• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Анализ социальных институтов: идеология и мораль

Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из двух смыслообразующих блоков, которые являются взаимодополняющими и служат цели комплексного понимания изучаемых феноменов. Целью освоения первой части дисциплины является рассмотрение основных подходов к определению и интерпретации идеологии в социальных науках. Автор курса исходит из положения, что продуцирование и исследование идей об обществе составляет одну из ключевых теоретических и практических функций социальных наук. По сути, история идеологии в социологии отражает все сложные траектории эволюции общественной мыс-ли в современную эпоху, а оригинальные концепции идеологии являются неотъемлемой частью ядра большинства исследовательских программ основных парадигм социологии. Поэтому предназначение данной части курса заключается в эпистемологической экспликации идеологии как важного концепта социальной теории. Понимая комплексность и коннотативную нагруженность данного понятия, автор ограничивается рассмотрением идеологии в двух измерениях: первое – идеология как элемент понятийного аппарата социологических теорий и второе – идеологии как объект социологического анализа с использованием методов эмпирического исследования. Целью освоения второй части дисциплины является знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной когнитивной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений. В рамках курса рассматриваются различные теории развития моральной способности и морального познания, а также эмпирические исследования механизмов производства моральных суждений и нормативных оценок действий, акторов и ситуаций (оценок моральной недопустимости или желательности, виновности, ответственности и др.). Особое внимание уделяется исследованиям социальной и культурной изменчивости моральных представлений, а также обсуждению вопроса о месте социологии в современных междисциплинарных исследованиях разнообразных проявлений морали.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • рассмотрение основных подходов к определению и интерпретации идеологии в социальных науках.
  • знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной когнитивной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений.
  • Целью освоения второй части дисциплины ("Мораль") является знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений. Кроме того, отдельной задачей выступает обсуждение современной социологической перспективы изучения моральных явлений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь критически анализировать научные тексты и различные информационные источники, включая тексты медиа, социальных сетей, телевидения, прессы и т.п.
  • уметь отбирать и подвергать первичному анализу данные о социальных идеях и различных дискурсах
  • знать историко-социологическую эволюцию концепций, моделей и теорий идеологии в социальных науках
  • иметь навыки (приобрести опыт) узнавания и оценки способов социологического теоретизирования, представляющих различные социологические подходы в области социологического анализа идеологии, различные способы идентификации идеологий и умение их анализировать
  • уметь представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и широкой аудиторией
  • уметь самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений, медиапрезентаций и письменных работ (рефератов, эссе, коллективных игр)
  • уметь логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию по темам, связанным с методикой и теорией анализа идеологии
  • знать специфику понимания способов идеологического анализа в социологии
  • иметь навыки (приобрести опыт) использования социологических знаний в области социологического анализа идеологии на практике, для описания и объяснения событий и процессов, происходящих в медийном, политическом, культурном и общественном пространствах
  • Владеет навыками анализа и критики различных подходов к изучению моральных представлений в социальных и поведенческих науках
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генеалогия понятий идеологии и дискурс в социальных и гуманитарных науках
    Изобретение понятия идеология. Проект Просвещения. Идеологии как религии эпохи модерн. Идеология – наука об идеях. Философы-идеологи (де Траси, Кондильяк, Кабанис). Британский эмпиризм и проект идеологии. Идеология как критика иррациональных верований традиционного общества. Идеология как основание для переустройства общества. Современное использование понятий идеологии и дискурса в социальных и гуманитарных дисциплинах. Контексты употребления понятий идеология и дискурс. Смежные понятия: миф, эпистема, мировоззрение, теория.
  • Марксистский подход к определению идеологии: «классический» марксизм, неомарксизм, структурный марксизм.
    Классический марксизм Идеология как «ложное сознание». Гегельянские корни марксистского анализа идеологии. Идеология как иллюзорная форма классовой борьбы. Ложное сознание и идеологическое господство. Идеология как символическое отражение интересов господствующего класса (Маркс). Структурный марксизм (Л. Альтюссер). Психоаналитические и лингвистические корни структурного марксизма (Ж. Лакан и французские структуралисты). Л. Альтюссер: тотальный характер идеологии. Идеология как структура структур. Соотношение тотальности, практики и идеологии. Идеологические государственные аппараты: фабрики идеологии. Механизм интерпелляции и идеологическое структурирование субъектности. Альтюссеровское различение идеологии и науки.
  • Идеология, утопия и проект социологии знания, эмпирический анализ утопического
    К. Манхейм: частичные и тотальные идеологии. Историцистская реинтерпретация концепции идеологии как ложного сознания. Социология знания – возвращение к научному анализу идеологии. Критика концепции идеологии Мангейма. Проект социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана – социальное конструирование реальности. Идеология, традиция и утопия (Е. Шацкий).
  • Функционалистские и антропологические интерпретации идеологии, метафорный анализ и критическая лингвистика
    Идеология как культурная система: антропологический подход к исследованию идеологии (К. Гирц). Идеология как система верований – содержательный анализ. Идеология как система убеждений, ориентированная на ценностную интеграцию группы. Когнитивная легитимация стандартов ценностной ориентации. Идеология как инструмент рационализации ценностного выбора. Идеи как переменные в системах социального действия (Т. Парсонс).
  • Семиотический подход к анализу идеологии
    От структурализма к постструктурализму. Классический структурализм (Леви-Стросс, Греймас). Формальная школа (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский и Б. М. Эйхенбаум, монография В. Я. Пропп, Ю. М. Лотман, Μ. Μ. Бахтин и др.). Эко (семиология, иконический знак), Барт (миф и мифология), Кристева (идеологема, интертекст).
  • Критическая теория, современные направления критических исследований
    Франкфуртская школа: критика проекта Просвещения и потребительской идеологии зрелого капитализма (М. Хоркхаймер, Т. Адорно). Идеология как овеществленное сознание инструментализация разума и господство технической рациональности. Критическая теория и идеологический анализ массовой культуры (В.Беньямин). Духовное манипулирование сознанием масс в эпоху массовой культуры. Критическое мышление как способ экспликации идеологии. Г. Маркузе и «новая левая». Техника и наука как идеология и неокритическая теория Ю. Хабермаса. Модернистский характер идеологии, эволюция буржуазного мышления и символическое оправдание политического действия. Символические системы как структурирующие и структурированные системы (П. Бурдье). «Символическое насилие», «символическая власть».
  • От идеологии к дискурсу, дискурс анализ
    Уход от понимания «идеологии» как «ложного сознания». Внимание к языку – лингвистический поворот. «Дискурс» как способ обретения субъектности. Порядок дискурса как режим производства истины (М. Фуко). Концепт «дискурсивная практика» в работах Мишеля Пешѐ. Радикальная теория дискурса - дискурс как поле осмысленности (Э. Лаклау, Ш. Муфф). Основные понятия теории дискурса Э. Лаклау и Ш. Муфф: артикуляция, элемент дискурса, момент дискурса, узловая точка, пустое означающее. Халлоран мультимодальный дискурс анализ. Критический технокультурный анализ Брока. Ляйфельд сетевой дискурс анализ. Вычислительный дискурс анализ (Торнберг). Комбинирование топик моделирования и дискурс анализа (Липицци).
  • Постмодернистский подход к анализу идеологии
    Смерть знака и потребление массмедиа. От идеологии к симулякрам (Ж. Бодрийяр). Шизоанализ, производство желания и очищение бессознательного (Ж. Делез, Ф. Гваттари). Возвышенный субъект идеологии и плавающее означающее (С. Жижек). Общество спектакля (Г. Дебор). Крах мета-нарративов (Ж.-Ф. Лиотар).
  • Прагматический поворот: теория и методы прагматического анализа идеологии
    Прагматический подход к анализу идеологии в работах Г. Файна и Ф. Сэндстрома – идеология как ситуативная социальная практика. Прагматический поворот в работах Болтански-Тевено и Болтански-Кьяпелло: отказ от критической позиции, общие миры, дух капитализма.
  • Основания неомарксистского анализа идеологии: Д. Лукач и А. Грамши
    Революции в Европе 1917-1921 гг. и активизация массовых движений. Идеология и классовое сознание. Партия как носитель классовой идеологии пролетариата. Идеология как инструмент классовой борьбы (Д. Лукач). Пересмотр роли «надстройки». «Гегемония» как способность обеспечить господство без применения насилия. Консенсус в гражданском обществе как залог прочности государства. Роль интеллигенции в производстве идеологии (А. Грамши).
  • Введение в когнитивную социологию морали
    Мораль: возможные определения понятия. Способы научного изучения морали. Когнитивный подход к изучению моральных суждений и нормативных оценок. Основные традиции и области изучения моральной способности людей. Семинар по теме 1 Что такое мораль? Ограничивается ли понятие морали областью изучения нормативных суждений? Каким образом можно изучать моральные и нормативные представления людей?
  • Моральные суждения и моральные дилеммы: экспериментальный подход
    Моральные дилеммы как метод изучения механизмов производства моральных суждений. Способы экспериментального изучения нормативных представлений. Применение метода виньеток в изучении нормативных суждений. Семинар по теме 3 Что такое моральные дилеммы? Каковы достоинства и недостатки использования моральных дилемм в изучении моральных суждений? Каковы достоинства и недостатки использования виньеток в качестве стимульного материала в экспериментальных исследованиях нормативных представлений? Какова связь моральных суждений с моральным поведением?
  • Мораль и разум: рационалистские подходы к изучению моральной способности
    Основные теории процесса производства моральных оценок. Социально-интуитивистский подход к изучению моральных суждений (Дж. Хайдт). Теория двойного процесса (Дж. Грин). Рационалистский подход к развитию моральной способности чело-века (Л. Колберг). Эволюционная перспектива изучения моральных суждений (М. Хаузер). Семинар по теме 2 Являются ли моральные суждения производными от размышления, интуиции или эмоциональной реакции? Каким образом можно описать процесс принятия морального решения? Как можно научно объяснить склонность людей к вынесению тех или иных моральных оценок?
  • Введение в когнитивную социологию морали
    Мораль: возможные определения понятия. Способы научного изучения морали. Когнитивный подход к изучению моральных суждений и нормативных оценок. Основные традиции и области изучения моральной способности людей. Семинар по теме 1 Что такое мораль? Ограничивается ли понятие морали областью изучения нормативных суждений? Каким образом можно изучать моральные и нормативные представления людей?
  • Мораль и разум: рационалистские подходы к изучению моральной способности
    Основные теории процесса производства моральных оценок. Социально-интуитивистский подход к изучению моральных суждений (Дж. Хайдт). Теория двойного процесса (Дж. Грин). Рационалистский подход к развитию моральной способности человека (Л. Колберг). Эволюционная перспектива изучения моральных суждений (М. Хаузер). Семинар по теме 2 Являются ли моральные суждения производными от размышления, интуиции или эмоциональной реакции? Каким образом можно описать процесс принятия морального решения? Как можно научно объяснить склонность людей к вынесению тех или иных моральных оценок?
  • Моральные суждения и моральные дилеммы: экспериментальный подход
    Моральные дилеммы как метод изучения механизмов производства моральных суждений. Способы экспериментального изучения нормативных представлений. Применение метода виньеток в изучении нормативных суждений. Семинар по теме 3 Что такое моральные дилеммы? Каковы достоинства и недостатки использования моральных дилемм в изучении моральных суждений? Каковы достоинства и недостатки использования виньеток в качестве стимульного материала в экспериментальных исследованиях нормативных представлений? Какова связь моральных суждений с моральным поведением?
  • Социальные и культурные вариации морального познания: проблемы и перспективы исследований
    Социальные и культурные вариации морального познания. Теория моральных оснований (Дж. Хайд, Дж. Грэм) и теория регуляции отношений (Т. Рай, А. Фиск). Сравнительные экспериментальные исследования моральных представлений. Семинар по теме 4 Почему представители разных культур и люди разных идеологических убеждений выносят различные моральные суждения? Какие научные объяснения можно предложить этому факту? Каковы достоинства и недостатки сравнительных исследований морального познания и морального развития? Каким образом подобные исследования могут обогатить социологию морали?
  • Социологическая теория и когнитивная наука о морали: перспективы интеграции
    Когнитивный подход в социальных науках. Проблема соотношения социологии морали и междисциплинарной «когнитивной науки». Когнитивная теория аксиологических чувств Р. Будона. Проект нейросоциологии (Д. Фрэнкс, С. Тернер). Перспективы когнитивной социологии морали. Семинар по теме 5 Какое значение имеют исследования морали в рамках когнитивной науки для социологии? Возможна ли концептуальная и методологическая интеграция социологии морали с когнитивной наукой? Что экспериментальные исследования моральных представлений могут дать социологической теории?
  • Социальные и культурные вариации морального познания: проблемы и перспективы исследований
    Социальные и культурные вариации морального познания. Теория моральных оснований (Дж. Хайд, Дж. Грэм) и теория регуляции отношений (Т. Рай, А. Фиск). Сравнительные экспериментальные исследования моральных представлений. Семинар по теме 4 Почему представители разных культур и люди разных идеологических убеждений выносят различные моральные суждения? Какие научные объяснения можно предложить этому факту? Каковы достоинства и недостатки сравнительных исследований морального познания и морального развития? Каким образом подобные исследования могут обогатить социологию морали?
  • Социологическая теория и когнитивная наука о морали: перспективы интеграции
    Когнитивный подход в социальных науках. Проблема соотношения социологии морали и междисциплинарной «когнитивной науки». Когнитивная теория аксиологических чувств Р. Будона. Проект нейросоциологии (Д. Фрэнкс, С. Тернер). Перспективы когнитивной социологии морали. Семинар по теме 5 Какое значение имеют исследования морали в рамках когнитивной науки для социологии? Возможна ли концептуальная и методологическая интеграция социологии морали с когнитивной наукой? Что экспериментальные исследования моральных представлений могут дать социологической теории?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты)
  • неблокирующий Промежуточный экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты)
  • неблокирующий Промежуточный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Промежуточный экзамен + 0.25 * Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты) + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мораль и рациональность. - М., 1995. – 198 с. ISBN 5-201-01885-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347261
  • Мораль: разнообразие понятий и смыслов: Сборник научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Российская академия наук. Институт философии. - М.: Альфа-М, 2014. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-378-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/443547