• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Служебная этика и конфликт интересов на государственной службе

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление кадрами государственных организаций)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление кадрами государственных организаций
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины «Служебная этика и конфликт интересов на государственной службе» базируется на следующих дисциплинах: Управление кадрами в государственном секторе; Правовые основы управления кадрами государственных организаций. Для успешного освоения дисциплины студенты должны: знать и уметь использовать, анализировать и контролировать исполнение нормативных правовых и иных документов в сфере профессиональной деятельности государственных служащих; знать принципы и методы управления кадрами на государственной службе; знать теорию общественного интереса и основные парадигмы государственного управления. В процессе изучения дисциплины студенты познакомятся с приоритетами международной и российской политики в сфере публичной добропорядочности, рассмотрят особенности и закономерности формирования института публичной этики, а также содержание принципов и норм служебной этики и этикета. Особое внимание в дисциплине уделяется практикам выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе и юридической квалификации сложных ситуаций в служебных отношениях. В частности, конфликты интересов будут рассмотрены в рамках административно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности, в сфере государственных закупок и управления публичной собственностью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представить студентам приоритеты международной и российской политики в сфере публичной добропорядочности;
  • Раскрыть особенности и закономерности формирования института публичной этики;
  • Рассмотреть содержание принципов и норм служебной этики и этикета, закрепленных в этических кодексах служебного поведения;
  • Сформировать у студентов навыки применения этических и этикетных норм в служебных отношениях;
  • Сформировать у студентов умения применять различные способы урегулирования конфликта интересов, в том числе разрабатывать в этих целях различные виды управленческих решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать приоритеты международной и национальной политики в сфере служебной этики и добропорядочности;
  • Понимать роль административных парадигм в эволюции института служебной этики;
  • Знать особенности и закономерности формирования института публичной этики;
  • Знать требования к служебному поведению государственных гражданских служащих, принципы и нормы служебной этики и этикета;
  • Знать меры предотвращения и способы урегулирования конфликта интересов;
  • Владеть навыками применения этических норм в общественных отношениях;
  • Владеть навыками применения этикетных правил на государственной службе;
  • Знать основные признаки конфликта интересов на государственной службе;
  • Владеть навыками выявления и квалификации конфликта интересов в служебных отношениях;
  • Уметь применять различные способы урегулирования конфликта интересов;
  • Уметь разрабатывать организационные, кадровые и иные виды управленческих решений с целью предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
  • Знать основные виды социальной, в том числе юридической, ответственности за нарушение норм служебной этики и требований к служебному поведение государственного гражданского служащего;
  • Знать современные практики предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Международная политика в сфере публичной этики
    Общественное доверие и эффективность государственной службы как вызовы международной политики в сфере служебной этики. Основные акты международных организаций (ООН, ОЭСР) в сфере служебной этики. Система и принципы публичной добропорядочности, рекомендуемые ОЭСР. Модели зрелости публичной добропорядочности. Имплементация и реализация международных принципов публичной добропорядочности в Российской Федерации.
  • Тема 2. Административные парадигмы и служебная этика
    Кризисы государственной службы и административные парадигмы Административные парадигмы (теория идеального государства, New Public Management, Good Governance) в формировании принципов и норм служебной этики. Теории общественного интереса и частного интереса как критерии оценки практической реализации парадигм и формирования института служебной этики.
  • Тема 3. Специфика формирования института этики государственной службы
    Понятие профессиональной культуры. Соотношение профессиональной культуры и служебной этики. Право, этика, этикет. Механизм формирования этики государственной службы: кодификация этических норм; отражение этических норм в сознании государственных служащих; применение этических норм в поведении служащих; контроль за применением этических норм; применение санкций за нарушение этических норм; обобщение практики применения этических норм. Виды этических кодексов в государственном управлении: единые (общие); учитывающие специфику политической деятельности; учитывающие специфику сфер деятельности; учитывающие специфику должностей разного уровня. Механизм применения этических норм в поведении служащих. Традиционные, целе-рациональные, ценностно-рациональные и аффективные решения государственных служащих как внешнее проявление степени осознанности этических норм. Виды контроля за применением этических норм.
  • Тема 4. Требования к государственному служащему и служебному поведению. Принципы служебной этики
    Требования к служебному поведению гражданского служащего. Запреты и ограничения, связанные с гражданской службой. Основные этические принципы поведения государственных служащих: служение государству, служение общественным интересам, уважение к личности, законность, лояльность к государству и общественным интересам, политическая нейтральность. Этика отношений руководитель-подчиненный. Этика горизонтальных отношений служащий-служащий. Требования служебного этикета к рабочему месту государственного служащего. Требования служебного этикета к внешнему виду и одежде государственного служащего. Речевой этикет.
  • Тема 5. Конфликт интересов в служебной деятельности
    Понятие и признаки конфликта интересов. Виды деятельности, при осуществлении которых может возникнуть конфликт интересов: осуществление организационно-распорядительных функций; осуществление административно-хозяйственных функций; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; распределение ограниченного ресурса; осуществление государственных закупок. Причины конфликта интересов.
  • Тема 6. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
    Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Организационные основы предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Комиссии по конфликту интересов: порядок формирования, функции, полномочия.
  • Тема 7. Ответственность за нарушение служебной этики и требований к служебному поведению
    Дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность гражданского служащего. Придание нарушения публичности. Влияние нарушения на карьерное продвижение.
  • Тема 8. Практики урегулирования конфликта интересов
    Административная и судебная практика урегулирования конфликта интересов при осуществлении организационно-распорядительных, контрольно-надзорных функций, в сфере осуществления государственных закупок и распоряжения ресурсами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы, домашние задания
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Выполнение самостоятельной работы, домашних заданий - 6 баллов. Эссе - 4 балла.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы : Россия, США, Англия, Австралия, Оболонский, А. В., 2002
  • Савинков В. И., Бакланов П. А. - ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СХЕМАХ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 148с. - ISBN: 978-5-534-08997-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-gosudarstvennoy-sluzhby-v-shemah-455143
  • Состояние и направления реформ российского госуправления. Препринт WP8/2017/03, Барабашев, А. Г., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Совершенствование публичного управления в России. Вып. 6: ., , 2012