• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Социологический анализ рекламной коммуникации

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Факультатив
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире институт рекламы является одним из доминирующих механизмов воздействия на массовое сознание, служит каналом трансляции культурных норм и ценностей. Развитие рекламного бизнеса в России вызвало потребность в специалистах рекламного дела, инициировало возникновение новых учебных специальностей, учебных курсов по рекламе и маркетингу. Однако большинство учебных курсов (как и обеспечивающей их учебной литературы) посвящено прикладному аспекту рекламной деятельности и рассматривает вопросы технологии создания рекламы, психологических аспектов ее восприятия, способы воздействия на потенциального потребителя. Реклама представлена как специфическая маркетинговая деятельность, направленная на переведение качества товара или услуги на язык запросов и нужд покупателя. Выдвигается требование соответствия рекламы запросам потребителя, особое внимание уделяется созданию наиболее выигрышных рекламных образов. Социокультурная функция рекламы если и рассматривается, то как факультативное, сопутствующее явление.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель настоящего курса – проанализировать институт рекламы как особый канал коммуникации и механизм конструирования социальной реальности Для этого предполагается описать специфику производства и потребления рекламы с точки зрения теории коммуникации. Такой подход позволит более полно выявить особенности трансакции на всех уровнях функционирования рекламы («реклама – потребитель», «рекламодатель – потребитель», «рекламодатель – криэйтор», «криэйтор – криэйтор»), проанализировать механизмы формирования и трансляции системы ценностей и социально одобренных стилей жизни посредством рекламного сообщения. Цель практических занятий – дать представление о работе рекламного агентства и этапах работы криэйтора, освоить различные способы обращения к целевой аудитории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет основные функции рекламы
  • Знает структуру рекламной коммуникации
  • Представляет основные этапы истории развития рекламы
  • Указывает основные сегменты современного рекламного рынка
  • Знает жанровые разновидности рекламы
  • Определяет специфику целевых аудиторий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Реклама как социальный институт и форма коммуникации.
    Экономическая и социокультурная функции рекламы. Два подхода к анализу рекламы: маркетинговый и философский. Мир-хозяйственная система и ее динамика. Реклама в современном миро-хозяйстве. Маркетинговые и социальные функции рекламы. Семиотический аспект рекламного сообщения. Реклама как форма идеологии. Реклама как иллюзия, празднество. Замещающая функция рекламы. Реклама как коммуникативный акт. Структура рекламной коммуникации, адресант и адресат. Функции рекламной коммуникации: коммуникативная, фатическая, контекстуальная, кодовая, эстетическая.
  • Новейшая история рекламы: от борьбы за чистоту к сегментированию потребительского рынка.
    Развитие массового производства (сер. XIX в.) и первые образцы рекламы. Реклама и пропаганда здорового образа жизни. Достижительский идеал и идеальное потребление. Кока-кола: от антипохмельного средства к статусному потреблению. Супы «Кембелл» как символ американской культуры (Э.Уорхолл). Стиль «Не отставать от Джонсонов». Позиционирующая реклама. Маркетинговые войны 1970-х. Десятилетие «под знаком «Я» (1980-е). Сегментация современного рекламного рынка (гендерная, возрастная, этнокультурная реклама).
  • Адресант и адресат рекламной коммуникации.
    Рекламодатель – маркетолог – криэйтор. Специфика профессионального диалога. Структура целевых установок участников диалога. Рекламный продукт как результат профессиональной коммуникации. Жанровые разновидности рекламы (TV, радио, в печатных СМИ, Интернет, наружка). Креатив-бриф. Имиджевая, товарная, некоммерческая реклама. Реклама и социальная стратификация. Символическое значение социальной стратификации. Сегментирование потребителей. Целевые аудитории. Динамика целевых аудиторий. Специфика российских целевых аудиторий. Идея особого российского будущего.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение лекций и семинаров
  • неблокирующий Обобщающая оценка работы на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Обобщающая оценка работы на семинарах + 0.4 * Письменный зачет
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Креативные стратегии в рекламе, пер. с англ. Т. Виноградова, Л. Царук под общ. ред. Ю. Каптуревского, 7-е изд., 384 с., Джулер, Д. А., Дрюниани, Б. Л., 2002
  • Мыло, секс и сигареты : история американской рекламы, Сивулка, Д., Волковой, Л. А., 2002
  • Основы рекламоведения, Медведева, Е., 2003
  • Система вещей, Бодрийяр, Ж., Зенкина, С. Н., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конец знакомого мира. Социология XXI века, Валлерстайн, И., Иноземцева, В. Л., 2003
  • Современная реклама : пер. с англ., Бове, К. Л., Аренс, У. Ф., 1995