• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Современное образование: подходы и практики

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Майнор разработан для тех, кто рассматривает возможность стать современным преподавателем или просто хочет получить универсальный навык эффективно передавать свои знания другим людям, инициировать и сопровождать их обучение и развитие. Подобно тому как выдающийся спортсмен не всегда становится хорошим тренером, отличных знаний в своей профессии недостаточно, чтобы быть преподавателем. Это особенно очевидно сейчас, когда благодаря развитию интернета, знания в самых разных областях стали доступны как никогда, и на первый план выходит обладание навыком помощи в их освоении. Наш майнор познакомит вас с современными методами и технологиями обучения, принципами дизайна учебных курсов, особенностями передачи знаний людям разных возрастов и лучшими практиками преподавания, использующимися в России и за рубежом от детского сада до вуза. В конечном итоге вы сможете уверенно войти в любую аудиторию в качестве педагога или преподавателя, основать свой образовательный стартап. И вы сможете применять современные цифровые инструменты и технологии в образовательной практике с учетом целей и содержания образования, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. По итогам майнора студенты будут иметь льготы при поступлении на программу магистратуры «Педагогическое образование». Образование сегодня во многом определеяет будущее - завтра каждого из нас и всех вместе. При этом образование - как оно организовано, какое содержание в себе несет, во многом пришло из прошлого. Что такое "современное образованеи"? Чему оно должно отвечать? Как из прошлого в настоящем опережать будущее? Какие подходы и практики в образовании передовые? Каково будущее образования? Над этими вопросами будет вестись дискуссия на курсе с опорой на актуальные исследования, разработки и практики образования. Курс выстроен "сверху вниз": от высшего образования к детскому саду - по всем ступеням образования. Особое внимание уделяется цифровизации образования с учетом уровня образования - возможностям и ограничениям цифровых средств обучения. Лекции ведутся исследователями и разработчиками современных подходов и технологий в образовании, руководителями образовательных организаций различных ступеней образования - как встреча с новыми горизонтами образования "от первого лица". На семинарских занятиях будут на себе применяться различные подходы и технологии образования, применяемые в различных педагогических системах. Это позволит студентам пережить вариативные технологии обучения на себе, в пробном действии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о всех элементах системы образования. Ознакомление с современными образовательными технологиями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знакомы со структурой курса, готовы к выполнению заданий.
  • Знакомство с системой высшего образования с исторической точки зрения. Переход на Болонскую систему. Перспективы развития
  • Готовы использовать основные цифровые инструменты для проектирования занятий
  • Представляют и различают модели организации обучения в старшей школе. Анализируют различные модели организации старшей школы в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
  • Называют задачи и сложности организации обучения в основной школе. Анализируют системы образования в основной школе в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
  • Анализ вызовов к системе образования в период пандемии. Первые итоги.
  • Система школ международного бакалавриата. Принципы работы.
  • Применение цифровых инструментов обучения в начальной школе: некоторые особенности
  • Дошкольное образование как часть системы образования
  • История развития системы дополнительного образования. Современная система дополнительного образования
  • Основные сложности в коммуникации между основными участниками образовательного процесса. Возможные пути преодоления
  • Основные особенности применения и преподавания по технологии «Перевёрнутый класс»
  • Отражение роли педагога в воспитательном процессе в кинематографе
  • Особенности технологии и некоторые приемы работы по представленной технологии/технологиям
  • Различные системы образования: авторские, национальные
  • Особенности обучения и некоторые приемы технологии "РКМЧП"
  • Особенности организации игры как основы образовательной деятельности в дошкольном учреждении
  • Сравнение некоторых педагогических систем одного временного периода, но в разных странах
  • Оценка задания по критериям
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Представление программы
    Цели и задачи курса, структура занятий, аттестация по курсу, список литературы.
  • Актуальные проблемы развития систем высшего образования. Включение как ступени высшего образования аспирантуры
    Знакомство с системой образования начинаем со ступени высшего образования. Начинаем знакомство с логики развития массового образования в историческом контексте.
  • Про цифровые инструменты и цифровую дидактику в высшем образовании
  • Старшая школа: современные модели. Лицей ВШЭ – логика развития
    Рассматриваются различные модели старшей школы
  • Средняя школа
    Дидактический принцип учета индивидуальных особенностей учащихся: от Яна Амоса Каменского (Великая дидактика) и Жан-Жака Руссо (Эмиль, или о воспитании) до современного личностно-ориентированного обучения с использованием PLP (Personal Learning Portal) и ITS (Intellectual Learning Systems), включая промежуточные решения - Ланкастерскую систему, Дальтон-план, ГУС-план, программированное обучение, систему полного усвоения, PLATO, обучающие программы, МУКи, онлайн обучение и так далее"
  • Общее, высшее образование
    Образование в ситуации пандемии: актуализация перехода на цифровые инструменты
  • Общее, высшее образование
    Образование в ситуации пандемии: актуализация перехода на цифровые инструменты
  • Международные системы образования
    Развитие системы международного бакалавриата (от старшей школы к начальной)
  • Начальная школа
    Цифровые инструменты обучения в начальном образовании
  • Дошкольное образование
    История и современность дошкольного образования. Вклад в образование в раннем возрасте и экономические эффекты
  • Дополнительное образование
    Дополнительное образование: история и современные тренды. Цифровые инструменты в дополнительном образовании
  • Тренинг по коммуникации
    Проводится на платформе MSTeams. Знакомимся, озвучиваем свои ожидания и запросы на курс. Ставим цели
  • Современные методики обучения.
    Перевернутый класс
  • Образ учителя в современной культуре
    Обсуждение фильмов: Общество мертвых поэтов, Доживем до понедельника
  • Современные методики обучения
    Проектное обучение, проблемное обучение
  • Современные методики обучения
    Ротация станций, ротация лабораторий
  • Современные методики обучения
    Дальтон-план
  • Об образовании в современном мире
    Обсуждение книг: Пасси Сальберг Финские уроки, И. Фрумин Тайны школы​
  • Современные методики обучения
    Развитие критического мышления через чтение и письмо
  • Начальная школа
    Игра как основной вид деятельности. Разные точки зрения на игру в дошкольном возрасте.
  • Об образовании в исторической логике развития
    Обсуждение книг: Флаги на Башнях, Воспитание свободой
  • Итоговое занятие
    Представляем итоговое задание по группам
  • Итоговое занятие
    Представляем итоговое задание по группам
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активное участие в семинарах
  • неблокирующий Анализ информационных источников
  • неблокирующий Выполнение итогового задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активное участие в семинарах + 0.2 * Анализ информационных источников + 0.5 * Выполнение итогового задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боуэн Уильям Г. Высшее образование в цифровую эпоху / Г. Уильям. - Москва : ВШЭ, 2018. - 348 с. - ISBN 978-5-7598-1518-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362057/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Косарецкий Сергей Геннадьевич, Куприянов Борис Викторович, & Филиппова Дарья Сергеевна. (2016). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B5C45C
  • Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учеб. для высш. и сред. учеб. заведений, Котова, И. Б., Шиянов, Е. Н., 1999
  • Томас Г. Образование: Очень краткое введение / Г. Томас. - Москва : ВШЭ, 2016. - 176 с. - ISBN 978-5-7598-1323-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/353006/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коэн Д.К. Ловушки преподавания / Д.К. Коэн. - Москва : ВШЭ, 2017. - 414 с. - ISBN 978-5-7598-1520-4. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362068/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.