• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Специализированное зрение: археология, генеалогия, этнография

Статус: Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен зрению, рассмотренному из социокультурной перспективы в качестве социальной практики, локального дискурсивного порядка, результата социализации, ресурса для конституирования сообщества и субъектификации. Специализированное зрение здесь становится базовой аналитической рамкой для работы с профессиональными, идеологическими, гендерными и т.д. режимами структурирования визуального опыта и навязывания позиций наблюдателю. Формат курса – проблемно-исследовательский. Это означает, что изучение специализированного зрения происходит в процессе разработки слушателями отдельных исследовательских кейсов, регулярного обсуждения полевых материалов и результатов их промежуточного анализа как на занятиях в Zoom, так и в закрытом сообществе в Facebook. Предполагается, что итогом работы в курсе станет представление аналитического отчета по теме своего эмпирического исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса теоретическое и практическое знакомство слушателей с социальными и культурными исследованиями зрения.
  • Изучение базовых идей и теоретических установок визуальных исследований на материале специализированного зрения
  • Знакомство с теоретическими моделями, позволяющими работать со специализированным зрением
  • Выработка навыков перевода концептуальных моделей в формат эмпирического исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • распознает специфику обращения к зрению в рамках визуальных исследований
  • комментирует перспективы прикладных визуальных исследований
  • называет ключевых визуальных исследователей, обращавшихся к проблематике зрения
  • объясняет значение специализации для визуальных и социальных исследований зрения
  • выделяет разные масштабы специализации зрения, содержательно их описывает и называет исследователей, с этим масштабом работавших
  • применяет разные аналитические техники для изучения специализированного зрения
  • подбирает аналитическую модель или технику под задачи эмпирического исследования специализированного зрения
  • различает в зрении социальную практику с присущими ей нормами, способами освоения, практиками исполнения
  • приводит примеры специализации зрения и иллюстрирует их существующими исследованиями
  • Выявляет кодировочные процедуры, структурирующие опыт специализированного видения (в устной и письменной речи , а также в практических дейсвиях)
  • Выявляет процедуры подчеркивания и другие тактики управления вниманием (в устной и письменной речи, в практических действиях
  • Объясняет спецификацию процедур подчеркивания с использованием гештальт-теории и этнометодологии
  • Описывает создание визуальных репрезентаций и эффекты их использования для визуального структурирования реальности с учетом специфики социальной практики
  • Выявляет специфику визуальной социализации на эмпирическом материале
  • Описывает специфику и устройство визуальной грамотности
  • Определяет специфику визуального мышления и иллюстрирует ее примерами из эмпирических исследований
  • Понимает и может пояснить характер связи между видимостью, очевидностью и убедительностью (научного) факта
  • применяет аналитические модели "взгляда" и "наблюдателя" для эмпирического исследования визуальной субъектности
  • адаптирует аналитические модели к специфике контекста и социальной практик
  • Иллюстрирует понятие оптического сообщества на конкретных примерах
  • Формулирует ограничения в эмпирическом исследовании специализированного зрения
  • Ставит исследовательскую проблему и формулирует запрос на эмпирическое исследование специализированного зрения
  • Составляет аналитический отчет о проведенном эмпирическом исследовании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Зрение под прицелом социальных и культурных исследований. Перспектива прикладных визуальных исследований
    Между культурно-исторической теорией и этнографией зрения: палитра исследований. Визуальный поворот и проблематизация зрения: vision & visuality у Х. Фостера, постфеноменологический подход М. Джея, showing seeing Т. Митчелла, проект истории зрения Дж. Крэри. Наблюдаемость как основа микросоциологического анализа и «социология видимого социального порядка» (Garfinkel, Livingston). Визуально насыщенный мир, открытие зрения и перспектива прикладных визуальных исследований.
  • Масштабы специализации
    Специализация как рамка для изучения социального и культурного производства зрения. Скопические режимы как оптические формации (М. Джей). Режимы визуальности. Классовая оптика (Д. Ловэ). Медиализация и/как специализация (П.Вирильо). Профессиональное зрение: этнометодологический проект Ч. Гудвина и феноменологический проект Дж. Элкинса. Оптические сообщества. Специализированное зрение-во-взаимодействии. Визуальная отсталость средневекового человека (Февр) и модернистское видение (Крэри). Имперская и колониальная оптика (Джей). Блокадные режимы визуальности (Арлаускайте). Коммунальный взгляд (Тупицын). Профессиональное зрение археологов и полицейских (Гудвин).
  • Рабочие инструменты: от А(рхеологии) до Э(тнографии)
    Техники и аналитические модели для эмпирического изучения локальных порядков специализированного зрения: конверсационный анализ, языковые игры, этнометодология (и мультимодальный анализ), этнографическое описание, дискурсивная психология (работа с ментальным тезаурусом), визуальная социология и социологические техники анализа видеоматериалов (Heath C., Hindmarsh J, Luff P, 2010). Аналитические техники, позволяющие контекстуализировать профессиональное зрение: археология, генеалогия, проблематизация.
  • Зрение как социальная практика
    Специфика поворота к практикам (в визуальных исследованиях). Визуальные практики и способы их проблематизации. «Акт смотрения» и его устройство. «Showing seeing» как процедура остранения зрения (Mitchell). Зрение, интенциональность и социальное действие (Elkins). «Смотрение на» и «смотрение в сравнении»: зрение как языковая игра (Витгенштейн). Правила и логики здавого смысла. Фоновые практики. Архитектоника и инфраструктура визуальной практики. Зрение и профессионализация. Профессиональное зрение архитекторов (G. Lymer, 2009; А.Styhre, 2011), заводчиков (Grasseni, 2007), фотографов (Phillabaum S., 2005), диагностов (Alac, 2008).
  • Кодировочные процедуры и языковые игры
    Роль категорий в организации восприятия: между гипотезой лингвистической относительности и первой когнитивной революцией. Категории, язык, культура. Категоризация и зрительное восприятие (на примере восприятия цвета). От универсального к локальным порядкам категоризации. Кодировочные процедуры и специализированное зрение. Ментальный тезаурус и стратегии аналитической работы с ним. Дискурсивная проработка.
  • Процедуры подчеркивания: гештальт как дискурсивный продукт
    Процедуры подчеркивания и обертоны гештальт-теории. Фигура и фон как интерпсихические компоненты в этнометодологии и дискурсивной психологии. Зрительное восприятие как социальная/дискурсивная практика. Процедуры подчеркивания и практические действия. Локальные порядки распредеkния внимания и их проблематизация (Crary).
  • Визуальные репрезентации и технологии
    Мимезис и репрезентация. Репрезентация и медиа. Специфика визуальных репрезентаций. Производство реальности и расширение зрения. Записывающие устройства и убедительность знания (Латур). Видимость и объективность (Dsaton, Galison). Эпистемология визуализации (Drucker, Manovich).
  • Усвоенное видение. Визуальная грамотность и режимы оптической социализации
    Визуальная грамотность и социальная практика (Elkins). Архитектоника визуальной грамотности (Trumbo). Контекстуальное измерение визуальной грамотности (Muller). Режимы освоения и передачи опыта. Эталоны. Локальные порядки обучения видению (McTavish) и проект «Зорвед» (Матюшин).
  • Специализированное зрение, знание и воображение
    Визуальное мышление (Tourbo). Визуализация. Окуляроцентризм и производство знания (Ong, Levin). Специализация зрения, профессиональное знание и практики экспертизы. Проект фронетической социальной науки и типология знания (Б. Фливберг). Когнитивные статусы Х. Дрейфуса и С. Дрейфуса. Эксплицитные и имплицитные знания. Неявное знание и очевидности (Поланьи). Записывающие устройства, надпись, знание (Латур).
  • Взгляд: субъектность и оптическая специализация
    Проблема визуального субъекта. Зритель и наблюдатель. Взгляд: оптическая система интерпелляции. Способы освоения и присвоения визуальной позиции.
  • Оптические сообщества
    Сообщество как модель для сборки социального. «Ментальный» ресурс конституирования сообщества: позитивистская и непозитивистская перспектива. Эмпирические и аналитические режимы выявления и артикуляции сообщества. Воображаемые, аффективные и меморативные сообщества. Оптика и общность.
  • Пределы окуляроцентризма
    Издержки автономизации зрения и визуальности. Комплексные форматы исследования специализации. Специализированное зрение и аффект. Специализированное зрение и тело. Специализированное зрение и другие модальности.
  • Контрольное задание 1: Заявка на проект
    В тексте заявки дается краткое описание кейса, который должен быть связан с изучением конкретной практики специализации зрения (до 300 слов). Ставится исследовательский вопрос, описывается эмпирический объект, данные, стратегии исследования. Текст размещается на google.drive таким образом, чтобы быть доступным для обсуждения коллег. Максимальный балл – 10
  • Контрольное задание 2: Аналитический отчет
    Аналитический отчет о ходе и результатах эмпирического исследования специализированного зрения (объемом 2500 – 3000 слов). В тексте должны быть отражены исследовательская позиция автора, специфика кейса, теоретическая рамка, процедуры сбора и анализа данных, специфика данных, ход исследовательской работы и полученные результаты. Максимальный балл – 20 (15 за текст, 5 за презентацию).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарских обсуждениях
  • неблокирующий Ведение исследовательского дневника в fb-сообществе
    Записи выкладываются в закрытое сообщество "Специализированное зрение" на fb. Комментирование записей коллег приветствуется и может быть оценено дополнительно.
  • неблокирующий Заявка на проект
    Обоснование проекта. В тексте заявки дается краткое описание кейса, который должен быть связан с изучением конкретной практики специализации зрения (до 300 слов). Ставится исследовательский вопрос, описывается эмпирический объект, данные, стратегии исследования. Текст размещается на google.drive таким образом, чтобы быть доступным для обсуждения коллег. Максимальный балл – 5.
  • неблокирующий Аналитический отчет
  • неблокирующий Презентация проекта
  • неблокирующий Рецензирование аналитического отчета коллег
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аналитический отчет + 0.25 * Ведение исследовательского дневника в fb-сообществе + 0.1 * Заявка на проект + 0.1 * Презентация проекта + 0.1 * Рецензирование аналитического отчета коллег + 0.25 * Участие в семинарских обсуждениях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Suspensions of perception : attention, spectacle, and modern culture, Crary, J., 2001
  • Techniques of the observer : on vision and modernity in the nineteenth century, Crary, J., 1992
  • Visual studies : a skeptical introduction, Elkins, J., 2003
  • Археология знания, Фуко, М., Раковой, М. Б., 2004
  • Безымянные сообщества, Петровская, Е.В., 2012
  • Визуальная антропология: режимы видимости при социализме, Бернстийн, Ф., Боннелл, В., 2009
  • Визуальная социология : фотография как метод исследования: учебник для вузов, Штомпка, П., Морозовой, Н. В., 2010
  • Искусство видеть, Бергер, Дж., Шраги, Е., 2012
  • Искусство и визуальное восприятие : пер. с англ., Арнхейм, Р., 2007
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Объективность, Дастон, Л., Галисон, П., 2018
  • Предварительные материалы к "Философским исследованиям", повсеместно известные как Голубая и кори..., Витгенштейн, Л., Суровцева, В. А., 2008
  • Рождение клиники, Фуко, М., Тхостова, А. Ш., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пересборка социального : введение в акторно - сетевую теорию, Латур, Б., Полонской, И., 2014