2021/2022
Введение в гендерные исследования
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Гендерные исследования - предметная область, релевантная в исследовании общества, культуры и жизни человека во времени и социальном пространстве. Междисциплинарность имеет решающее значение в исследованиях гендерных вопросов. Темы и проблемы, которые мы будем изучать в рамках курса «Введение в гендерные исследования», не лимитированы дисциплинарными границами. Мы покажем, как гендерные исследования не только создавали новые концепции и методологии, но также разрабатывали пути и формы интеграции предметных областей и дисциплин, ранее строго разделенных, и, таким образом, устанавливали новые базовые парадигмы, делая видимыми важные «недостающие связи» между аспектами жизни человека, социальными структурами и мотивами действий.
Цель освоения дисциплины
- Мы покажем, как гендерные исследования не только создавали новые концепции и методологии, но также разрабатывали пути и формы интеграции предметных областей и дисциплин, ранее строго разделенных, и, таким образом, устанавливали новые базовые парадигмы, делая видимыми важные «недостающие связи» между аспектами жизни человека, социальными структурами и мотивами действий.
- познакомить студентов с основными направлениями исследований и базовыми концепциями в рамках гендера и политики (политическое представительно, policy fomation, международные отношения)
Планируемые результаты обучения
- знает основные индексы и инструменты измерения гендерного неравенства в государствах
- знает основные исследовательские стратегии по оценке политического курса в области гендерного неравенства
- знает основные понятия гендерной теории в области публичного управления населения – умеет применять гендерный анализ при оценке публичного управления – понимает взаимосвязь гендреного фактора и трансформаций в этой области
- знает основные понятия психологической гендерной теории – умеет применять гендерный психологический анализ – понимает взаимосвязь гендреного фактора и трансформаций в этой области
- знать основные современные гендерные подходы: постмодернизм, транснационализм, интерсекционализм, квир-теория.
- имеет представление о взаимоотношении представленийй о гендере, материнстве, отцовстве, рождаемости, медицинских аспектах рождаемости в свете гендерной теории
- ориентироваться в основных социологических теориях гендерных различий
- понимает взаимосвязь гендреного фактора и режимных трансформаций
- Уметь ориентироваться в круге понятий - роли, стереотипы, гендер, гендерные отношения, гендерный порядок, гендерный режим, гендерная система, гендерный контракт
Содержание учебной дисциплины
- Гендер и политика: международные отношения и режимные трансформации
- Социология гендера – общее описание и круг понятий
- История становления социологии гендера и институционализация направления
- Социологические теории гендерных различий
- Гендер и воспроизводство населения
- Гендер в публичном управлении. Женщины и мужчины на госслужбе
- Что и как изучает гендерная психология? Сексизм как феномен межгрупповых отношений (или Сексизм: как и зачем его изучают в психологии)
Элементы контроля
- Активность на семинарах за 1-ый модуль
- Онлайн-презентация
- Эссепри первой и второй пересдаче пересдается только экзамен (эссе) по заданиям, аналогичным приведенным для основного экзамена. Оценка за предмет выводится с учетом накопленной по той же формуле, что и при сдаче экзамена в срок
- Оценка за второй модуль
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Оценка за второй модуль + 0.2 * Активность на семинарах за 1-ый модуль + 0.2 * Онлайн-презентация + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Arrighi, B. A., Pollitt, K., Nonn, T., Rogers, M. F., Reay, D., Mill, J. S., … Estrich, S. (2007). Understanding Inequality : The Intersection of Race/Ethnicity, Class, and Gender (Vol. 2nd ed). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=632280
- Pettman, J. (2015). Gender and World Politics. Australia, Australia/Oceania: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55C261F
- Под общ. ред. Ключко О. И. - ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 404с. - ISBN: 978-5-9916-9954-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gendernaya-psihologiya-i-pedagogika-436985
Рекомендуемая дополнительная литература
- Majchrowska, A., & Strawiński, P. (2016). Regional Differences in Gender Wage Gaps in Poland: New Estimates Based on Harmonized Data for Wages. Central European Journal of Economic Modelling and Econometrics (CEJEME), (2), 115. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbaz&AN=edsbaz.171431034
- Soskice, D. (2005). Varieties of Capitalism and Cross-National Gender Differences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CAFCCDD2
- Здравомыслова, Е., & Тёмкина, А. (2003). Государственное Конструирование Гендера В Советском Обществе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3FB9001