• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
2020/2021

Экономическая теория инновационного предпринимательства и принятие бизнес решений

Статус: Факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Зухба Даур Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Знание концепций экономической теории инноваций и умение использовать их на практике является важным фактором конкурентоспособности специалистов в области экономики, управления, логистики и ряда других сфер профессиональной деятельности. Наш факультатив является одним из относительно редко реализуемых университетских курсов системного рассмотрения этих экономико-теоретических знаний и формирования у слушателей соответствующих практико-ориентированных навыков и компетенций. В настоящее время существует определенный общественный консенсус относительно признания того, что деятельность предпринимателя, в особенности инноватора, вносит важный вклад в экономический рост и экономическое (также как и социальное и иные виды) благосостояние. Понятно также, что если в историческом прошлом роль инноваторов была относительно не велика, то в современных условиях она становится с каждым годом все важнее и, что представляет отдельный исследовательский и прикладной интерес, становится с каждым годом все более и более значимой. Это привело к формированию в экономической теории последних десятилетий нескольких важнейших концепций как на микро-, так и на макро- экономическом уровнях и возникновению соответствующих им новых возможностей и инструментов в принятии бизнес решений. Предлагаемый курс должен помочь слушателям сформировать компетенции и навыки, связанные с пониманием многих серьезных концепций современного экономико-теоретического анализа, так и с открывающимися в связи с этим новыми возможностями принятия профессиональных практических решений. В рамках курса мы рассмотрим эволюцию развития теоретических положений об инновационном предпринимательстве в экономической науке. При этом на каждом этапе изучения курса мы будем обсуждать прикладные междисциплинарные аспекты применения рассматриваемых концепций на практике. В частности будет показано, что наиболее плодотворные исследования в рамках экономической теории благосостояния осуществляются в рамках динамического / межвременного, а не стационарного анализа. Будут проанализированы причины сосуществования и активного взаимодействия крупных и мелких инновационно активных предприятий, предпосылки и механизмы постоянного эволюционного изменения экономической системы. Особое внимание будет уделено также механизмам ценовой дискриминации, институтам, детерминирующим возможности инновационного предпринимательства в различных историко-культурных обстоятельствах и национальных экономических системах, динамику экономического роста и экосистему инноваций в конкретной стране. Исторические корни выбора предпринимательской деятельности. Таким образом факультатив носит мировоззренческий и междисциплинарный характер, комбинирует теоретическое и практико- ориентированное обучение. Он будет полезен не только студентам экономических специальностей, но и всем, кто интересуется развитием иновационного предпринимательства, принятием обоснованных бизнес решений в инновационной экономической системе. Курс будет стимулировать развитие его слушателями собственных междисциплинарных и профессиональных исследований и принятие на этой основе эффективных бизнес решений в будущем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель данного междисциплинарного курса – познакомить студентов c современными экономическими концепциями инновационного предпринимательства и с использованием открывающихся новых возможностей принятия профессиональных практических решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание основных этапов экономической теории инновационного предпринимательства и возможности их практического применения
  • понимание инвариант структуры инновационной экономики
  • Умение использовать открытые инновации
  • Умение выявлять ценность инноваций с использованием методологии CustDev
  • Умение анализировать принудительную ценовую дискриминацию на рынках инноваций.
  • Умение применять теорию игр к анализу инновационной отрасли.
  • Принятие решений относительно экстерналий инноваций
  • Использование моделей диффузии инноваций для принятия управленческих хозяйственных решений
  • Понимание возможностей применения модели созидательного разрушения
  • Умение использовать методологию и модели эволюционной экономики к практике инновационной деятельности
  • Умение анализировать роль институтов в формировании и развитии инновационности хозяйственных систем на различных этапах исторического процесса.
  • Умение анализировать причины роста и упадка отдельных отраслей и производств
  • Умение использовать форсайт в принятии управленческих и хозяйственных решений.
  • Понимание возможностей использования преимуществ инновационной экосистсемы для реализации собственных предпринимательских проектов.
  • Использование моделей управления инновациями в условиях неопределенности. Канва бизнес модели. Гартнеровские модели
  • Понимание концепции национальных чемпионов и возможностей ее практического применения.
  • Понимание и умение использовать существующие инструменты реализации инноваций.
  • Понимание макроэкономических теорий роста и принятия на их основе политических и хозяйственных решений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ретроспектива инновационного предпринимательства, его осмысления в экономической теории и применимости в практике хозяйствования
    Предложение инновационного предпринимательства. Отторжение новшеств. Почему инноваторы могут выигрывать в конкурентной борьбе?
  • Тема 2. Симбиоз Давида и Голиафа или инварианты структуры инновационной экономики
    Характеристики экономики, благоприятствующей для различных видов инновационной деятельности и создающих для нее адекватную внешнюю среду. Причины длительного сосуществования крупных и малых инновационных предприятий. Разделение труда для новаторов. Эпохальные vs инкрементные инновации. Роль государства, НИИ и университетов.
  • Тема 3. Как и почему общество стало раздаривать инновации и кто на этом может заработать: открытые инновации и закон Бэя-Доуэла.
    Феномен открытых инноваций и его экономическая целесообразность. Микромотивы и макропоследствия принятия законов, аналогичных закону Бэя Доуэла Как такое поведение государства и контрагентов влияет на предпринимательство во всех секторах экономики.
  • Тема 4. Статическая микротеория инноваций.
    Изобретения и предпринимательство: мотивация к деятельности и ценообразование. Оптимальность по Рамсею и дискриминационное ценообразование. Рыночное вознаграждение лидеров.
  • Тема 5. Олигополистические игры Чёрной Королевы
    Олигополистические игры Чёрной Королевы Рыночный механизм принуждения к ценовой дискриминации для инновационных олигополий. Историческая динамика институтов, поддерживающих инноватора на персональном уровне. Стимулы к созданию и развитию производительного и инновационного предпринимательства. Механизм венчурного предпринимательства. Почему собственники продают стартапы? Фирмы-«Голиафы», дорабатывающие инновации. Гонка в инновационной сфере.
  • Тема 6. Матрицы выигрышей в играх Чёрной королевы
    Применение теории игр к инновационной отрасли. Простая матрица выигрышей участников. Её модификация в модели ломанной кривой денежной выручки. Формирование новой нормы расходов на НИОКР в отрасли и эффект храповика.
  • Тема 7. Экстерналии инноваций
    Оптимальность, выбор между ростом и распределением, неединовременная Парето – оптимальность, её диапазон. Принятие выгодных с точки зрения общества инноваций. Субсидии Пигу, потребительские излишки и единовременные трансферты
  • Тема 8. Диффузия инноваций и конкуренция новаторов, консерваторов и имитаторов.
    Стимулы к распространению изобретений. Как диффузия инноваций быстро меняет поведение экономических акторов. Конкуренция новаторов, консерваторов и имитаторов.
  • Тема 9. Созидательное разрушение.
    Баланс выгод и негативных последствий созидательного разрушения и его динамика. Вклад Й.А. Шумпетера в развитие экономической теории инноваций.
  • Тема 10. Эволюционная экономика.
    Рутины, мутации и отбор. Симуляционное компьютерное моделирование. Вклад Р. Нельсона и С. Уинтер в развитие экономической теории инноваций. Роль эволюционной методологии для понимания динамики инновационного предпринимательства. Зависимость от пути развития, эффект колеи и конкуренция на рынках инноваций.
  • Тема 11.Макро теории экономического роста и их применение
    Макроэкономические теории роста и принятие на их основе политических решений. Бизнес решения как реакция выработку экономической политики роста. Причины расширяющегося распространения инновационного предпринимательства.
  • Тема 12. Институты и путь к современной инновационной экономике.
    Инновационность как условие конкурентоспособности. Возможность лидерства на макро и микроуровнях. Может ли быть выгодным догоняющее развитие? Экономическая конкуренция как игра Чёрной Королевы и зарождение производительного предпринимательства.
  • Тема 13. Историческая динамика развития отраслей и производств.
    Причины роста и упадка отдельных отраслей и производств. Зерно и нефть в экономической истории: показательные уроки. Роль форсайта в хозяйственном развитии.
  • Тема 14 Инновационная экосистема
    Что такое инновационная экосистема? Элементы экосистемы инноваций. В чем выгоды специализации? Институты vs организации инновационного развития. Как выбирали институты для стимулирования инноваций в России? Почему РВК? РВК в России и альтернативные институты взращивания инноваций в мире.
  • Тема 15.Новые инструменты управления инновациями.
    Тема 15.Новые инструменты управления инновациями Как управлять полной неопределенностью: канва бизнес модели. Гартнеровские модели. Интеграция: загадка скрытых чемпионов. Национальные и региональные чемпионы России. Что мы уже можем делать лучше всех. И, главное, почему? Можно ли удержать конкурентное преимущество в новациях надолго.
  • Тема 16. Инновации в управлении инновациями.
    Тема 16. Инновации в управлении инновациями Нужны ли вам лично инновации? И если да, то, как их реализовать? Вышка инновационная.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Домашняя работа + 0.5 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дары Афины : историч. истоки экономики знаний, Мокир, Дж., Эдельмана, Н., 2012
  • Лекции по экономическому росту, Лукас, Р. Э., 2013
  • Микротеория инновационного предпринимательства, Баумоль, У., Каптуревского, Ю., 2013
  • Открытые инновации : создание прибыльных технологий, Чесбро, Г., Егорова, В. Н., 2007
  • Построение бизнес - моделей, Остервальдер, А., Пинье, И., 2015
  • Скрытые чемпионы 21 века : стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка : спец. версия для издания в России, Симон, Г., Юданова, А. Ю., 2015
  • Стартап : настольная книга основателя, Бланк, С., Дорф, Б., 2017
  • Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Шумпетер, Й., Автономова, В. С., 2007
  • Эволюционная теория экономических изменений, Нельсон, Р. Р., Уинтер, С. Дж., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • John Newbigin. (2019). The creative economy - where did it come from and where is it going? Chapters, 21. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.elg.eechap.18292.1
  • Введение в теорию современного экономического роста. Кн.1: ., Асемоглу, Д., 2018
  • Введение в теорию современного экономического роста. Кн.2: ., Асемоглу, Д., 2018
  • Инновации: ключ на старт : экосистема венчурных компаний посевного цикла: состояние и перспективы, Петреченко, В., Митин, Ю., 2010
  • Институты и путь к современной экономике : уроки средневековой торговли, Грейф, А., Кушнаревой, И., 2013
  • Разработка ценностных предложений : как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг..., Остервальдер, А., 2018
  • Эволюционная теория экономических изменений, Нельсон, Р., Уинтер, С., 2000