• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Критическое мышление

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Лаврухин Андрей Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по критическому мышлению является "локомотивом"; майнора "Критическое мышление: мораль, политика и наука"; поскольку знакомит студентов с основными принципами критического мышления, рациональной аргументации и доказательной полемики. Критическое мышление здесь понимается в трёх наиболее существенных его измерениях: когнитивном, эмоциональном и коммуникативном. Когнитивное измерение подразумевает формально-логическую и неформальную стороны критического мышления. Здесь студенты научаться выделять логическую структуру различных типов мышления и аргументации, следовать требованиям к обоснованию и доказательности своей точки зрения, смогут сравнивать и оценивать («взвешивать») аргументы. Эмоциональное измерение человеческого интеллекта подразумевает комбинированное умонастроение, созданное интеллектуальными эмоциями сомнения, удивления, недоверия и скепсиса. Оно позволяет нам взглянуть на реальность «без прикрас» и сделать важный шаг к обретению автономии мышления. Ключевой задачей здесь станет освоение знаний, умений и навыков управления эмоциями критического мышления. Коммуникативное измерение подразумевает умение использовать полученные знания и навыки ходе дискуссии (спора). Здесь мы сосредоточимся на изучении и освоении способов обнаружения наиболее распространенных ошибок и уловок, которыми люди часто пользуются в дискуссии, научимся строить убедительную, конструктивную и продуктивную коммуникацию. Все эти знания, умения и навыки пригодятся студентам как при написании квалификационных работ, так и для построения дальнейшей (академической и неакадемической) карьеры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Критическое мышление» является ознакомление студентов со структурой аргументов, методами их реконструкции и проверки, стратегиями аргументации и защиты от уловок оппонента. Для этого предполагается освоение логической основы аргументации и её критической оценки, знакомство с особенностями формы аргументов в естественном языке, а также с эвристическими приёмами, лежащими в основе обыденного и научного мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основы дедуктивной логики и индуктивных методов обоснования
  • Студент способен реконструировать, оценивать и корректировать аргументы
  • Студент способен выявлять неоднозначности, риторические приёмы, уловки и ошибки рассуждения и при необходимости избегать их
  • Студент владеет навыками риторического построения текста, содержащего аргумент, и его адаптации к целевой аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Что такое критическое мышление и чем оно важно?
  • Тема 2. Когнитивное измерение критического мышления
  • Тема 3. Эмоциональное и ценностное измерение критического мышления
  • Тема 4. Коммуникативное измерение критического мышления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен (тест)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен (тест) + 0.3 * Контрольная работа (тест) + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Т.Чатфилд - Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961420920 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/18472

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bowell, T., Cowan, R., & Kemp, G. (2020). Critical Thinking : A Concise Guide (Vol. Fifth edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240045