• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Актуальные проблемы теории медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина представляет собой углубленный обзор существующих подходов к проблематике медиа с включением элементов теории коммуникации, философии техники и социальной теории, при этом акцент делается на новейших теоретических представлениях о культуре (в частности, возникновении и функционировании социально-экономических систем) с точки зрения меняющихся и взаимодействующих средств коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы теории медиа» заключается в том, чтобы получить систематические представления об основных разделах науки о медиа, начиная с истории понятия, практик его применения в науках о человеке и обществе и становления языка описания для новейших культурных явлений и процессов. В рамках курса обозначен широкий диапазон подходов к формированию теории медиа и попыток сформулировать исторические основания для ее анализа. В спектр внимания студентов попадают элементы теории коммуникации, философии техники, социальной теории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть новыми знаниями, умениями, в том числе в области, отличной от профессиональной; уметь работать с информацией.
  • Уметь анализировать, структурировать, обоснованно излагать (в т.ч. наглядно представляя) обработанную информацию.
  • Уметь логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности в письменной и устной речи, аргументировать свою точку зрения.
  • Уметь научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
  • Уметь находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Медиа как объект теоретических исследований»
    Медиа: генеалогия понятия. История теорий медиа: Платон, Гегель, Гердер, Лессинг, Ницше. Этимология и трансформация значений термина. Двойная коннотация понятия: посредник ощущения (mediator of aisthesis) и носитель информации (medium). Medium и medius («посредничающий», «находящийся между»). Медиум как условие возможности коммуникации. Понятие metaxu (Аристотель).
  • «Систематические теории медиа» (I)
    Неомарксистская критика медиа: Бела Балаш, Вальтер Беньямин, Бертольд Брехт, Ханс Магнус Эрценсбергер. Франкфуртская школа: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Гюнтер Андерс. Масс-медиа и их роль в культуре индустриального общества. Массовая культура: проблема стереотипа. Понятие «культурной индустрии».
  • «Систематические теории медиа» (II)
    Канадская школа: Гарольд Иннис, Эрик Хэйвлок, Уолтер Онг, Джек Гуди, Маршалл Маклюэн, Деррик де Керкхов. Исследования воздействия средств коммуникаций на типологию общественного устройства и развитие цивилизаций. Анализ социально-культурной и исторической роли средств коммуникации.
  • «Философия медиа»
    «Medial turn» как новый способ рассмотрения фундаментальных проблем культуры. Материальные факторы коммуникативной интеракции. Вилем Флюссер, Жан Бодрийяр, Поль Вирильо, Фридрих Киттлер, Никлас Луман. Понятие «медиации», культурной техники, диспозитива. Форма и медиум.
  • «Теория новых медиа»
    Концепция новизны («newness»): что делает новые медиа «новыми»? Понятие «ремедиации» («remediation»). Характеристики новых медиа: дигитальность, интерактивность, гипертекст, дисперсность, виртуальность, киберпространство. Концептуализация новых средств массовой информации. Теория социальных сетей. Понятие электронной коммуникации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
    Форма контроля подразумевает устные ответы, участие в дискуссии, а также сообщения и доклады
  • неблокирующий устный ответ на вопросы в экзаменационном билете
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * активность на семинарах + 0.5 * устный ответ на вопросы в экзаменационном билете
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
  • История и теория медиа, Кирия, И. В., 2017
  • Кириллова Н. Б. (n.d.). Медиалогия Как Интегрированная Наука Информационной Эпохи И Ее Роль В Модернизации России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmedialogiya-kak-integrirovannaya-nauka-informatsionnoy-epohi-i-ee-rol-v-modernizatsii-rossii
  • Кирия И.В. История и теория медиа / И.В. Кирия, А.А. Новикова. - Москва : ВШЭ, 2017. - 608 с. - ISBN 978-5-7598-1188-6. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362024/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальностям «Связи с общественностью» (350400) и «Реклама» (350700) / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; Пер. с англ. [Ю.В. Никуличева]. — 2-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 550 с. — (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00960-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028522
  • Финансовая математика : математическое моделирование финансовых операций: учеб. пособие для вузов, Габескирия, В. Я., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вирен Г. - Современные медиа: Приемы информационных войн: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 128с. - ISBN: 978-5-7567-0824-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97232
  • Степанов Михаил Александрович. (n.d.). На производство! рецензия на книгу Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - М. : РГГУ, 2012.