• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Образовательный опыт как продукт: поиск и тестирование идеи стартапа

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Цели освоения дисциплины для студента - (1) научиться использовать методики изучения аудитории и создания прототипов образовательных продуктов через прямое проектирование или исследовательскую работу, а также (2) актуализировать свое предпринимательское мышление, сформировать продуктовый подход при работе с образовательными контекстами. В курсе рассматриваются ключевые методики поиска идей (трендвотчинг, дизайн - мышление), генерирования и тестирования гипотез (HADI-циклы), сегментации и исследования аудиторий клиентов и стейкхолдеров, создания дерева метрик и работы с учебной и продуктовой аналитикой. В курсе будут освещены принципиальные для создания образовательных продуктов контексты: проведен экскурс в теории обучения, рассмотрены азы возрастной психологии и ведущих дисциплин об обучении (learning sciences) (в том числе мотивационного и instructional design). В ходе курса студенты реализуют один сквозной проект на основе предложенного им брифа (описания) от внешнего заказчика или от Лаборатории инноваций в образовании. В ходе работы над брифами студенты создают концепцию/ прототип образовательного продукта (например, курса), который могут представить в преакселераторе Конкурса инноваций в образовании (КИвО), либо проводят исследование, итогом которого является аналитический продукт или коммуникационный проект.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель изучение дисциплины - сформировать у студентов продуктовый подход при разработке собственного образовательного проекта или проведении исследований в области образования. Используя инструментарий продуктового подхода в целом и в образовательном контексте в частности студенты выполняют один сквозной проект – создают концепцию образовательного стартапа или аналитического продукта (примеры исследований: сравнение практик в области инноваций в РФ и других странах по разработанным критериям; мониторинг выживаемости проектов – финалистов КИвО; ведущие практики акселерации проектов; рэнкинги инновационности регионов в сфере образования и др).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • практикует различные методики поиска идей (трендвотчинг, дизайн- мышление, сервис-дизайн, CRAFT/ ED) для продуктов в сфере образования;
  • осваивает продуктовый подход в образовании: определяет круг стейкхолдеров, формулирует ценностное предложение образовательного продукта с опорой на инструменты value proposition canvas, persona model, JTBD);
  • ориентируется в типах продуктов, востребованных в сегодняшнем образовании (образовательный опыт, образовательная программа, аналитика, консалтинг и др.);
  • создает дизайн и проводит предпроектное исследование на основе кабинетных и полевых методов (cusdev, опросы); ориентируется в ключевых контекстах создания продуктов в образовании (теории обучения, андрогогика, персонализация в
  • ориентируется в ключевых контекстах создания продуктов в образовании (теории обучения, андрогогика, персонализация в образовании, экспансия педдзизайна, возможности ed tech и др)
  • создает дерево базовых метрик для образовательного продукта;
  • описывает модель юнит-экономики продукта на базе P&L;
  • понимает устройство проектной команды при создании разных типов продуктов, описывает skillset современных профессий в образовании;
  • строит cjm / sjm образовательного продукта;
  • “собирает” mvp и планирует ближайшие шаги по его тестированию
  • создает дизайн и проводит предпроектное исследование на основе кабинетных и полевых методов (cusdev, опросы)
  • ориентируется в ключевых контекстах создания продуктов в образовании (теории обучения, андрогогика, персонализация в образовании, экспансия педдзизайна, возможности ed tech и др);
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Продуктовый подход в образовании. Типы продуктов.
  • Тема 2. Бизнес - модели в образовании. Традиционные и инновационные бизнес-модели. Lean canvas Остервальдера.
  • Тема 3. Поиск идеи проекта. Дизайн-мышление и дизайн-исследования в трендвотчинге. Источники данных.
  • Тема 4. Сегментация аудитории и построение сценариев. Персона-модель, JTBD, mindset. Ценностное предложение (value proposition canvas)
  • Тема 5. Исследования при создании продуктов. Маркетинговые, социологические и этнографические методы определения аудитории (customer development, глубинные интервью, persona модель). HADI-циклы. Вопрос, гипотеза, метод.
  • Тема 6. Стейкхолдеры и клиенты в образовании: ученик, родитель, преподаватель, формальная система (государство), общество. Новые ниши в образовании. Кейсы.
  • Тема 7. Теории обучения. Основы проектирования образовательного опыта. Обзор алгоритмов.
  • Тема 8. Продуктовая, учебная и контентная аналитика. Метрики.
  • Тема 9. Опыт студента. Создание CJM / SJM.
  • Тема 10. Новые профессии в образовании. Продуктовые команды в современных образовательных проектах. Компетенции и скиллсеты.
  • Тема 11. Прототипирование и minimum viable product (MVP). Обзор и выбор технологических решений.
  • Тема 12. Презентация идеи стартапа/ продукта на Яслях КИВО / для аудитории майнора.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Домашние задания по проекту
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Домашние задания по проекту + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Тест + 0.2 * Работа на семинарах + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
  • Э.Рис - Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели - Альпина Паблишер - 2017 - ISBN: 9785961433913 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/966

Рекомендуемая дополнительная литература

  • А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - Альпина Паблишер - 2017 - ISBN: 9785961423457 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/351
  • Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов: Учебное пособие / Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 432 с.: ISBN 978-5-9614-5665-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912217
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Р.Фитцпатрик - Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут - Альпина Паблишер - 2017 - ISBN: 9785961447521 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/12380