• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Антикризисные коммуникации

Направление: 42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Арманд Юрий Владимирович, Большакова Ксения Юрьевна
Прогр. обучения: Коммуникации в государственных структурах и НКО
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения курса студенты получат теоретические и методологические основы моделирования антикризисных коммуникационных кампаний в различных сферах политической, экономической и социальной деятельности. Научатся применять полученные базовые знания на практике: анализировать информационно-коммуникационное пространство и разрабатывать антикризисную PR- стратегию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель преподавания дисциплины «Антикризисные коммуникации» - познакомить студентов с методологией управления репутационными рисками органа государственной власти, НКО, государственного или негосударственного общественного деятеля и сформировать у студентов компетенции построения системы выявления и мониторинга таких рисков, их анализа и оценки влияния, выработки системы мер предотвращения и реагирования, разработки публичной позиции и коммуникационных материалов. Студенты получат комплекс знаний о методах предупреждения и диагностики кризисных ситуаций, управления коммуникациями в условиях кризиса. Они также изучат эффективные способы установления связей с различными заинтересованными группами и специфику использования во всех этапах развития кризисной ситуации. Кроме того, студенты изучат особенности регуляторной и коммуникационной сред, которые определяют необходимые и допустимые для органов власти и НКО инструменты смягчения или разрешения кризисных ситуаций. Курс сочетает в себе как теоретические аспекты, так и прикладные, демонстрируя, как данные знания могут быть применены в реальных кейсах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет терминами и понятиями, умеет отличать кризис от штатной ситуации, виды кризисов, идентифицировать особенности информационного поля и действующего регулирования, влияющие на возможности органов власти вести публичные коммуникации
  • Владеет навыками быстрого поиска, анализа и обработки информации, работы в специализированных системах мониторинга, умеет формировать карту рисков, карту стейкхолдеров, комплекс организационных мер для выявления и прогнозирования кризисов.
  • Владеет навыками принятия оперативных управленческих решений, создания эффективной внутренней и внешней коммуникационной структуры организации, умеет формировать антикризисную программу и позицию антикризисного реагирования.
  • Умеет организовать ежедневную превентивную работу по анализу и недопущению кризисов, выявить коммуникационные практики в повседневной работе, в т.ч. в соцсетях, способные вызвать негативные последствия, предложить коммуникационные решения
  • Умеет формировать карту рисков руководителя органа власти или общественного деятеля, организовать обучение руководства необходимым компетенциям, организовать подготовку к большому публичному выступлению, интервью в прямом эфире, нивелировать негативные последствия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Особенности антикризисных коммуникаций органов власти
    Лекция: (Большакова) Основные формы регулирования и разрешения конфликтов. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов. Теория управления Чейса. Информационное противоборство в конфликте. Законодательство, регулирующее взаимодействие органов власти со СМИ, публичное присутствие в информационном поле, в т.ч. соцсетях. Эффекты и ограничения действующего законодательства для антикризисных коммуникаций. Лекция: (Арманд) Типичные и специфичные для госсектора риски, требующие антикризисных коммуникаций. Инструменты профилактики и прогнозирования кризисов: мониторинг СМИ и соцсетей, анализ проектов решений и НПА, отношения со стейкхолдерами, ключевыми контрагентами и лидерами мнения. Типы «непрогнозируемых» кризисов: эксцессы исполнителей на местах, утечки документов, аварии, журналистские расследования, заказные кампании и т.д. Инструменты оперативного выявления «непрогнозируемых» кризисов. Как особенности информационного поля и общественных отношений влияют на антикризисные коммуникации в госсекторе в России: эффекты, ограничения, «новое допустимое».
  • Идентификация, мониторинг и прогнозирование рисков
    Лекция: (Арманд) Идентификация и прогнозирование рисков с помощью анализа внутренней и внешней среды органа государственной власти: SWOT, PESTEL,ретроспективный анализ схожих кейсов, диверсионный анализ, репутационные исследования. Карта внутренних и внешних рисков для органа власти. Карта стейкхолдеров и конфликтующих групп. Инструменты выявления ожиданий внутренних и внешних стейкхолдеров. Оценка рисков. Система управления рисками при процессной и проектной работе пресс-службы. Семинар: (Арманд) Карта рисков и карта стейкхолдеров федерального органа власти (4-5 органов – 4-5 групп) Семинар: (Арманд) Анализ заложенных рисков в проекте решения или НПА на примере очередного (близкого к дате семинара) решения Правительства РФ по преодолению экономического кризиса, решения ЕЭК и т.д. (2-3 решения –2-3 группы) Семинар: (Арманд) Оценка одного из нацпроектов по изученным методам (3-4 группы: SWOT, PESTEL, Анализ аналогичных кейсов, Диверсионный анализ, другие методики).
  • Разработка антикризисной программы
    Лекция: (Большакова) Антикризисная программа: создание и коррекция. Разработка позиции антикризисного реагирования. Алгоритм поведения: «угроза – модель действий». Создание антикризисной «команды»: для текущей деятельности и для большого проекта. Правила поведения в кризисной ситуации: подготовка к возможному кризису, выбор средств их предотвращения, определение стратегии и тактики, формирование команды, создание эффективных каналов оповещения и связи с общественностью, проверка исполнения всех принятых решений, разработка «Tone of voice». Лекция: (Арманд) Часто используемые тактики и комбинации антикризисного реагирования, их плюсы и минусы. Их соотношение с общей теорией управления рисками. Семинар: (Арманд) Анализ организации органами власти публичных коммуникаций во время пожара в «Зимней вишне», оценка, последствия и «выученные уроки». Семинар: (Большакова) Реконструкция позиции антикризисного реагирования органа власти по материалам в публичных источниках, на примере, кейса на собственный выбор из практики российских органов власти в 2019-2020 гг. Семинар: (Большакова) Разработка антикризисной программы по типовому для органов власти кейсу реализовавшегося риска (4-5 кейсов для 4-5 групп). Лекция: (Арманд) Связь антикризисных коммуникаций с коммуникационной и стратегией достижения целей органа власти или НКО. Сходства и различия антикризисных коммуникаций в органах власти и НКО, от анализа карты рисков до выбора инструментов и использования особенностей информационного поля.
  • Предотвращение кризисов в повседневной работе органов власти
    Лекция: (Большакова) Ежедневное поддержание, коррекция, защита имиджа органа государственной власти, подведомственных учреждений и НКО. Создание дружественного пула журналистов, экспертов, стейкхолдеров. Принцип постоянных публичных и непубличных коммуникаций с референтными целевыми группами общественности. Взаимодействие с гражданскими активистами и территориальными и отраслевыми сообществами. Семинар: (Большакова) Организация и драматургия кампании по принятию резонансного решения. Семинар: (Арманд) Организация и драматургия кампании по принятию резонансного решения, например, на примере подписания соглашения о зоне свободной торговли между странами Евразийского союза и Вьетнамом (3-4 группы). Лекция: (Большакова) Кадровый потенциал как фактор выживания, его оценка и реструктуризация. Работа с персоналом в кризисной ситуации. Социально- психологические аспекты управления персоналом в условиях кризиса. Технологии работы и коммуникативные каналы внутреннего PR. Нейтрализация неконструктивных тенденций внутри ведомства (внутреннего сегмента общественности).
  • Публичный профиль руководителя как фактор риска
    Лекция: (Арманд) Карта рисков руководителя органа власти, их оценка, отличия от карт рисков проектов. Цена риска для руководителя органа власти с учетом новых глобальных и российских тенденций. Методы предотвращения и нивелирования рисков специфических для руководителя органа власти. Работа в публичном пространстве, включая соцсети в условиях «новой искренности». Проблема КПЭ и оценки по результатам долгого цикла в госуправлении. Место компромата в современном инфополе. Перспективные угрозы deepfake. Работа с журналистами-расследователями. Семинар: (Арманд) Карта рисков руководителя органа власти (3-4 группы на примере новых замминистров или губернаторов) Лекция: (Большакова) Подготовка к публичному выступлению, интервью. Базовые подходы к организации публичных выступлений. Принципы работы в прямом эфире, подготовка и инструменты снижения рисков. Семинар: (Большакова) Анализ интервью \ выступлений руководителей органов власти и план его сопровождения (3-4 группы на примере 3-4 интервью \ выступлений) Семинар: (Большакова) Подготовка к пресс-конференции руководителя органа власти (3 группы: «журналисты» готовят вопросы и ловушки, 2 «пресс-службы» заготавливают Q&A и программные заявления) Семинар: (Арманд) Разработка антикризисных планов по личным рискам официальных лиц, например, публичная защита диссертации, автоавария, скандальный развод (3-4 группы на примере 3-4 кейсов).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Защита кейса
  • неблокирующий Тесты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.1 * Домашние задания + 0.4 * Защита кейса + 0.1 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Walaski P. (2011). Risks and Crisis Communications: Methods and Messages. John Wiley & Sons Incorporated.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ndlela M. (2019). Crisis Communication: A Stakeholder Approach. Palgrave Pivot, Cham.