• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Советское искусство второй половины ХХ века: теория и практика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Цель данного курса познакомить студентов с развитием искусства в СССР в период с 1950 по 1990-е гг. В фокусе курса будет период «Оттепели», искусство его предвосхищающее и последующее. Искусство периода 1960-х годов занимает уникальное положение в истории советского искусства, т.к. связано с новым витком в развитии российской художественной школы и определило формирование и развитие многих классиков российского искусства от Т.Т. Салахова до Д.Д. Жилинского. Кроме того, произведения мастеров советской школы составляют значительную долю художественного рынка, а некоторые художника стали даже своего рода брендом советского искусства. Эти и другие вопросы понимания и трактовки советского искусства в рамках советского и современного искусствознания будут рассматриваться в данном курсе. В лекционной части студенты будут знакомятся с развитием, основными тенденциями и именами художников; ключевыми работами; художественными организациями, определяющими развитие официальной живописной и скульптурной школы в СССР; группами, олицетворяющими неофициальное искусство; особенностями формирования собраний советской живописи в советский и пост-советский периода; а так же ключевыми произведениями. В семинарах акцент сделан на обсуждение непосредственном знакомстве студентов с произведениями в выставочных залах и запасниках музеев Москвы; с художниками и их мастерскими; с архивами государственных институций, таких как МОСХ, а так же работами ведущих критиков совтеского и постсоветского периода.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с основными этапами развития искусства и архитектуры в контексте историко-культурных процессов второй половины ХХ века, с творчеством крупнейших мастеров и художественными особенностями их произведений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • сформировать необходимый уровень профессиональной оценки и критическое понимание развития советского искусства второй половины XX века
  • знать основные этапы развития, магистральные направления и региональные школы, существующие в советском искусстве второй половины XX века
  • знать проблематику взаимосвязей и взаимовлияний в русском искусстве XX века
  • знать роль советского искусства второй половины XX века в современной культуре
  • знать эволюцию творчества наиболее знаковых для эпохи мастеров
  • знать крупнейшие коллекции советского искусства в России и за рубежом
  • овладеть понятийным аппаратом художественно-эстетических концепций
  • уметь самостоятельно интерпретировать явления советского искусства
  • уметь различать специфику национальных школ в советском искусстве второй половины XX века
  • свободно пользоваться ресурсами интернета и каталогами ведущих аукционов, галерей, музеев для получения и переработки информации, связанной с русским искусством XX века
  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • получить опыт презентации своего проекта перед профессиональным сообществом
  • получить практические навыки работы с современными российскими музеями и частными коллекциями, художниками, арт-критиками, специалистами аукционных домов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Общие проблемы изучения искусства XX века, периодизация.
    Основные периоды развития русского и советского искусства XX века. Вопросы периодизации и смены стилей, взаимодействие искусства с политикой и обществом. Главные имена и художественные центры. Историография искусства XX века. Советское искусство середины XX века Художественная жизнь 1940-1950-х годов. Круг тем и приемов в живописи. Искусство и власть. Социалистический реализм и попытки художественных экспериментов.
  • Искусство периода Великой Отечественной войны.
    Искусство в осажденных городах и на фронте. Москва в дни войны, художественная жизнь во время осады, маскировка города. Реакция искусства на политические потрясения. Плакат, станковая графика, живопись, скульптура. Фронтовое творчество. Искусство в эвакуации Эвакуация деятелей культуры художественных школ и ВУЗов, творческих институций, музейных фондов, театральных трупп, киностудий в Среднюю Азию и за Урал. Сохранение культурного наследия страны, формирование молодого поколения мастеров, возникновение новых художественных центров в регионах. Изобразительное искусство, театр, кино, музыка. Реэвакуация.
  • Искусство эпохи оттепели.
    Время перемен Искусство послесталинского десятилетия. Постепенное освобождение культуры от догматических нормативов и идеологических стереотипов сталинского времени, изменение системы ценностей, появление нового художественного языка. Знакомство с современным мировым искусством. Зарубежные выставочные проекты. Выставка «30 лет МОСХ» и ее последствия. Суровый стиль История термина, формальные особенности и художественные ориентиры направления. Творчество крупнейших мастеров сурового стиля: живопись, графика, скульптура. Ключевые выставки и художественная практика. Основные этапы эволюции направления, индивидуальные варианты развития сурового стиля.
  • Искусство после оттепели.
    Архитектура и монументальное искусство Постановление о борьбе с излишествами в архитектуре. Изменение облика города, новые материалы и конструкции в архитектуре. На смену сталинскому ампиру и парадным ансамблям приходят типовые панельные дома с малометражными квартирами. Возвращение к модернизму. Градостроительное развитие Москвы. Монументальное искусство (Николай Андронов, Виктор Эльконин, Андрей Васнецов). Другое искусство Зарождение и развитие андеграундного искусства в СССР. Элий Белютин и художники студии «Новая реальность» (лидеры, программа, педагогическая система), «Лианозовская группа» и группа «Движение», их основные представители и творческие установки. Крупнейшие художники-нонконформисты (живопись, графика, скульптура): Оскар Рабин, Олег Целков, Владимир Немухин, Василий Вейсберг, Дмитрий Краснопевцев, Дмитрий Плавинский, Владимир Янкилевский, Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Вадим Сидур, Эрнст Неизвестный.
  • Искусство 1970-1980-х годов.
    Поиск новых образов и художественных практик. Диалог искусства с жизнью, использование языка древнерусской иконы и фрески, искусства северного и итальянского Возрождения, современных направлений западного искусства. Основные направления и крупнейшие представители. Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Ольга Булгакова, Александр Ситников, Андрей Волков, Александр Петров. Архитектура 1970-1980-х годов. Искусство региональных школ и союзных республик Проблема национального и интернационального развития советского искусства второй половины XX века. Искусство Прибалтики, Средней Азии, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Украины, Молдавии, Армении, Белоруссии. Практика распределения выпускников художественных ВУЗов Москвы и Ленинграда.
  • Московский концептуализм.
    Теория и практика концептуализма. Работа с информацией, роль текста и фотографии в новой эстетике. Илья Кабаков, Эрик Булатов, Иван Чуйков, Виктор Пивоваров. Группа «Коллективные действия» и Андрей Монастырский. Виталий Комар, Александр Меламид, Дмитрий Пригов, Леонид Соков, Александр Косолапов и создание соц-арта. Лекция проходит в основной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.
  • Искусство и критика 1990-2000-х годов.
    Основные тенденции развития изобразительного искусства и архитектуры. Новая российская живопись. Распространение художественных идей, взаимопроникновение различных направлений и практик. Использование опыта предшествующих поколений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Устный доклад на семинаре с прилагаемым текстом объёмом 3-4 тысячи знаков без пробелов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационная оценка ставится за выступление по защите авторского проекта перед преподавателем и приглашенными специалистами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Доклад + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Groĭs, B., & Erjavec, A. (2003). Postmodernism and the Postsocialist Condition : Politicized Art Under Late Socialism. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108456
  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Roberts, P. (1994). George Costakis : A Russian Life in Art. Ottawa: MQUP. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=622989