, европейское знание». Аннексия Кореи. Обострение русско-японских противоречий. Русско-японская война 1905 г. Япония в годы Первой мировой войны.
  • Турция в первой половине ХХ века.
    Социально-политическое положение Турции после IМВ. Борьба за образование турецкого государства. Сервский мирный договор 1920 г. Двоевластие. НОД под руководством Мустафы Кемаля паши. Созыв Великого национального собрания Турции ( ВНСТ).Образование республики Турция 1923г. Отношения с СССР. Конституция 1924 г. Основные принципы «кемализма»: 6 принципов Народной Республиканской партии Турции. Реформы Мустафы КемаляАтатюрка, направленные на модернизацию и вестернизацию. Этатизм и лаицизм. Особая роль армии. Турция в годы Второй мировой войны.
  • Иран в первой половине ХХ века.
    Социально-экономическая ситуация в Иране в начале ХХ века, ее специфика.Революция 1905-1911 гг.: причины, ход, итоги. Раздел Ирана на сферы влияния. Приход к власти династии Пехлеви. Буржуазные преобразования в Иране в первой половине ХХ века. Перевод кочевых племен на оседлость. Борьба за контроль над нефтяными богатствами с Англо-Персидской нефтяной компанией. Иран в годы Второй мировой войны.
  • Афганистан в конце Х1Х - первой половине ХХ века.
    Социально-экономическое развитие Афганистана в последней трети Х1Х века. Пуштунское и непуштунское население страны. Линия Дюранда. Приход к власти хана Абдуррахмана, его внутренняя и внешняя политика. Зарождение младоафганского движения. Приход к власти Хабибуллы хана. Открытие первых высших учебных заведений. Аманулла-хан и попытки рефомации: принятие Конституции, отмена натурального налога на денежный, снятие чадры. Создание ширкетов. Укрепление афганского купечества и зарождение национальной буржуазии. Восстание таджиков под руководством БочаиСокао 1928 г. Свержение Амануллы-хана в 1929г. Приход к власти Захир-шаха 1933г.
  • Индия в первой половине ХХ века.
    Мусульманская община в Индии, специфика ее развития. Создание партии Мусульманская лига. Развитие системы парламентаризма в Индии. Реформа Морли-Минто. Индия в годы IМВ. Реформа Монтегю – Чемсфилда. Рост НОД после первой мировой войны. Деятельность МохандасаКарамчандры Ганди. Гандизм. Рост национально-освободительного движения. Кампании неповиновения. МЭК и его влияние на ситуацию в стране. ИНК: крайние и умеренные. Конференции круглого стола. Харталы: нарушение соляной монополии и тд. Комиссия Саймона. Рабская конституция 1936г. Суть разногласий. Социально-экономическое развитие Индии перед и в годы Второй мировой войны.
  • Монголия в первой половине ХХ века.
    Монголия в середине XVII-XVIII вв. Политика Маньчжуров в Монголии Социально-экономическое положение Монголии в конце XIX – начале ХХ вв., экономические последствия власти маньчжуров. Ламаизм и его влияние на монгольское общество. Образование феодально-теократического государства в 1911-1912 гг. СухеБатор. Народная революция в Монголии. Начало соц. преобразований. Помощь СССР. Вооруженные конфликты советской армии с японцами на озере Хасан и Халхин –Гол. Монголия в годы Второй мировой войны.
  • Китай в первой половине ХХ века.
    Причины Синьхайской революции. Острый социально-экономический кризис, как результат правления маньчжурской цинской династии. Возникновение социал-демократического движения. Деятельность Сунь Ятсена. «Три народных принципа» Сунь Ятсена. Создание партии «Гоминдан». Приход к власти Юань Шикая. Соперничество «милитаристских клик» на столичном и провинциальном уровне. Приход к власти милитаристов. Возникновение КПК. Революция 1925-1927 гг. Гоминдановский Китай. Внутренняя и внешняя политика правительства Чан Кайши. 2-ая гражданская война в Китае. Агрессивная политика Японии по отношению к Китаю. Захват Японией провинции Шандунь. Создание марионеточного государства «МанджоуГо». "Великий поход" китайских коммунистов под руководством Мао Цзедуна (1935 г.)Вторжение Японии в Китай в 1937 г. Китай в годы Второй мировой войны.
  • Социально-экономическое развитие Японии в первой половине ХХ века.
    Экономическое положение Японии после Первой мировой войны. Парижская мирная конференция 1919 г. Вашингтонская конференция 1921г. и ослабление позиций Японии в АТР. Экономический кризис 1920-1921гг. и его влиянии на экономику Японии. План Танака 1927г. Милитаризация Японии. Война в Китае. Япония в годы П мировой войны. Оккупация Японии. Сан-Францисская мирная конференция. Конституция Японии. Антитрестовское рузвельтовское законодательство. Линия Доджа и миссия Шоупа. Причины японского экономического чуда.
  • Корея, Индонезия и Индокитай в первой половине ХХ века
    Корея как японским протекторат. Аннексия Кореи 18 августа 1910 г. Деятельность «Восточно-колонизационной акционерной компании» Становление японского колониального режима. «Первомартовское» движение 1919 года. Рескрипт 1919 г. о начале «культурного правления» Коммунистическое движение в Корее. Деятельность Ким Ирсена. Корея, как сырьевой придаток Японии. Корея в годы японо-китайской и второй мировой войны. Индонезия в начале ХХ века. Возникновение националистических движений и его формы: создание в 1908 году индонезийскими аристократами партии «Буди Утомо» («Благородное стремление») в 1914 г., основание Индийского социал-демократического объединения (ИСДО) .Сукарно создает Национальную партию Индонезии (НПИ), ликвидация НПИ в1930 году, и ее возрождение в 1931 году под названием Партия Индонезии (Партиндо). Голландская Индия в годы Второй мировой войны, оккупация японцами. Социально-экономическое развитие Индокитая под властью Франции. Экспорт и импорт. Создание во Вьетнаме Конституционалистской партии в1923 г., выступавшей за получение статуса доминиона. Деятельность Хо Ши Мина. Создание Коммунистической партии Вьетнама в 1930. Подъем НОД. Индокитай в годы IIМВ.
  • Япония во второй половине ХХ и начале ХХ1 вв.
    Оккупация Японии. Сан-Францисская мирная конференция. Конституция Японии. Антитрестовское рузвельтовское законодательство. Линия Доджа и миссия Шоупа. Факторы определившие «Японское экономическое чудо». Основы хозяйственного механизма Японии. Усиление экономических и политических позиций Японии на мировой арене. Экономический кризис 90-х. Российско-японские отношения. Проблема «Северных территорий». Социально-экономическое развитие Японии в начале ХХ1 века.
  • Республика Корея и КНДР во второй половине ХХ и начале ХХ1 вв.
    Корея как японским протекторат. Аннексия Кореи 18 августа 1910 г. Деятельность «Восточно-колонизационной акционерной компании» Становление японского колониального режима. «Первомартовское» движение 1919 года. Рескрипт 1919 г. о начале «культурного правления» Коммунистическое движение в Корее. Деятельность Ким Ир Сена. Корея, как сырьевой придаток Японии. Корея в годы японо-китайской и второй мировой войны. Создание КНДР. Образование Республики Корея. Корейская война 1950-1953 гг. Социально-экономическое развитие КНДР во второй половине ХХ века. Идеи чучхе. Режим Ли Сын Мана в Южной Корее. Особенности экономического развития Южной Кореи. Структурные сдвиги в хозяйстве. Источники экономического роста. Основные черты хозяйственного механизма. Чеболь. Государственный сектор. Превращение Южной Кореи в Развитое капиталистическое государство.
  • Китай во второй половине ХХ и начале ХХ1 вв.
    Приход к власти Коммунистической партии Китая. Создание КНР. УШ съезд КПК. «Большой скачок». «Коммунизация деревни». Последствия этой политики. «Культурная революция». Дэн Сяопин и его реформы. Основные направления экономической политики КНР. Реформирование экономики. Характерные черты социально-экономической структуры Китая. Формы хозяйствования. Роль секторов в экономике. Свободные экономические зоны Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства. Направления структурной перестройки. Китай в мирохозяйственных связях.Превращение КНР в мировую экономическую державу. Политика «мягкой силы». Российско-китайские взаимоотношения.
  • Индия во второй половине ХХ и начале ХХ1 вв.
    Предоставление Индии Статуса доминиона. Раздел полуострова Индостан по религиозному признаку. Кашмирский вопрос. Принятие конституции 1950 г. Политика правительства Дж. Неру. Создание штатов по языковому признаку. Строительство государственного капитализма. Социальная политика. Проблема неприкасаемости. Аграрные преобразования. Этапы зеленой революции. Внутренняя политика Индиры Ганди. Укрепление индустриальной базы Индии. Индо-пакистанские взаимоотношения. Поддержка Индии народов Восточной Бенгалии и образование Бангладеш. Проблема сепаратизма. Попытки создания государства «Халистан». Захват «Золотого Храма». Убийство Индиры Ганди. Приход к власти правительства Раджива Ганди. Убийство Р.Ганди. Либерализация индийской экономики. Индия на рынке программного обеспечения. Демографическая проблема. Социально-экономическое развитие Индии в начале ХХ1 века. Идеология «Хиндутвы»
  • Афганистан в ХХ веке.
    Социально-экономическое развитие Афганистана в последней трети Х1Х века. Пуштунское и непуштунское население страны. Линия Дюранда. Приход к власти хана Абдуррахмана, его внутренняя и внешняя политика. Зарождение младоафганского движения. Приход к власти Хабибуллы хана. Открытие первых высших учебных заведений. Аманулла-хан и попытки рефомации: принятие Конституции, отмена натурального налога на денежный, снятие чадры. Создание ширкетов. Укрепление афганского купечества и зарождение национальной буржуазии. Восстание таджиков под руководством БочаиСокао 1928 г. Свержение Амануллы-хана в 1929г. Приход к власти Захир-шаха 1933г. Две коммунистические партии – «Хальк» и «Парчам». Социально-экономическое развитие Афганистана в 50-60-е годы ХХ века. Попытки реформ. Свержение монархии в 1973 г. и становление режима Мухаммеда Дауда, революция афганских коммунистов и Демократическая Республика Афганистан при Нур Мухаммеде Тараки . Вторжение СССР в Афганистан. Приход к власти БабракаКармаля. Замена Кармаля Мухаммедом Наджибуллой в 1986 г. Вывод советских войск из Афганистана в 1989 г. Режим талибов. Вторжение США в Афганистан, падение режима талибов. Создание Исламской республики Афганистан и приход к власти Хамида Карзая.
  • Иран во второй половине ХХ и начале ХХ1
    Борьба за нефтяные богатства страны. Деятельность правительства МухаммедаМосаддыка. Национализация нефтяных богатств. Конфронтация с Великобританией и США. Операция «Аякс» - отстранение Мосаддыка от власти. «Белая революция». Обострение социальных противоречий. Исламская революция 1978-1979 гг. : причины, характер, движущие силы. Создание теократического государства. Ирано-иракская война и ее последствия. Социально-экономическое развитие Ирана в конце ХХ – начале ХХ1вв. Иранская программа развития атомной энергетики. Борьба за отмену санкций.
  • Турция во второй половине ХХ и начале ХХ1 вв..
    Турция в период Первой республики 1945-1960. Разрешение многопартийности. Приход к власти Демократической партии. Антикоммунизм. Вступление в Багдадский пакт, СЕАТО и НАТО. Военный переворот 1960 г. Вторая Турецкая республика 1960-1980. Принятие новой либеральной конституции 1961 г. Реформа экономики и постепенной превращение Турции в индустриально-аграрную страну. Конфликт между сторонниками этатизма и либерализации. Новый государственный военный переворот 1980 г. Принятие Конституции Третьей турецкой республики. Курс на «управляемую демократию». Усиление роли исполнительной власти. Избрание ТургутаОзала главой республики. Курс на либерализацию страны. Приход в 1995 году вк власти партии Благоденствия. Усиление исламистских тенденций. Приход к власти в 2002 году партии справедливости и развития. Премьер министром становится РеджепТаипЭрдоган в 2003 году, его внутренняя и внешняя политика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дискуссия на семинаре, письменная работа тест 5 минут
  • неблокирующий Обсуждение на семинаре
  • неблокирующий Дискуссия на семинаре на 90 минут
  • неблокирующий Дискуссия на семинаре на 80 минут
  • неблокирующий Дискуссия на семинаре на 45 минут
  • неблокирующий Устный экзамен по билетам (или письменный тест – по выбору преподавателя)
    В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, аккуратно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на 1 или 2 балла, но не более в целях стимулирования учебной активности студента. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на 1 или 2 балла, но не более. Повышение или понижение оценки более чем на 1 балл осуществляется в особых случаях и сопровождается пояснительной запиской с описанием причин в адрес заведующего кафедрой и заместителя заведующего по УМР. Накопленная (результирующая) оценка округляется арифметически в пользу студента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.08 * Дискуссия на семинаре на 45 минут + 0.08 * Дискуссия на семинаре на 80 минут + 0.08 * Дискуссия на семинаре на 90 минут + 0.08 * Дискуссия на семинаре, письменная работа тест 5 минут + 0.08 * Обсуждение на семинаре + 0.6 * Устный экзамен по билетам (или письменный тест – по выбору преподавателя)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. Ч.1: 1900-1945, Родригес, А. М., 2003
  • Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. Ч.2: 1945-2000, Родригес, А. М., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. Ч.3: 1945-2000, Родригес, А. М., 2004