• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Социология детства

Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Центральным тезисом социологии детства является признание ребенка полноправным членом общества, активным конструктором не только своей жизни, но и жизней всех тех, кто его окружает. Исследовательская логика курса определяется изучением отношений между поколениями – детьми и взрослыми. Поэтому представлен не только анализ специфически детского жизненного мира со своей субкультурой, но и социализирующих практик, распространенных в обществе в целом. В связи с этим будут рассмотрены педагогические стереотипы, способы дисциплинирования, образы идеального ребенка, стили воспитания, на которые ориентируются современные родители. Отдельное внимание уделено анализу материнской и отцовской стратегиям воздействия. Предложены для обсуждения следующие противоречия, характеризующие современный этап осознания ценности детства в обществе: увеличение заботы и усиление контроля; уменьшение физических наказаний и использование психологических манипуляций; предоставление свободы волеизъявления и жесткое ограничение «неудобных» проявлений детской активности; гуманизм и деспотизм; увеличение родительского внимания и привлечение в процесс воспитания нянь, воспитателей, детских экспертов. Принятие группы детей в сферу анализа социологии позволяет уйти от стереотипов восприятия по отношению к методам изучения остальных возрастных групп общества. В рамках курса проанализированы основные методологические особенности проведения социологических исследований детей. Среди социологов детства продолжается поиск эффективных инструментов сбора и анализа данных. На современном этапе широкое распространение получают методы с непосредственным участием детей в процессе сбора данных, формирования задач, выдвижения гипотез и анализа полученных результатов. Широкое обсуждение получают этические проблемы взаимодействия исследователя с ребенком.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Проанализировать актуальные проблемы современного детства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные теории, концепции в области социологии детства
  • Знать ключевые понятия и категории, такие как «детство», «ребенок», «воспитательные практики», «детская субкультура»
  • Распознавать роль и место современного ребенка в различных социальных институтах
  • Ориентироваться в современных представлениях о роли детства, формах его трансформации и неопределенности границ взрослости
  • уметь вести дискуссию с позиции современных представлений о роли детства, формах его трансформации и неопределенности границ взрослости
  • Анализировать различные социологические проблемы с учетом активной позиции ребенка и его включенности в общественную жизнь
  • Умение ориентироваться в социологических методах, используемых в изучении детей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социологические теории детства
    Социально-исторические предпосылки возникновения интереса к миру детства. «Открытие» социологии детства в конце ХХ века. Социология детства в России. Детство как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения. Статус детства в современном обществе. Основные социологические парадигмы изучения детства. Современные теории детства в работах Квортрупа, А.Праута, У.А. Корсаро, А.Джеймса, Аланен. Основные достижения социологии детства. Вклад исследований детства в научный анализ. Географический поворот в исследованиях детства. Множественность детских миров. Проблема возрастной категоризации детства. Размытость границ детства. «Исчезновение детства» (Н.Постман). Феномен «возникающей взрослости».
  • Историческая динамика роли ребенка в обществе
    Образы детства в различные исторические периоды. Инфатицид. Эволюция понятия детства в теории Ф. Арьеса. Образы детства в литературе и искусстве. История школьной жизни. Место детей в «старой» и «современной» семье. История российского и советского детства (Т.М. Смирнова, А.Ю. Рожков, О.Е. Кошелева, В.Г. Безрогова, К.Келли, А.А. Сальникова). Современные исследования по истории детства. Изучение материальной культуры детства. Визуальные исследования (фото, рисунки).
  • Социализация современного ребенка
    Содержание «социализации» на разных этапах развития общества. Основные теории социализации: детерминизм, конструктивизм и «новая» социология детства. Детоцентризм «новой социологии детства» и последствия для научного анализа. Концепция «межпоколенной упорядоченности», межпоколенный анализ. Роль основных агентов социализации (семья, детский сад и школа, сверстники, СМИ и Интернет) в формировании личности ребенка. Социальные и экономические изменения в семье. Роль экспертов в семейной социализации. Стили воспитания матерей и отцов. Родительская самоэффективность. Интенсивное материнство. Ребенок как проект. Новые технологии и школа. Символическое насилие. Медиапотребление. Роль Интернета и социальных сетей в жизни современного ребенка. Телесность как элемент анализа в современных теориях социализации. Потребительская социализация современных детей. Воздействие глобальных стилей жизни.
  • Детская субкультура
    Мир детства как автономная социокультурная реальность, обладающая своим собственным языком, структурой, функциями и традициями. Детская игра. Детский фольклор, художественное творчество. Субкультура сверстников. Коммуникативное поведение детей. Детские площадки как место взаимодействия.
  • От наказания к открытому договору: новые практики воспитания
    Противоречия современных воспитательных практик: свобода или зависимость, забота или контроль, гуманизм или насилие? Бескорыстный и реципроктный альтруизм (К.Дженкс). Нормативно-педагогические принципы и реальная воспитательная практика. Норма-тивные ожидания в отношении детей. Новые социокультурные возможности ребенка. Индивидуализация детства. Жизнь ребенка как «биографический проект». Типология модернизации детской жизни по следующим критериям: 1) отношения роди-телей и детей; 2) «ранняя биографизация»; 3) индивидуализация уклада жизни (П.Бюхнер, Г.-Г. Крюгер, М.Дюбуа-Реймон). Особенности воспитания ребенка в российском обществе.
  • Стратификационный анализ детства
    Дети как активные агенты, которые участвуют в общественных дискуссиях и принятии политических решений. Неравенство между взрослыми и детьми, родителями и детьми. Социально-классовые детерминанты в родительских установках, методах воздействия. Гендерная стратификация в детском сообществе. Особенности социализации мальчиков и девочек. Феминистские исследования воспитательных практик. Буллинг. Школьное насилие. Девиантное поведение. Подростковая агрессия. Детская бедность. Социальное расслоение в сфере образования. Дополнительное обра-зование как источник неравенства. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная адаптация беспризорных детей. Дети-мигранты в пространстве российского мегаполиса. Проблема насилия в семье.
  • Методологические и методические принципы исследования проблем детства
    Особенности использования количественных и качественных методов в исследованиях проблем детства. Текущий этап развития методологической и методической базы. Современный этап развития социологических исследований детства в России. Онлайн исследования: специфика применения. Геймификация. Особенности проведения интервью с ребенком. Игра-интервью. Интервью-прогулка. Проективные методики. Методики с применением графики, рисунков. Наблюдение. Биографический метод. Контент-анализ. Эксперимент. Социальное картографирование. Этические проблемы в исследованиях детей. Участвующий подход: возможности и ограничения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Округляется по арифметическому принципу, за основу берется целое и десятая, сотые и тысячные отсекаются. Оценка до 4-х баллов не округляется.
  • неблокирующий Эссе
    Округляется по арифметическому принципу, за основу берется целое и десятая, сотые и тысячные отсекаются. Оценка до 4-х баллов не округляется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Письменный экзамен + 0.4 * Работа на семинарах + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Accessing the child’s voice in research. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D7C4305C
  • Alan Prout. (2010). Reconsiderando a nova sociologia da infância Reconsidering the new sociology of childhood. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73E4D074
  • Honig, M.-S., Corsaro, W. A., & Qvortrup, J. (2009). The Palgrave Handbook of Childhood Studies. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310580
  • Hunleth, J., Jacob, R. R., Cole, S. M., Bond, V., & James, A. S. (2014). School holidays: examining childhood, gender norms, and kinship in children’s shorter-term residential mobility in urban Zambia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CBEFFDE
  • Johnston, J. (2018). Early Childhood Studies : Principles and Practice (Vol. 2nd edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1704136
  • Kehily, M. J. (2015). An Introduction to Childhood Studies (Vol. Third edition). Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1099346
  • Manuela Ferreira, Cristina Rocha, & Maria Emília Vilarinho. (2000). Changing professional practice: a sociology of childhood for the right of children to partcipate. Portugal, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.18B4F669
  • Spyrou, S., Rosen, R., & Cook, D. T. (2019). Reimagining Childhood Studies. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1918061
  • Корепанова-Котляр, И. А., & Соколова, М. В. (2017). The Playground as a Phenomenon of Children’s Subculture ; Детская площадка как феномен детской субкультуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E1440F4F
  • Королева, Д. О. (2016). Always Online: Using Mobile Technology and Social Media at Home and at School by Modern Teenagers ; Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B081B542
  • МАЙОРОВА-ЩЕГЛОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА. (2014). Трансформации Детства В Начале Xxi В.: К Уточнению Концепции Социального Конструирования Детства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD064A98
  • Майорова-щеглова, С. (2007). Детство в начале ХХI века: парадоксы развития и функционирования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA78631
  • Майорова-щеглова, С. (2013). Тенденции Изменения Воспитательных Практик В России: Опыт Использования Метода Дельфи В Среднесрочном Прогнозе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BC4C78D2
  • Поливанова, К. Н., & Смирнов, И. Б. (2017). What’s in My Profile: VKontakte Data as a Tool for Studying the Interests of Modern Teenagers ; Что в профиле тебе моем. Данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3B5E428

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Participatory methods: engaging children’s voices and experiences in research. (2016). United Kingdom, Europe: The London School of Economics and Political Science. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C1627BE5
  • Майорова-щеглова, С. (2010). Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации: мифы и реальность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17A36ECC