• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Аузан Полина Андреевна
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является изучение ключевых психоаналитических концепций психических расстройств в детском и подростковом возрасте. В результате освоения дисциплины студент должен знать: • принципы поиска научной информации, принципы подготовки научного аналитического текста; • основные принципы психоаналитического подхода; • основные методы психотерапии; • цели и условия использования каждого из рассматриваемых методов. • этапы проведения психотерапии; • особенности работы на каждом этапе индивидуальной и групповой психотерапии. Уметь: • проводить психологическую экспертизу социальных проектов и инноваций; • проводить диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств, состояний, деятельности индивидов и групп; • формулировать обоснованные психологические рекомендации прикладного характера. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Знать теоретические и практические основы психологического консультирования • Знать основы психологии личности и теории развития личности • Уметь анализировать научную литературу • Владеть на элементарном уровне базовыми навыками индивидуального психологического консультирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является изучение ключевых психоаналитических концепций психических расстройств в детском и подростковом возрасте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: принципы поиска научной информации, принципы подготовки научного аналитического текста; основные принципы психоаналитического подхода; основные методы психотерапии; цели и условия использования каждого из рассматриваемых методов. этапы проведения психотерапии; особенности работы на каждом этапе индивидуальной и групповой психотерапии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Диагностика в детской психотерапии оценка и методы
    • Основные характеристкики пациента-ребенка: • Психодинамическая оценка (А. Фрейд) • Характеристика нарушений эго-структуры у детей (психотический, пограничный, невротический уровни) • Методы диагностики: проективные методы, наблюдение за ребенком, игра • Организация первых встреч и заключение контракта
  • 2. Теоретические основы детского психоанализа
    • История детского психоанализа • Психоаналитические теории психического развития (М. Кляйн, Д. Винникот, А. Фрейд, М. Малер, Р. Шпиц, Д. Штерн) • Метод наблюдения за младенцами по Э. Бик.
  • 3. Психопатология в детском и подростковом возрасте – ключевые психоаналитические концепции
    Расстройства аутистического спектра: • Клиническое описание • Исторические аспекты (Л. Каннер, Г. Аспергер) • Классификация: DSM-5, МКБ-10. • Дифференциальный диагноз • Психоаналитические концепции аутизма: Ф.Тастин, Д.Мельцер, Д.Анзье. • Аутистические объекты и аутистические формы. Аутистические состояния. Психоаналитическая психотерапия с детьми c РАС. Психотические состояния в детском возрасте: • Психоаналитическое понимание психотических состояний • Классификация детских психозов в психоанализе • Симбиотический инфантильный психоз • Концепция психозов • Характерные черты, структура детских психозов • Особенности матерей психотиков Депрессия, суицидальные попытки и самоповреждающее поведениев детском и подростковом возрасте • Особенности симптоматики депрессии в детском и подростковом возрасте • Опросник депрессии (Шкала М.Ковач) • Психоаналитические теории депрессии (З.Фрейд, М. Кляйн, К.Абрахам, Э.Якобсон, Э.Бибринг, Дж. Сандлер, Х.Кохут, Д.Боулби, Д.Винникот, А.Грин) • Исследования механизмов депрессии аффективных нейронаук – теория 7 аффективных систем Я.Пагксеппа) • Психоаналитичекие концепции суицидального поведения – теория ядерного комплекса М.Глассера и представления о суицидальных фантазиях Д.Кэмбелла • Самоповреждающее поведение • Психосоматические симптомы и психосоматические расстройства у детей и подростков • Тревожные и фобические состояния в детском и подростковом возрасте • Обсессивно-компульсивные расстройства • Психологическая травма в детском возрасте и ее влияние на эмоциональное развитие ребенка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология, Выготский, Л. С., 2002
  • Руткевич А. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. ИСТОКИ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-05562-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-istoki-i-pervye-etapy-razvitiya-441476

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Детский психоанализ, Фрейд, А., Лейбина, В. М., 2003
  • Под ред. Притца А., Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. PSYCHOANALYSIS 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09537-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-psychoanalysis-429738