• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Нейропсихоанализ

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическое бизнес - консультирование
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является освоение студентами представлением о наиболее влиятельных нейропсихологических теориях в контексте исторического развития основных общепсихологических школ, а также об основных формах нарушений психических процессах, возникающих в связи с повреждениями головного мозга. Формируемые компетенции: • Воспроизводить и использовать основные теоретические подходы и понятия нейропсихологии, различать основные формы нарушений психических процессов, возникающих в связи с повреждениями головного мозга. • Умение анализировать специальную литературы. • Использовать знания в области нейропсихоанализа для анализа литературных источников и самостоятельного решения исследовательской или практической задачи. • Представлять связи нейропсихологии с другими разделами научной и практической психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является освоение студентами представлением о наиболее влиятельных нейропсихологических теориях в контексте исторического развития основных общепсихологических школ, а также об основных формах нарушений психических процессах, возникающих в связи с повреждениями головного мозга.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: • строение головного мозга, мозговую организацию высших психических функций и их нарушения; • иметь навыки использования нейропсихологических проб при диагностической оценке детей и взрослых.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Нейробиологические основы
    Тема 1. Строение нервной системы, ее отделы и функции. • Вегетативная нервная система – симпатический и парасимпатический отделы и их связь с эмоциональной сферой. • Строение мозга. Анатомические принципы организации мозга • Теория триединства мозга П.Маклина (1960)– мозг рептилий, млекопитающих и высших приматов. • Строение лимбической системы – мозгового субстрата эмоциональной сферы. Структуры лимбической системы: 1.таламус и его роль в компульсивном поведении. • Амигдала как система раннего оповещения и ее связь с эмоциями страха и печали, тревожно-депрессивными, фобическими расстройствами, ПТСР. • Гиппокамп и его роль в кратковременной и долговременной памяти. • Связь гиппокампа с ПТСР и депрессией. • Гипоталамус, гипоталамо-гипофизарная система и их роль в реакции на опасность и стресс. • Неокортекс - строение и функции. Лобные, височные, затылочные, теменные доли. Лобная (префронтальная) кора: дорсолатеральная префронатальная кора, орбитофронатальная кора, вентромедиальная кора и их роль в психотерапевтическом процессе. • Просмотр видеоматериалов (видеодемонстрация основных структур головного мозга) Тема 2. Аффективные нейронауки и клинические нейронауки - исследования эмоциональной сферы. Нейробиологические основы привязанности. • Я.Панксепп – основатель аффективных нейронаук. Теория нейроэмоциональных систем. Связь нейроэмоциональных систем с типом привязанности и с депрессией. • Исследования А. Дамазио и Дж.ЛеДу. Нейробиологические основы страха, тревоги. Изменения в различных отделах мозга при ПТСР, тревожном и обсессивно-компульсивном расстройствах. Нейробиологические основы эмпатии и нарциссизма. • Теория А. Шора о двух этапах развития мозга младенца и его способности к эмоциональной регуляции. • Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы. • Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области, лобных отделов мозга. • Просмотр видеоматериалов (иллюстрация – видео детей с различными типами привязанности).
  • 2. Теоретические основы нейропсихологии
    Тема 3 - Нейропсихология и нейронауки. • Основные направления нейропсихологии • История развития нейропсихологии и представлений о локализации психических функций в мозге. • Исследования З.Фрейда афазии. • А.Р.Лурия – родоначальник отчественной нейропсихологии, он же – ученый секретарь русского психоаналитического общества. • Концепция А. Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ. • Основные нейропсихологические понятия. Высшие психические функции. • Динамическая локализация функций. Нейропсихологический фактор, симптом и синдром. • Просмотр видеоматериалов (Иллюстрация - видео пациентки, перенесшей инсульт).
  • 3. Нейропсихологическая диагностика – основные методы исследования высших психический функций
    Тема 4. Методы нейропсихологического исследования. Демонстрация проведения нейропсихологического обследования
  • 4. Мозговая организация высших психических функций и их нарушения
    Тема 5. Зрительный анализатор и зрительные расстройства - сенсорные и гностические • Строение зрительного анализатора. • Сенсорные нарушения работы зрительного анализатора • Виды зрительных агнозий • Псевдоагнозии. • Основные методики исследования нарушений зрительного гнозиса. • Просмотр видеоматериалов - пациенты со зрительной агнозией Тема 6. Слуховой анализатор и акустические расстройства - сенсорные и гностические. • Строение слухового анализатора • Сенсорные нарушения работы слухового анализатора • Гностические слуховые расстройства (акустическая агнозия, амузия, аритмия, нарушение интонационной стороны речи) • Методики исследования нарушений слухового гнозиса Тема 7. Кожно-кинестетический анализатор – мозговая организация. Тактильные агнозии • Кожно-кинестетическая чувствительность • Строение кожно-кинестетического анализатора • Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетического анализатора • Виды тактильных агнозий: предметная, тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта, соматоагнозия. • Методики исследования нарушений тактильного гнозиса. Тема 8. Произвольные движения и действия –мозговая организация. Нарушения произвольных движений и действий - апраксии. • Произвольные движения и действия. • Афферентные и эфферентные механизмы двигательного анализатора. • Строение двигательного анализатора - пирамидная и экстрапирамидная системы. • Апраксии. • Классификация апраксий по А. Р. Лурия. • Методики исследования произвольных движений и действий • Просмотр видеоматериалов пациетов с разными видами апраксий Тема 9. Речь – мозговая организация. Нарушения речи- афазии • Речь, ее структура и виды • Экспрессивная и импрессивная речь. • Афазии. • Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией. • Методики исследования нарушений речевых функций. Просмотр видематериалов пациентов с разными видами афазий Тема10. Внимание, память и мышление – мозговая организация и нарушения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нейропсихология : учебник для вузов, Хомская, Е. Д., 2010
  • Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов, Лурия, А. Р., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие, Цветкова, Л. С., 2010
  • Под ред. Притца А., Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. PSYCHOANALYSIS 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09537-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-psychoanalysis-429738