• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Теория отраслевых рынков

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Почему на одних рынках среди продавцов преобладают крупные международные компании, а на других – небольшие локальные производители? Как связаны размер фирмы и способность организовать управление внутри компании? Почему продавцы так много денег тратят на рекламу, вообще ничего не сообщающую о характеристиках продукта? Многие производители безразличны к условиям перепродажи своего товара дилерами, а другие вовсе нет – почему? Курс отвечает на эти и некоторые другие вопросы. Темы курса включают: факторы, влияющие на размер и внутреннюю организацию фирм, инструменты регулирования монополий и их эффективность, закономерности конкуренции и отказа от конкуренции (включая сговор), эмпирическая оценка интенсивности конкуренции на рынках, инструменты и результаты неценовой конкуренции, вертикальная организация рынков, влияние асимметрии информации на рынки, формирование структуры рынка в результате входа и выхода продавцов, влияние структуры рынка на стимулы к инновациям, сетевые эффекты потребления. Курс сочетает изучение теоретических моделей, подходов к их эмпирическому тестированию и результатов такого тестирования, а также приложения выводов теории к анализу конкретных ситуаций в поведении компаний и конкурентной политике. Успешное изучение курса предполагает владение основами микроэкономического анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние, познакомить с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков и конкурентной политики.
  • Изучить методы и компоненты современной теории отраслевых рынков (Industrial Organization) как теоретического объяснения рыночных стратегий продавцов на рынках и использования методов и аргументов теории отраслевых рынков при планировании и проведении конкурентной политики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
  • Сравнивает использование моделей стратегического взаимодействия с точки зрения оценки ценовой конкуренции.
  • Сравнивает подходы к моделированию поведения и стратегического взаимодействия продавцов
  • Выделять факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Монополия и регулирование
    Цена монополиста и общественный оптимум. Цена монополиста на рынках товаров, связанных по производству. Цена монополиста на рынках товаров, связанных спросом. Платформы. Цена монополиста при наличии многосторонних сетевых эффектов. Стратегии монополиста на рынках производных благ. Товары длительного пользования и межвременная конкуренция. Проблема Коуза. Политика обновления и запланированного старения.
  • Ассортиментная политика и качество
    Моделирование вертикальной и горизонтальной дифференциации продукта. Ассортимент: воздействие монополиста на общественное благосостояние. Проблемы качества: моральный риск и неблагоприятный отбор. Сигнализированные качества. Условия разделяющего равновесия. Проблемы качества в тарифном регулировании.
  • Ценовая дискриминация
    Групповые цены (ценовая дискриминация третьего типа). Меню цен и самоотбор. Межвременная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация, связанная с качеством. Связанные продажи. Ценовая дискриминация и общественное благосостояние. Оценка ценовой дискриминации в практике применения антимонопольного законодательства (Россия).
  • Вертикальные ограничения.
    Вертикальные ограничения как способ нейтрализации вертикальных и горизонтальных внешних эффектов. Достаточность вертикальных ограничений. Влияние вертикальных ограничений на конкуренцию и благосостояние. Сравнительные преимущества вертикальных ограничений и их воздействие на благосостояние в условиях неопределенности относительно спроса и затрат.
  • Ценовая конкуренция в краткосрочном периоде
    Стратегические субституты и стратегические комплементы. Ценовая конкуренция и двухпериодное взаимодействие. Использование моделей Курно и Бертрана для объяснения факторов, влияющих на цены на рынках олигополии. Слияния: воздействие на цены и издержки. Компромисс Уильямсона и оценка эффектов слияний. Индекс GUPPI для оценки эффектов слияний.
  • Ценовая конкуренция в долгосрочном периоде и молчаливый сговор
    Сговор и условия его устойчивости. Пересмотр цен и устойчивость сговора. Практика, облегчающая поддержание сговора. Антимонопольные запреты на горизонтальные соглашения и практика их применения. Система санкций за участие в жестких (hard-core) картелях. Программа ослабления наказания: воздействие на стимулы участников соглашений.
  • Вход и ограничения входа
    Состязательность и борьба за истощение. Необратимые затраты и издержки входа. Предоставление, сдерживание и блокирование входа. Мощности, обучение, дифференциация продукта и контрактные обязательства как инструменты предотвращения входа. Парадокс хищничества. Сдерживание входа и хищничество в условиях асимметрии информации об издержках.
  • Исследования, разработки и патентная защита
    Расходы на исследования и инновации при монополии и конкуренции. Случай радикальных и нерадикальных инноваций. Патентные гонки и выбор технологии. Патентные пулы. Опережающие инновации. Политика в отношении параллельного импорта. Модели исчерпания прав
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за прохождение МООС "Теория отраслевых рынков"
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Оценка за прохождение МООС "Теория отраслевых рынков" + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bergh, R. V. den. (2017). Comparative Competition Law and Economics. [N.p.]: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1815134
  • Tirole, J. (1988). The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=11386

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eisenmann, T., Parker, G., & Alstyne, M. W. V. (2006). Strategies for Two-Sided Markets. Harvard Business Review, 84(10), 92–101. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=22316862
  • Morris, D. (1977). Theory of the Firm/Theory of the Firm/The Theory of the Firm/Modern Managerial Economics/Managerial Economics/Introduction to Process Economics/An Introduction to Industrial Economics/Industrial Organization/The Strategy and Structure of British Enterprise/The Economic System/Economic Policy/An Introduction to Applied Economics/Disequilibrium Economics. Journal of Management Studies (Wiley-Blackwell), 14(1), 105–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4555251