• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Введение в гендерные исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Гендерные исследования - предметная область, релевантная в исследовании общества, культуры и жизни человека во времени и социальном пространстве. Междисциплинарность имеет решающее значение в исследованиях гендерных вопросов. Темы и проблемы, которые мы будем изучать в рамках курса «Введение в гендерные исследования», не лимитированы дисциплинарными границами. Мы покажем, как гендерные исследования не только создавали новые концепции и методологии, но также разрабатывали пути и формы интеграции предметных областей и дисциплин, ранее строго разделенных, и, таким образом, устанавливали новые базовые парадигмы, делая видимыми важные «недостающие связи» между аспектами жизни человека, социальными структурами и мотивами действий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Мы покажем, как гендерные исследования не только создавали новые концепции и методологии, но также разрабатывали пути и формы интеграции предметных областей и дисциплин, ранее строго разделенных, и, таким образом, устанавливали новые базовые парадигмы, делая видимыми важные «недостающие связи» между аспектами жизни человека, социальными структурами и мотивами действий.
  • познакомить студентов с основными направлениями исследований и базовыми концепциями в рамках гендера и политики (политическое представительно, policy fomation, международные отношения)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные индексы и инструменты измерения гендерного неравенства в государствах
  • знает основные исследовательские стратегии по оценке политического курса в области гендерного неравенства
  • знает основные понятия гендерной теории в области публичного управления населения – умеет применять гендерный анализ при оценке публичного управления – понимает взаимосвязь гендреного фактора и трансформаций в этой области
  • знает основные понятия психологической гендерной теории – умеет применять гендерный психологический анализ – понимает взаимосвязь гендреного фактора и трансформаций в этой области
  • знать основные современные гендерные подходы: постмодернизм, транснационализм, интерсекционализм, квир-теория.
  • имеет представление о взаимоотношении представленийй о гендере, материнстве, отцовстве, рождаемости, медицинских аспектах рождаемости в свете гендерной теории
  • ориентироваться в основных социологических теориях гендерных различий
  • понимает взаимосвязь гендреного фактора и режимных трансформаций
  • Уметь ориентироваться в круге понятий - роли, стереотипы, гендер, гендерные отношения, гендерный порядок, гендерный режим, гендерная система, гендерный контракт
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Гендер и политика: международные отношения и режимные трансформации
  • Социология гендера – общее описание и круг понятий
  • История становления социологии гендера и институционализация направления
  • Социологические теории гендерных различий
  • Гендер и воспроизводство населения
  • Гендер в публичном управлении. Женщины и мужчины на госслужбе
  • Что и как изучает гендерная психология? Сексизм как феномен межгрупповых отношений (или Сексизм: как и зачем его изучают в психологии)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах за 1-ый модуль
  • неблокирующий Онлайн-презентация
  • неблокирующий Эссе
    при первой и второй пересдаче пересдается только экзамен (эссе) по заданиям, аналогичным приведенным для основного экзамена. Оценка за предмет выводится с учетом накопленной по той же формуле, что и при сдаче экзамена в срок
  • неблокирующий Оценка за второй модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Оценка за второй модуль + 0.2 * Активность на семинарах за 1-ый модуль + 0.2 * Онлайн-презентация + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arrighi, B. A., Pollitt, K., Nonn, T., Rogers, M. F., Reay, D., Mill, J. S., … Estrich, S. (2007). Understanding Inequality : The Intersection of Race/Ethnicity, Class, and Gender (Vol. 2nd ed). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=632280
  • Pettman, J. (2015). Gender and World Politics. Australia, Australia/Oceania: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55C261F
  • Под общ. ред. Ключко О. И. - ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 404с. - ISBN: 978-5-9916-9954-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gendernaya-psihologiya-i-pedagogika-436985

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Majchrowska, A., & Strawiński, P. (2016). Regional Differences in Gender Wage Gaps in Poland: New Estimates Based on Harmonized Data for Wages. Central European Journal of Economic Modelling and Econometrics (CEJEME), (2), 115. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbaz&AN=edsbaz.171431034
  • Soskice, D. (2005). Varieties of Capitalism and Cross-National Gender Differences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CAFCCDD2
  • Здравомыслова, Е., & Тёмкина, А. (2003). Государственное Конструирование Гендера В Советском Обществе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3FB9001