Магистратура
2020/2021
Антикризисные коммуникации
Статус:
Курс по выбору (Коммуникации в государственных структурах и НКО)
Направление:
42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Арманд Юрий Владимирович,
Большакова Ксения Юрьевна
Прогр. обучения:
Коммуникации в государственных структурах и НКО
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
В результате освоения курса студенты получат теоретические и методологические основы моделирования антикризисных коммуникационных кампаний в различных сферах политической, экономической и социальной деятельности. Научатся применять полученные базовые знания на практике: анализировать информационно-коммуникационное пространство и разрабатывать антикризисную PR- стратегию.
Цель освоения дисциплины
- Цель преподавания дисциплины «Антикризисные коммуникации» - познакомить студентов с методологией управления репутационными рисками органа государственной власти, НКО, государственного или негосударственного общественного деятеля и сформировать у студентов компетенции построения системы выявления и мониторинга таких рисков, их анализа и оценки влияния, выработки системы мер предотвращения и реагирования, разработки публичной позиции и коммуникационных материалов. Студенты получат комплекс знаний о методах предупреждения и диагностики кризисных ситуаций, управления коммуникациями в условиях кризиса. Они также изучат эффективные способы установления связей с различными заинтересованными группами и специфику использования во всех этапах развития кризисной ситуации. Кроме того, студенты изучат особенности регуляторной и коммуникационной сред, которые определяют необходимые и допустимые для органов власти и НКО инструменты смягчения или разрешения кризисных ситуаций. Курс сочетает в себе как теоретические аспекты, так и прикладные, демонстрируя, как данные знания могут быть применены в реальных кейсах.
Планируемые результаты обучения
- Владеет терминами и понятиями, умеет отличать кризис от штатной ситуации, виды кризисов, идентифицировать особенности информационного поля и действующего регулирования, влияющие на возможности органов власти вести публичные коммуникации
- Владеет навыками быстрого поиска, анализа и обработки информации, работы в специализированных системах мониторинга, умеет формировать карту рисков, карту стейкхолдеров, комплекс организационных мер для выявления и прогнозирования кризисов.
- Владеет навыками принятия оперативных управленческих решений, создания эффективной внутренней и внешней коммуникационной структуры организации, умеет формировать антикризисную программу и позицию антикризисного реагирования.
- Умеет организовать ежедневную превентивную работу по анализу и недопущению кризисов, выявить коммуникационные практики в повседневной работе, в т.ч. в соцсетях, способные вызвать негативные последствия, предложить коммуникационные решения
- Умеет формировать карту рисков руководителя органа власти или общественного деятеля, организовать обучение руководства необходимым компетенциям, организовать подготовку к большому публичному выступлению, интервью в прямом эфире, нивелировать негативные последствия
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение. Особенности антикризисных коммуникаций органов властиОсновные формы регулирования и разрешения конфликтов. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов. Теория управления Чейса. Информационное противоборство в конфликте. Законодательство, регулирующее взаимодействие органов власти со СМИ, публичное присутствие в информационном поле, в т.ч. соцсетях. Эффекты и ограничения действующего законодательства для антикризисных коммуникаций. Типичные и специфичные для госсектора риски, требующие антикризисных коммуникаций. Инструменты профилактики и прогнозирования кризисов: мониторинг СМИ и соцсетей, анализ проектов решений и НПА, отношения со стейкхолдерами, ключевыми контрагентами и лидерами мнения. Типы «непрогнозируемых» кризисов: эксцессы исполнителей на местах, утечки документов, аварии, журналистские расследования, заказные кампании и т.д. Инструменты оперативного выявления «непрогнозируемых» кризисов. Как особенности информационного поля и общественных отношений влияют на антикризисные коммуникации в госсекторе в России: эффекты, ограничения, «новое допустимое».
- Тема 2. Идентификация, мониторинг и прогнозирование рисковИдентификация и прогнозирование рисков с помощью анализа внутренней и внешней среды органа государственной власти: SWOT, PESTEL,ретроспективный анализ схожих кейсов, диверсионный анализ, репутационные исследования. Карта внутренних и внешних рисков для органа власти. Карта стейкхолдеров и конфликтующих групп. Инструменты выявления ожиданий внутренних и внешних стейкхолдеров. Оценка рисков. Система управления рисками при процессной и проектной работе пресс-службы. Карта рисков и карта стейкхолдеров федерального органа власти. Анализ заложенных рисков в проекте решения или НПА на примере очередного (близкого к дате семинара) решения Правительства РФ по преодолению экономического кризиса, решения ЕЭК и т.д.
- Тема 3. Разработка антикризисной программыАнтикризисная программа: создание и коррекция. Разработка позиции антикризисного реагирования. Алгоритм поведения: «угроза – модель действий». Создание антикризисной «команды»: для текущей деятельности и для большого проекта. Правила поведения в кризисной ситуации: подготовка к возможному кризису, выбор средств их предотвращения, определение стратегии и тактики, формирование команды, создание эффективных каналов оповещения и связи с общественностью, проверка исполнения всех принятых решений, разработка «Tone of voice». Часто используемые тактики и комбинации антикризисного реагирования, их плюсы и минусы. Их соотношение с общей теорией управления рисками. Связь антикризисных коммуникаций с коммуникационной и стратегией достижения целей органа власти или НКО. Сходства и различия антикризисных коммуникаций в органах власти и НКО, от анализа карты рисков до выбора инструментов и использования особенностей информационного поля.
- Тема 4. Предотвращение кризисов в повседневной работе органов властиЕжедневное поддержание, коррекция, защита имиджа органа государственной власти, подведомственных учреждений и НКО. Создание дружественного пула журналистов, экспертов, стейкхолдеров. Принцип постоянных публичных и непубличных коммуникаций с референтными целевыми группами общественности. Взаимодействие с гражданскими активистами и территориальными и отраслевыми сообществами. Кадровый потенциал как фактор выживания, его оценка и реструктуризация. Работа с персоналом в кризисной ситуации. Социально- психологические аспекты управления персоналом в условиях кризиса. Технологии работы и коммуникативные каналы внутреннего PR. Нейтрализация неконструктивных тенденций внутри ведомства (внутреннего сегмента общественности).
- Тема 5. Публичный профиль руководителя как фактор рискаКарта рисков руководителя органа власти, их оценка, отличия от карт рисков проектов. Цена риска для руководителя органа власти с учетом новых глобальных и российских тенденций. Методы предотвращения и нивелирования рисков специфических для руководителя органа власти. Работа в публичном пространстве, включая соцсети в условиях «новой искренности». Проблема КПЭ и оценки по результатам долгого цикла в госуправлении. Место компромата в современном инфополе. Перспективные угрозы deepfake. Работа с журналистами-расследователями. Подготовка к публичному выступлению, интервью. Базовые подходы к организации публичных выступлений. Принципы работы в прямом эфире, подготовка и инструменты снижения рисков.